СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока «Мозаика»

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока «Мозаика»

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока «Мозаика»»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №17 имени генерал-лейтенанта В.М. Баданова города Димитровграда Ульяновской области»


Сабанова Елена Михайловна

учитель изобразительного искусства


Конспект урока «Мозаика»


Тип урока: изучение нового материала

Цель урока: научиться познавать мир через художественный образ мозаики, определять место и роль монументальной живописи в жизни человека и общества.

Задачи урока:

  1. Образовательные: Сформировать представление о мозаике, как о виде монументальной живописи.

  1. Развивающие:

Развивать познавательную активность учащихся с помощью проблемных ситуаций и практической деятельности.

Совершенствовать навыки работы с бумагой и другими нетрадиционными материалами.

  1. Воспитательные:

Воспитывать нравственно-эстетическое восприятие мира, любовь к искусству, бережному отношению к наследию своего народа.

Оборудование для учащихся:

Картон, цветная бумага, зеленый и желтый горох, цветные макароны, бусины и другие материалы, разложенные в пакеты.

Клей ПВА.

Кисточки. Клеенка.

Оборудование для учителя:

Образцы работ в технике мозаика, открытки, репродукции, фотографии, презентация "Мозаика"

План урока (45 мин.)

Организационный момент. Проверка готовности к уроку. 3 мин.

Теоретическая часть. Вводная беседа с демонстрацией презентации.

Объяснение выполнения последовательности выполнения творческого задания. 10-15 мин.

Практическая часть. Самостоятельная творческая работа. 15-20 мин.

Заключительная часть. Подведение итогов. Выставка работ. 7 мин

Ход урока

(На доске тема урока: Монументальная живопись.)

Организационный момент:

Приветствие, проверка наличия необходимых материалов и принадлежностей у учащихся.

Теоретическая часть:

- Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с видами монументальной живописи, но сначала давайте вспомним, какие произведения в искусстве называются монументальными.

(Ответ учащихся - живописные произведения большого размера, которые украшают какое-нибудь архитектурное сооружение внутри или снаружи)

Вспомним, к монументальной живописи относят:

Ответы учащихся:

Фрески - живопись по сырой штукатурке. Фресковой живописью занимались Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Андрей Рублев, Феофан Грек.

(просмотр иллюстраций)

Витраж - это картина, составленная из кусочков цветного стекла, скрепленных между собой свинцовыми полосками. Витражи широко применялись в интерьере средневековых соборов.

(просмотр иллюстраций)

Правильно, а сегодня мы познакомимся с еще одним видом монументальной живописи - мозаикой.

(Просмотр презентации)

Слайд 2 Мозаика в переводе с греческого языка переводится как обиталище, храм муз".Это изображение, составленное из различных кусочков разноцветных натуральных камней, стеклянных сплавов (смальт), керамики, дерева и других материалов. Рис. 1[5]

Слайды 3-4 Родиной мозаики считают Древнюю Грецию, где изображения составлялись из разноцветной гальки (морских камешков). Рис. 2, 3 [6,7]

Слайд 5 Римляне переняли этот вид искусства у греков, но они первыми стали применять для мозаики специально вырезанные кусочки из натуральных камней. Рис. 4 [8]

Слайды 6 - 7 Позднее в Византии стали делать мозаику из смальты - специальных стеклянных кубиков и пластинок. Рис. 5, 6, 7 [9, 10, 11]

Слайды 8 - 9 Русские мастера в древности тоже владели искусством мозаики.

Но для развития искусства мозаики нужна была смальта, а русское стеклоделие пришло в упадок в результате нашествия монголо-татар. Поэтому широкого распространения стеклянная мозаика в России не получила, поскольку материал (смальта) привозили из-за границы, а своего стекольного производства на Руси не было вплоть до конца 18 века. Рис. 8, 9 [12,13]

Слайды 10-12. Мозаика вновь блеснула своими разноцветными гранями в мастерской великого русского ученого М. Ломоносова. Его увлекла искусная работа итальянских мастеров. Ломоносов решает не только возродить искусство стеклянной мозаики в России, но и наладить собственное стекольное производство, в том числе и изготовление русской смальты. Ломоносов хорошо знал, что мозаика была известна еще Киевской Руси, и он воодушевляется мыслью не только возродить это древнее искусство в нашей стране, но и снабдить его новым, совершенным материалом. Он открывает способ получать смальты любого цвета. По немногим образцам он не только постиг мозаичную технику, но и осознал художественный смысл мозаики - ее суровую и выразительную простоту, ее красочные возможности, декоративное значение и эпическую монументальность.

Из 40 мозаик, выполненных лично Ломоносовым, сохранилось 23. Они хранятся в Русском музее, Эрмитаже и Московском историческом музее.

Рис. 10,11,12,13,14 [14,15,16,17,18]


Слайд 13 В наши дни про мозаику не забыли. Ее применяют для украшения различных архитектурных сооружений. Рис. 15 [19]

Слайды 14 - 16 для оформления интерьеров жилых и общественных зданий.

Рис. 16,17,18,19,20 [20,21,22,23,24]

Слайды 17 - 20 Талантливый архитектор Антонио Гауди применял мозаику для украшения фасадов зданий и малых архитектурных форм. Тысячи туристов приезжают в Барселону, чтобы полюбоваться творением рук этого мастера. Рис.21,22,23,24 [25,26,27,28]

  • Вам необходимо выполнить мозаику новогодней елки из различного нетрадиционного материала. Не забывайте о законах композиции и контрастности цвета.

Материал для мозаики находится на столах в пакетах.

(Учащиеся выбирают материал)

1-я группа - из цветной бумаги.

2-я группа - из разноцветных макаронных изделий

3-я группа - из бумажных полосок в технике "квиллинг"

4-я группа - из разноцветного гороха

Практическая часть. Самостоятельная творческая работа.

В процессе самостоятельной работы учитель предоставляет детям творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь. Включается презентация с негромкой музыкой.

Заключительная част. Выставка работ.

  • Ребята, вы настоящие мастера мозаики. Давайте посмотрим, какие работы у вас получились.

(Учащиеся располагают свои работы на доске. Вместе с учителем определяют лучшие.)

Подведение итогов:

Вопрос: Давайте вспомним - с каким видом монументальной живописи мы сегодня познакомились?

Ответ учащихся: с мозаикой.

Вопрос: Место рождения искусства мозаики?

Ответ учащихся: Древняя Греция.

Вопрос: Какие материалы применяются при изготовлении мозаики?

Ответ учащихся: кусочки натуральных камней, смальты, керамики, дерево и другие материалы.

  • Сегодня на уроке мы познакомились с еще одним видом монументальной живописи - мозаикой, с ее особенностями выполнения. Теперь вы легко можете определить этот вид монументальной живописи, который окружает нас в повседневной жизни, сможете оценить работу мастеров разных эпох. А может кто-то из вас задумается посвятить свою будущую профессию этому виду искусства.

На этом урок закончен. До свидания.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!