СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Национальные и мировые религии. Религии и религиозные объединения в Российской Федерации" 8 класс (базовый уровень)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Религия — определенная система взглядов, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Национальные и мировые религии. Религии и религиозные объединения в Российской Федерации" 8 класс (базовый уровень)»

Конспект урока "Национальные и мировые религии. Религии и религиозные объединения в Российской Федерации"

8 класс (базовый уровень)

Цель: определить сущность религии, ее роль в жизни общества.

Задачи:

Предметные: сформировать у  учащихся представление о религии как мировоззрении и особой древнейшей сфере духовной культуры; показать роль религии и религиозных организаций в жизни современного общества; сформировать ряд понятий и представлений о структуре, видах и функциях религии;

Метапредметные: формировать у учащихся умение самостоятельно находить материал, выбирать главное, анализировать; развивать умение формулировать и аргументировать свою точку зрения;

Личностные: способствовать формированию культуры отношения к религии и религиозным организациям на основе законодательства о свободе совести; быть терпимым к вероисповеданиям людей, толерантным к различным культурам и религиям.

Основные понятия: религия, магия, анимизм, тотемизм, фетишизм, мировые религии, церковь, секта, свобода совести, свобода вероисповедания, атеизм.

Тип урока: изучение нового материала.

Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, работа в группах.

Средства обучения:

1.      Учебник «Обществознание»,

2.      дополнительный материал

3.      Рабочие карты.

4.      компьютер, проектор, экран,

5.      презентация

План урока:

1. Понятие религии.

2. Ранние формы религии.

3. Мировые религии.

4. Функции религии.

5. Религия и религиозные организации в современной России.

6. Проблема поддержания межрелигиозного мира.

Ход урока

I. Орг. момент. Здравствуйте ребята и уважаемые гости.

Сегодня мы с вами будем работать с индивидуальными рабочими листами, которые к концу нашего урока вы будете должны заполнить.

Знакомятся с рабочими листами
II. Актуализация знаний по теме: «Наука и образование» Для начала давайте вспомним, что мы проходили на прошлом уроке. По теме прошлого урока ко мне есть вопросы. Предлагаю вам выполнить тест 3 минут (Приложение 1) Закончили работу отложите ручки, обменяйтесь работой с соседом по парте, сверьте ответы с экрана. Поставьте оценку за тест в свой рабочий лист. Ваши оценки за тест и работа на уроке будут суммироваться

II. Формулирование темы, цели и задач урока:

Ребята обратите внимание на предметы находящиеся перед вами. Предположите, пожалуйста, какова тема нашего урока сегодня? (Учащимся представляется ряд макетов соборов церквей, на основе которых они формулируют тему урока.

- Верно  «Религия и религиозные организации». 

- Запишите тему в рабочий лист.

- Исходя из темы, сформулируйте задачи нашего урока.

( - познакомиться с понятием религия

- узнать виды религии

- познакомиться с функциями религии

- узнать какую роль играет религия и религиозные организации в жизни современного общества)

- Верно.

·         !!!Проблемное задание. Обратите внимание на слова иеромонаха

 Без  Бога нация–толпа,

Объединенная пороком,

Или слепа, или глупа,

Иль, что еще страшней – жестока.

И пусть на трон взойдет любой,

Глаголющий высоким слогом.

Толпа останется толпой,

Пока не обратится к Богу! 

О чем стихотворение?  Какую проблему мы с вами будем ставить во главе урока, а точней цель нашего урока какая ? Учащиеся высказывают предположения.

?Определить сущность религии, ее роль в жизни общества.

III. Изучение нового материала

1.      Понятие религии. (См. в приложении 2)

Скажите пожалуйста, что вы знаете о религии из уроков истории. Всё верно

Итак, для начала нам необходимо дать определение понятия «религия».

- Обратимся к словарям Ожегова, Даля, Ушакова,  а также понятия данного у вашем учебнике

- Есть ли в этих определениях общее? Чем они различаются?

Сравнивают понятие «религия»:

Составим и запишем определение.

