СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока на тему: «Буквы е и и в падежных окончаниях имён существительных"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок открытия новых знаний с применением интерактивного обучения. Цель урока: развитие умения опираться на морфологический анализ при выборе правильного написания слова.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему: «Буквы е и и в падежных окончаниях имён существительных"»

5 кл.



Тема урока: Буквы е и и в падежных окончаниях имён существительных.

Тип урока: открытие нового знания.


Тип урока: урок с применением интерактивного обучения (работа в группах)

Оборудование:

- карточки с заданиями ;

- учебник: Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 частях. Часть 2/[ Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, А.В. Глазков, А. Г. Лисицын]. 4-е изд., испр. – М.: Просвещение, 2014.

Цель развитие умения опираться на морфологический анализ при выборе правильного написания слова.


Задачи:

- обучающие:

формирование у учащихся лингвистической компетенции через:

-повторение правила правописания падежных окончаний имен существительных;

-изучение правила правописания падежных окончаний имен существительных,

-формирование и закрепление умения осуществлять выбор гласных Е-И в безударных окончаниях имен существительных;

- развивающие: развитие умений

-общеучебных (работа с теоретическим материалом в учебнике, с использованием интерактивной таблицы ),

-интеллектуальных (анализ, обобщение, сравнение, построение алгоритма, выбор)

-специальных умений (использование специальной терминологии).

- воспитательные:

создание условий для воспитания культуры умственного труда через развитие умения формулировать учебную задачу, планировать свою работу, вооружение рациональными учебными действиями для решения лингвистических задач.

УУД:

Личностные: проявлять познавательный интерес к новым знаниям

Регулятивные: выполнять учебное задание в соответствии с целью.

Познавательные: определять значимость речи в общении и обосновывать своё суждение.

Коммуникативные: формулировать понятные для партнёра высказывания; согласовывать позиции и находить общее решение.



ХОД УРОКА:

I.Организационный момент. Мотивация учащихся

-Добрый день! Давайте посмотрим друг на друга и улыбнемся, ведь «от улыбки станет всем теплей», как говорил Крошка Енот. Я рада, что у вас хорошее настроение и надеюсь, что мы сегодня с вами дружно и активно поработаем. Не бойтесь трудностей, за ними всегда приходит радость. Примите в подарок сова Л.Н. Толстого: «Если ученик в школе не научится сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет подражать.»


II.Актуализация знаний учащихся необходимых для изучения и понимания нового материала (5 мин)


1.Повторение пройденного материала.

Фронтальный опрос:

Ребята, давайте вспомним, как узнать склонение существительного?

- По какой форме существительного определяем склонение?( Склонение существительных определяется по форме им. п. ед ч.)

- По какой морфеме? (по окончанию)

- Сколько склонений в русском языке?(3типа скл. -1,2,3)

- Как распределяются по ним существительные?(1-е скл . сущ. ж. р.и м. р. окончание –а, -я,; 2-е скл сущ. м. р. и ср. р – о,-е и нулевое окончание.;3-е скл. сущ. ж. р с нулевым окончанием.)

Как определить падеж существительного? (1. Найти слово, от которого зависит существительное. 2.От этого слова к существительному поставить вопрос.3.По вопросу и предлогу определить падеж).


Вспомним падежи:


Сказка.

Он еще не родился, а уже думали, какое ему дать имя, и решили назвать – Именительный.

Родился – стал Родительный.

Пока он был малышом, ему все давали, и он стал Дательным.

Но он был и большим озорником, за всякие проделки его винили, и он стал Винительным.

Потом он подрос, стал творить добрые дела и называться стал Творительный.

Он всем предлагал свою помощь, о нем заговорили и назвали теперь Предложный.

(В.Волина).


3) Зачем важно знать склонение и падеж существительного?(Чтобы правильно написать его окончание).

-А теперь посмотрим на второй пункт плана. Мы его выполнили? (учитель отмечает на доске, дети отмечают в маршрутном листе)


Прочитайте предложение: Туристы расположились в палатк... около берёзовой рощ... .

- Определите падеж, склонение, число существительных у существительных с пропущенными буквами. Аргументируйте свой ответ.


(Учащиеся определяют у существительных падеж, склонение, число. Доказывают правильность ответа).


Создание ситуации затруднения


- Определите, в какой морфеме пропущены буквы?

(Ребята определяют морфему (окончание).


- Какую гласную нужно писать в падежных окончаниях этих существительных?

( Мнения детей разделяются)

- Почему возникло затруднение?


(Учащиеся объясняют причину затруднения:

- Мы не знаем, когда в окончаниях существительных единственного числа писать гласную -Е, а когда –И)


2. Формулировка темы и определение цели урока.

- Какой же будет тема нашего урока? О чем пойдет разговор? (помогает правильно сформулировать тему.

(Дети определяют тему урока, с помощью учителя правильно формулируют ее: «Буквы Е и И в падежных окончаниях имен существительных » Запишите тему в тетради)


- Какую цель мы поставим перед собой?

(Ученики ставят цель:

- Научиться определять, когда в падежных окончаниях существительных писать гласную -Е, а когда –И).

- Каким образом мы сможем достичь поставленной цели?

(проговаривает совместно с детьми)

3. Реализация проекта выхода из затруднения


Работа в группах. ( Учащиеся объединяются в группы 2 парты) Каждой группе дается 3 мин. на выполнение работы и 1-2 мин. на представление своего проекта. (Один человек из каждой группы «оратор» рассказывает о полученных результатах).


