СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока: «Материальная точка. Система отсчёта. Перемещение»

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

- организовать деятельность по восприятию, осмыслению и первичному запоминанию новых знаний и способов деятельности;

- создать условия для развития памяти, логического мышления;

- создать условия для воспитания в учениках средствами урока уверенности в своих силах;

- создать условия для развитие умений использовать научные методы познаний.

Задачи урока:

- объяснить необходимость изучения механики;

- показать возможности ее практического применения;

- сформировать у учащихся представление о материальной точке, системе отсчета, перемещении.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока: «Материальная точка. Система отсчёта. Перемещение»»





















Конспект урока: «Материальная точка. Система отсчёта. Перемещение»


























Учитель :Яковлева Е.А.










Цели урока:

- организовать деятельность по восприятию, осмыслению и первичному запоминанию новых знаний и способов деятельности;

- создать условия для развития памяти, логического мышления;

- создать условия для воспитания в учениках средствами урока уверенности в своих силах;

- создать условия для развитие умений использовать научные методы познаний.

Задачи урока:

- объяснить необходимость изучения механики;

- показать возможности ее практического применения;

- сформировать у учащихся представление о материальной точке, системе отсчета, перемещении.

ХОД УРОКА

1.Организационный момент.

Учитель. Добрый день.Ребята, какое у вас настроение?

Настроимся на рабочий лад, давайте приступим к работе.

Как ты слышишь?

Какой дежурный звук?

Говорите правильно, четко слитно с ударением в нормальном темпе.

Послушайте, чем мы будем сегодня заниматься.

Будем работать по плану.

1.Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

3. Изучение нового материала.

4. Закрепление изученного материала.

5.Итог(рефлексия)

2. Актуализация знаний

Проверка д/з

Какое домашнее задание?Выучить что называется линзами, какие бывают линзы, решить задачи.

Какую тему мы с вами изучили?

Линзы. Оптическая сила линзы.

Какие бывают линзы?(собирающие и рассеивающие)

Какие бывают линзы по форме?(выпуклые и вогнутые).

3. Изучение нового материала

Может ли одно и тоже тело двигаться и не двигаться?

Пример Вы находитесь в классе в покое относительно Земли, но движетесь вместе с Землей вокруг Солнца.

Вывод : из примера следует: нет, и не может быть абсолютно неподвижных тел.(Слайд 1)


Сегодня мы с вами познакомимся с основными понятиями, которые помогают описать механическое движение.

Механическое движение – это движение тела в пространстве относительно других тел с течением времени. (Слайд2)

Тема нашего урока«Материальная точка. Система отсчёта. Перемещение»(Слайд 3)

Учитель. В окружающем нас мире всё находится в непрерывном движении.

Наиболее простым видом движения является уже известное нам механическое движение.

Описать движение тела , значит:

1) траекторию движения;

2) скорость движения;

3) путь пройденный телом;

4) положение тела в пространстве в любой момент времени.

УчительЕсли мы рассматриваем движение автомобиля, длина которого 5 м, прошедшего 100 км, то пройденное им расстояние какое?

Больше его собственной длины. Очевидно, что автомобиль можно рассмотреть как точку. В этом случае пользуются термином материальная точка.

Учитель. Записываем определение:

Материальной точкой называется тело, размерами которого в условиях решаемой задачи можно пренебречь.

Материальная точка – это модель физического тела. (слайд 4)

Помимо материальной точки нам нужна система отсчёта, с помощью которого можно описать движение тела.

Любая система отсчёта состоит из трёх элементов:

1)Чтобы описать движение нам нужна точка, от которой будем отсчитывать расстояние. Такое тело называется телом отсчёта.

2) Для описания движения нам необходимо определить время движения от начала в каждой точке траектории. А для отсчёта времени нам нужны часы.

3)Чтобы задать положение тела в пространстве нам нужна система координат.

