СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока музыкальной литературы на тему "Симфонический оркестр"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по  музыкальной литературе (1 год обучения) для ДШИ на тему : Симфонический оркестр

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока музыкальной литературы на тему "Симфонический оркестр"»

Урок музыкальной литературы


Тема: «Симфонический оркестр»


Цель урока: знакомство с музыкальными инструментами симфонического оркестра.

Задачи:

• расширение знаний учащихся о музыкальных инструментах и разновидности оркестров;

• развитие музыкально-творческих способностей учащихся на основе формирования комплекса знаний, умений и навыков слухового анализа звучания музыкальных инструментов;

• развитие личного отношения к музыкальным инструментам;

• повышение интереса к музыкальному искусству через изучение нового материала и применения различных форм деятельности;

• приобщение к культурным традициям своего народа.


Тип урока: урок изучения нового материала


Вид урока: урок-лекция

Методы обучения:

- словесные (рассказ, беседа, объяснение)

- наглядно-зрительный (презентация)

Методы воспитания:

- метод нравственно-эстетического познания музыки;

Материально-техническое оснащение: учебники по музыкальной литературе, компьютер, телевизор, мультимедийная презентация


Ход урока.

  1. Организационный. 
    Музыкальное приветствие, организационный момент.
    2. Актуализация знаний.

Звучит фрагмент симфонической музыки - «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик», П. И. Чайковский.
У Учитель. В наше время, пожалуй, трудно найти человека, который бы никогда не слышал звучание симфонического оркестра.

Симфонический оркестр исполняет симфонии и сюиты, симфонические поэмы и фантазии, сопровождает подчас действие в кинофильме, участвует в исполнении опер и ораторий, соревнуется с солистами в инструментальных концертах.

Так какой же оркестр называется симфоническим?

- Симфоническим оркестром называют большой коллектив музыкантов, исполняющих симфонические музыкальные произведения.

Вот уже свыше двух веков самые заветные помыслы композиторов, самые яркие вехи истории искусства звуков связаны с музыкой, задуманной, написанной, а порой и переложенной для симфонического оркестра. И сегодня мы познакомимся с инструментами и группами симфонического оркестра.



Слайд 1

Учитель. Войдя в концертный зал, мы услышим, как музыканты настраивают свои инструменты.

По щелчку мыши звуковое сопровождение слайда.

Много разных инструментов входит в состав симфонического оркестра. На некоторых играют при помощи смычка, ведя его по струне. В другие нужно подуть, чтобы получился звук. Есть инструменты, по которым нужно ударять. Вот и определились основные группы, на которые делятся все инструменты:

Слайд № 2

По щелчку мыши на слайде появляются названия групп инструментов симфонического оркестра

  • струнные смычковые,

  • духовые деревянные,

  • духовые медные,

  • ударные.

  • иногда в оркестр включаются арфа, рояль, орган.

Учитель. Любая из оркестровых групп способна отделятся от других и вести своё музыкальное повествование при молчании остальных; но все они полностью, частично или единичными своими представителями, сливаясь с другой группой или её частью, образуют сложный тембровый сплав.

Так какие инструменты входят в состав симфонического оркестра?

- В состав симфонического оркестра входят деревянные духовые инструменты: флейты, гобои, кларнеты, фаготы. Медные духовые: валторны, трубы, тромбоны, туба. Есть здесь и раскатистые литавры, трескучие барабаны, грохочущие тарелки, множество других ударно-шумовых инструментов; щипковые - арфа; клавишные - челеста и рояль. И, наконец, душа оркестра группа струнных смычковых. Это скрипки, альты, контрабасы, виолончели.

- Познакомимся с каждой группой симфонического оркестра и услышим звучание инструментов. И так, первая группа, которую называют душой оркестра – струнные смычковые инструменты.

- Это очень древнее семейство. Когда появились на свет первые представители его, даже установить трудно. Может быть, 800 лет назад, может быть, 600 или 400... Во всяком случае, оно существует не одну сотню лет. Уже с самого своего появления смычковые, а особенно скрипки,приобрели многочисленных поклонников и завоевали большую любовь. Скрипки играли и во дворцах королей и на деревенских праздниках и везде пользовались одинаково большим успехом.В семействе смычковых, которое играет в симфоническом оркестре, четыре представителя. Самые главные среди них скрипки - быстрые, живые, а еще великолепные рассказчицы.