Знакомство с алгоритмом рассуждения «Советы помощника» на стр.22 - «Как правильно написать безударное падежное окончание существительного». Задание:

  1. Преобразовать алгоритм в таблицу (карточка)


КАРТОЧКА №1

Таблица «Буквы Е и И в окончаниях имен существительных»


1-е скл.

2-е скл.

3-е скл.

Р.п.




Д.п.




П.п.





  1. Презентация проектов

3) Самопроверка по ключу-табличке (см.в РМ)

Вывод: Для того чтобы правильно написать окончание у имени сущ. в ед. числе необходимо знать, в каком падеже и склонении стоит существительное. Необходимо соотнести данные с окончаниями существительных в таблице (либо использовать окончания слов-помощников, в которых чётко слышны окончания ( 1скл. –РУКА, 2скл.- ПЛЕЧО, 3 скл. – ГРУДЬ))


4. Первичное закрепление (отработка умений и навыков по теме урока)


1. Продолжение работы с предложением, записанным на доске:

- Скажите, теперь мы можем правильно вставить буквы?

Туристы расположились в палатке (1-е скл., П. п.)около берёзовой рощи(1-е скл.,Р. п.)

- Почему окончания разные, если оба существительных 1-го скл.) (разный падеж у сущ.)

2.Работа с учебником. УПР. 297 (пользуясь таблицей, объяснить правописание пропущенных окончаний существительных. )

(2 ученика у доски выполняют задание, проговаривая алгоритм решения вслух, остальные работают самостоятельно в тетради (3 мин.)

Прочитайте задание: Запишите слова в 2 колонки, вставляя пропущенные буквы. Во всех словах поставьте ударение, в скобках укажите тип склонения и падеж.


Самопроверка (РМ -ключ к упр.297)


в окне ( П. п., 2-е скл.) в море ( П. п., 2-е скл.)

в степи ( П. п., 3-е скл.) в области ( П. п., 3-е скл.)

без земли (Р. п., 1-е скл.) без книги (Р. п., 1-е скл.)

к реке (Д. п.,1-е скл.) к деревне (Д. п.,1-е скл.)

о ржи ( П. п., 3-е скл.) об осени ( П. п., 3-е скл.)

на коне ( П. п., 2-е скл.) на ослике ( П. п., 2-е скл.)

на стене ( П. п., 1-е скл.) на улице ( П. п., 1-е скл.)


Физкульминутка


5. Самостоятельная работа с взаимопроверкой(РМ)

КАРТОЧКА №2

Вставьте пропущенные буквы в окончаниях слов:

Пробираться по пустыне, бояться пустыни, узнать о пустыне, нет совести, обязан своей совести, вспомнить о совести


(Учащиеся вставляют пропущенные буквы).Оценивание проводится по следующим критериям: «5» - нет ошибок, «4» - 1- 2ошибки, «3» - 3 ошибки, «2» - 4 и более ошибок

-Давайте проверим, как вы справились с этим заданием


Для чего мы выполнили эти упражнения?

- Мы закрепили правило о выборе гласных Е-И в падежных окончаниях существительных


6.Контроль и самоконтроль знаний и способов действий


 Работа по карточкам (на оценку): разноуровневые задания.


– Вставьте пропущенные буквы, объяснив написание е–и в окончаниях существительных:

Растут вдоль дорог…, запах полын…, помогать подруг…, идти по тропинк…, обрадоваться новост…, стоять на опушк… леса, песня о счасть…, ехать по магистрал…, книга в портфел…, вытащить из проруб….

в) – Составьте небольшой рассказ о «жизни» ваших школьных предметов (ручки, тетради, ластике и т.д.). 


8. Домашнее задание:

Домашнее задание (дифференцированное, по выбору учащихся).
- карточки с 3-х уровневым заданием (Приложение 4)
-упражнение №299 стр. 22 в учебнике.

Учащиеся выбирают домашнее задание, записывают в дневник.

9. Рефлексия:


-Оцените свою работу.

(Учащиеся дают самооценку собственной учебной деятельности на уроке и оценивают работу одноклассников).

- Что узнали на уроке?

- Чему научились?

- В чем испытывали затруднения?

- Чем запомнился урок?

- Я не умел, а теперь умею…


-Ребята, наш урок подошел к концу, и мне бы хотелось узнать какое у вас сейчас настроение. Нарисуйте, пожалуйста, на полях своих тетрадей смайлики.



Домашнее задание :


1.Упр.299 (задания 1-3 устно)


2. I уровень (Низкий) ( Все буквы вставлены, объяснить правописание падежных окончаний)

На моей полянке были разбросаны кусты можжевельника, среди них подымалась очень высокая ель, а на верхушке ее, на этом пальце, сидел певчий дрозд и насвистывал время от времени свою флейту, как будто управлял множеством лесных звуков наступающей вечерней зари. (М. Пришвин)


II уровень (Средний).(Вставить пропущенные окончания существительных, объяснить правописание падежных окончаний. Сделать морфемный разбор одного существительного.)


На моей полянк_ были разбросаны кусты можжевельника, среди них подымалась очень высокая ель, а на верхушк_ ее, на этом пальц_, сидел певчий дрозд и насвистывал время от времен_ свою флейту, как будто управлял множеством лесных звук_в наступающей вечерней зари. (М. Пришвин)


III уровень (Высокий) (Вставить пропущенные буквы, объяснить правописание падежных окончаний. Сделать морфемный разбор трех существительных.)

На моей полянк_ были разбросаны кусты можжевельника, среди них подымалась очень высок_я ель, а на верхушк_ ее, на этом пальц_, сидел певчий дрозд и насвистывал время от времен_ свою флейту, как будто управлял множеств_м лесных звук_в наступающ_й вечерн_й зари. (М. Пришвин)



9



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!