Таким образом, системой отсчёта называется система, которая состоит из тела отсчёта, связанной с ним системой координат и часов(слайд 5)

Системы отсчёта бывают множества видов. Мы с вами рассмотрим декартову систему отсчета: одномерную, двумерную и трехмерную. Мы с вами будем пользоваться декартовой системой двух видов: одномерной и двухмерной.(пример с машиной )

(слайд 6)

Учитель: Ребята, давайте решим с вами задачу: Человек, первоначально находившийся в точке с координатами (0; 0) начал двигаться и за 1 час прошел 5 км. Определите положение человека через 1 час. Человек мог пройти 5 км. на север или на восток.

Нам нужно знать направление движения для нахождения положения тела в пространстве в любой момент времени.Необходимо знать направление отрезка прямой, соединяющей начальное и конечное положение тела т.е. его ПЕРЕМЕЩЕНИЕ.

Учитель: Запишем определение: 

Перемещением тела называют направленный отрезок прямой, соединяющий начальное положение тела с его последующим положением.

Перемещение- это векторная величина: характеризуется числовым значением и направлением..

В системе СИ: [ ] = м(Слайд7)

Пройденный путь - это длина траектории.

Пройденный путь - скалярная величина.В СИ единица пути S.СИ: [S] = м(слайд 8),

Физминутка(слайд 9)

Учитель: Если траектория движения тела прямая линия, то модуль вектора перемещения равен пройденному пути. (Пример: лифт.) (слайд 10)


Если траектория движения тела кривая линия, то модуль вектора перемещения меньше пройденного пути. (слайд 11)

Если траектория движения тела замкнутая линия, то модуль вектора перемещения равен нулю, а пройденный путь не равен нулю. (Пример: кольцевой автобус.) (слайд 12)

4. Закрепление изученного материала

1. За движением космического корабля следят из Центра управления полетов на Земле. (Материальная точка.)

2. За тем же кораблем наблюдает космонавт, осуществляющий с ним стыковку. (Нематериальная точка.)

3. Можно ли принять за материальную точку человека, совершающего пробежку?

Можно, так как человек меньше чем расстояние какое он пробежал.

4.Можно ли принять за материальную точку поезд идущий из Москвы во Владивосток?(слайд13)

Можно, так как поезд меньше чем расстояние какое он прошел.

Учитель: Вертолет пролетел на север 30 км, затем на восток еще 40 км. Найти путь и перемещение вертолета.

Как найти перемещение? По определению перемещения: соединяем отрезком начальное и конечное положения вертолета и указываем направление.

Учитель: Правильно. Как мы видим у нас получился прямоугольный треугольник. Теперь мы можем узнать чему равно перемещение .

Ученик: По теореме Пифагора гипотенуза равна 50 км (слайд14)

Найдите начальные и конечные координаты векторов.(задача).

5.Итог. Рефлексия

Учитель. Наш урок подходит к концу.В заключении необходимо отметить, что всякое движение характеризуется системой координат, телом отсчёта, прибором для измерения времени.

Давайте подведем итоги вашей работы на уроке.

Какая тема урока?

Что вы делали на уроке?

Что нового вы узнали?

Ученик: Мы узнали, что такое материальная точка, система отсчета,

траектория и путь. Научились находить перемещение.

Рефлексия.

Оцените свою работу.

Выберите смайлик "Мое настроение" Всем спасибо!!! До свидания. (слайд15)

5. Домашнее задание (1 мин)

  1. Выучить материал § 1,2 записи в тетради.

  2. Упражнение 1 (учебник, стр. 9)(слайд16)


.








































Можно ли считать Луну материальной точкой при расчете расстояния от Земли до Луны;




Да, т.к. расстояние во много раз больше диаметра Луны и Земли(расстояние 60 радиусов Земли между ними)


 Можно ли считать футболиста материальной точкой, когда:

а) он бежит от середины поля к воротам противника;

б) он отбирает мяч у противника;


В первом случае-можно, так как его размеры не столь важны для данной ситуации, а во втором-нет, так как рост футболиста имеет значение...



№5. Определите координаты точки А в системах отсчета XOY и X'O'Y' 





. За движением космического корабля следят из Центра управления полетов на Земле.



2. За тем же кораблем наблюдает космонавт, осуществляющий с ним стыковку.



3. Можно ли принять за материальную точку человека, совершающего пробежку?




4.Можно ли принять за материальную точку поезд идущий из Москвы во Владивосток?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!