Им вторят и помогают альты. Вообще альты по характеру своему очень общительные. Они любят всем в оркестре помогать.

Виолончель не так скромна, как альт. Она знает, что голос у нее очень красивый. Она умеет так проникновенно петь, что слезы невольно навертываются на глаза...

Последний представитель смычковых - контрабас. Появился на свет он гораздо позже, чем скрипка, альт и виолончель. Голос у него скрипучий и тусклый, речь медлительна благоразумна. Он хороший друг и в оркестре всегда поддерживает скрипку, альт и виолончель. Но когда сердится-становится ворчливым и неприятным.

Смычковые самые богатые по разнообразию звучания. Но сила звука у каждого из инструментов невелика, и именно поэтому в оркестре их больше всех.

Слайд 3 и 4

По щелчку мыши на слайде появляется название группы

«Струнные смычковые», далее автоматически появляются инструменты этой группы.

Учитель приглашает следующую группу учащихся подготовивших сообщения к уроку.

- В оркестре деревянные духовые не так многочисленны, как смычковые. Располагаются они близко от струнных и всегда поддерживают их. И хотя деревянных духовых, как и струнных, тоже четыре представителя - фагот, кларнет, гобой и флейта, но, если скрипок в оркестре тридцать, то флейт обычно бывает две - три и одна маленькая флейта - флейта-пикколо. Каждого из остальных членов этого семейства в оркестре так же не больше двух - трех. Голоса деревянных духовых очень схожи с человеческими, а флейта умеет подражать еще и щебетанью птичек, вздохам ветерка.

- У кларнета голос чистый, тембр мягкий. Он может исполнять и нежные мелодии, и быстрые пассажи. Кларнет - инструмент, без которого не обходится ни один военный оркестр. Он умеет быть и воинственным, и нежным, и крикливым, и тихим. Словом, ведет себя сообразно обстановке.

- Кларнет ценит дружбу с фаготом. Голос фагота низкий и суровый. Фагот часто ворчит и бывает всем и всеми недоволен. Зато гобой прямая противоположность фаготу. «Гобой блестит лучом надежды среди туч скорби!» — говорил о нем известный французский композитор Гектор Берлиоз.

Слайд 5

По щелчку мыши на слайде появляется название группы

«Духовые деревянные», далее автоматически появляются инструменты этой группы.

Учитель приглашает следующую группу учащихся подготовивших сообщения к уроку.

- Медные духовые музыкальные инструменты. Их иначе называют «Медь». Медные духовые или медь входят в состав симфонического оркестра, но могут образовать и самостоятельный оркестр - духовой. Медь очень мощная и сильная группа оркестра. Одна труба может заглушить все скрипки, альты, виолончели, контрабасы, деревянные духовые вместе взятые. А их вместе взятых в оркестре бывает до восьмидесяти и более! Вот какой силой звука обладают инструменты этого семейства. Поэтому в оркестре они располагаются ближе к ударным - тоже шумной группе.

О трубе - главной представительнице медных духовых - говорят, что там, где «зарождалось человеческое общество, непременно появлялась и труба... Она неизменно принимала, да принимает, еще и по сей день, живейшее участие в повседневной жизни человечества... Она присутствовала на всех празднествах и обрядах. В свое время она объявляла войну и сзывала войско на бой. Она же подавала знак к отступлению и возвещала торжество победителей». Может быть, оттого, что голос у нее звонкий и торжественный, гордый и надменный. Но наши гордые представительницы струнных – скрипки - не признают «некоронованную королеву» трубу. Они считают ее плохо воспитанной. Ведь неприлично, говорят они, так громко разговаривать и тем самым привлекать к себе всеобщее внимание.

Остальные члены семейства медных столь же громогласны, но не так блестящи. Валторна характером помягче, голос ее очень выразителен и часто по звучанию напоминает виолончель. Вот почему виолончель любит, когда ее пение поддерживают валторны.

Тромбон же может быть свирепым и злым. И даже, когда он играет сдержанно, голос его звучит «сурово, жестко и взволнованно. Как будто сильная рука укротителя сдерживает гнев, клокочущий внутри дикого зверя» (Берлиоз). И совсем недавно в симфоническом оркестре появилась туба. Она грузна и тяжеловесна. Быстрые мелодии исполнять хоть и может, но делает это с изяществом слона. Поэтому чаще в оркестре она дремлет и редко-редко вставит свой голос.

Слайд 6

По щелчку мыши на слайде появляется название группы

«Духовые медные», далее автоматически появляются инструменты этой группы.


Слайд 7 (продолжение 6)

По щелчку мыши на слайде появляется инструменты

Учитель приглашает следующую группу учащихся подготовивших сообщения к уроку.


- Ударные инструменты. Первые представители этой большой семьи появились в незапамятные времена, когда первобытный человек только-только начинал производить всевозможные орудия производства. Семейство ударных очень многочисленное. Большой и малый барабаны, литавры, треугольники, тамтамы. Бубен, тарелки, ксилофон, колокольчики, колокола. Даже челесту и рояль причисляют к семейству ударных. Только называют их не просто ударные, а клавишно-ударные. Ударные очень разнообразны по своим голосам. Все они и внешне совершенно не схожи друг с другом. Пузатая литавра похожа на огромный медный котел, а большой барабан скорее на железное колесо с натянутыми по бокам кожаными перепонками, треугольник же — это стальная толстая проволока, изогнутая в виде треугольника. Но всех их объединяет одно: звук извлекается у них ударом по инструменту. Поэтому и называются они Ударные.

Слайды 8, 9,10

- Мы познакомились сегодня с инструментами симфонического оркестра и группами, в которые они объединяются. Посмотрите, как схематично выглядит симфонический оркестр на сцене. Вам, наверное, показалось, что расположились инструменты на сцене, как кому вздумается: кто в углу, кто впереди, а кто где-то в сторонке. Но вглядитесь и вы увидите, что инструменты в оркестре распределены в строгом порядке.

Слайд 11

Учитель. Струнных инструментов в оркестре много. Первых скрипок бывает от десяти до восемнадцати, вторых – от восьми до шестнадцати, виолончелей от шести до двенадцати, контрабасов от четырёх до восьми. Это объясняется просто: звук струнных инструментов самый слабый. Для равновесия звучности и необходима в оркестре большая струнная группа. И располагаются струнные всегда ближе к дирижеру, к слушателям.

С духовыми инструментами дело обстоит по-другому. Деревянных духовых в оркестре бывает по два или три основных. Из медных духовых инструментов в оркестре обычно четыре валторны, две трубы, три тромбона и одна туба. Однако число медных может быть и больше.

Ударная группа в оркестре не имеет постоянного состава. В неё в каждом случае включаются те инструменты, которые значатся в партитуре исполняемого произведения. Только литавры являются непременным участником каждого концерта.

Очень часто такие инструменты как рояль, арфа солируют в оркестре.

Учитель предлагает послушать музыку в исполнении симфонического оркестра.

Полное прослушивание - «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик», П. И. Чайковский.

Учитель. А теперь предлагаю проверить, что вы запомнили на уроке..



Викторина.



  1. Какой из перечисленных музыкальных инструментов не является ударным?

  • барабан

  • фагот

  • бубен

  • литавра.

  1. О каком музыкальном инструменте говорят: «Главная представительница медных духовых»?

  • Фагот

  • Рояль

  • Тромбон

  • Труба

  1. Какой инструмент причисляют к семейству струнных смычковых?

  • Виолончель

  • Рояль

  • Челеста

  • флейта

  1. Голоса какой группы инструментов очень схожи с человеческим, а некоторые инструменты этой группы умеют подражать еще и щебетанью птичек, вздоху ветерка?

  • Струнные смычковые

  • Духовые деревянные

  • Духовые медные

  • Ударные

  1. Как называется руководитель оркестра?

  • Хореограф

  • Дирижер

  • Концертмейстер

  • Композитор

Учащиеся проводят взаимопроверку викторины.

Дом задание. Учитель. Обо всех ли инструментах симфонического оркестра мы вам сегодня рассказали? Есть ли у инструментов, с которыми мы сегодня познакомились, братья, родственные инструменты, которые так же могут звучать в симфоническом оркестре? Подготовьте к следующему уроку на эти вопросы ответы в виде сообщений или выполните рисунок, который дополните рассказом. По вашему желанию.



В конце урока можно предложить просмотр мультфильма о муз. Инструментах

Урок музыкальной литературы. Тема: «Симфонический оркестр»

С лайд 1: Слайд 2:













С лайд 3: Слайд 4:











Слайд 5: Слайд 6:











Слайд 7: Слайд 8:









Слайд 9: Слайд 10:











Слайд 11: Слайд 12:











С лайд 13: Слайд 14:




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!