Религия — определенная система взглядов, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации 

2. Следующим этапом нашей работы является определение  Структуры религии. Работа будет проводиться в парах. У каждой группы свое задание, на выполнение и фиксирование которого вам отводится 5 минут. На выступление каждой группе будет отведено 2 минуты, поэтому свой ответ продумайте заранее.

Задание группам:

1 группа – «Религиозное сознание»

2 группа – «Религиозные действия»

3 группа – «Религиозные организации»

Работают с учебником, дополнительным материалом

Работают в группах (дополнительный материал см. в приложении 3)

Давайте проверим, что же у вас получилось. Не забывайте делать записи в ваши рабочие карты.

Демонстрируют результаты своей работы

Учитель: Одним из социальных регуляторов общественной жизни является -религиозные нормы. Поэтому Религиозные нормы также можно внести в структуру религии

3. Сейчас вам предстоит поработать индивидуально, работа состоит в следующем: по ходу просмотра видеоролика вам нужно заполнить таблицу о функциях религии в ваших рабочих листах

 Просмотр видео фильма «Функции религии»

Фронтальный опрос

Запись в рабочих картах

 Первичное осмысление и закрепление

Итак что мы выяснили (Какова структура религии, что она в себя включает, какие функции, выполняет)

4.      Следующее задание классификация религий. Ваша задача заполнить схемы. Сообщение учащихся о древних формах религии, и национальных формах (Диденко А, Мелихова М. Выступление по 3мин)

Спасибо девочки. Ребята еще раз напомню,  не забывайте делать соответствующие записи в рабочих листах. Допишите недостающие фрагменты схемы.

V. Подведение итогов.

- Какова была цель нашего урока? (Определить сущность религии, ее роль в жизни общества)

- Мы ее достигли? Докажите.

Фронтальная беседа.

VI. Рефлексия 

Выберите тезис, соответствующий вашему мнению об уроке.

1. Урок понравился, мне было интересно.

2. Много узнал на уроке, хочу найти дополнительный материал по изученной теме.

3. Мало узнал на уроке, только время потерял.

4. Урок не понравился, мне было скучно…

Учитель. - Сегодня был деликатный трудный и непростой разговор, но мне кажется, что мы свами  справились с поставленными задачами.
Был ли для вас этот разговор значимым и полезным?
Ответ учащихся:

VII. Домашнее задание. 

1.  п.

2. На выбор
1)Напишите эссе на основании высказывания Фридриха Шиллера: «В лицах своих богов человек рисует свой собственный портрет»

2) Составить сложный план по теме урока

3) Заполнить таблицу «Мировые религии» 

Линия сравнения

Буддизм

Христианство

Ислам

Время и место рождения

 

 

 

 

Источники вероучения

 

 

 

 

Основы учения

 

 

 

Количество последователей религии

 

 

 

Признаки мировых религий

огромное число последователей во всем мире;

 эгалитарность (проповедует равенство всех людей всех социальных групп);

космополитичность – носят меж- и надэтнический характер, выходя за пределы наций и государств;

пропагандистская активность



IV. Закрепление изученного:

Для закрепления изученного нами решим задания  в форме ЕГЭ по теме

1. Выберите верные суждения о религии и запишите цифры, под которыми они указаны.

Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке возрастания.

1) К мировым религиям относятся христианство и иудаизм.

2) Древнейшей мировой религией является буддизм.

3) Компенсаторная функция религии проявляется в том, что религия даёт верующему человеку облегчение в страданиях, показывает выход из трудных, кажущихся безвыходными ситуаций.

4) Одним из признаков национальных религий является эгалитарность.

5) Воспитательная функция религии заключается в том, что она способствует социализации индивида, прививая определённые правила и навыки поведения в обществе.

Ответ: 235

2. Установите соответствие между названием религии и её характеристикой: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. 

НАЗВАНИЕ

 

ХАРАКТЕРИСТИКА

А) иудаизм

Б) индуизм

В) буддизм

Г) христианство

Д) тотемизм

 

1) первобытная

2) мировая

3) национальная

 Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

А

Б

В

Г

Д


 

 

 

 

 Ответ: 33221

3. Р. и М. являются прихожанами лютеранской церкви в г. Стокгольме. Они познакомились на службе, создали семью. Если у них в семье происходят какие-то размолвки, неприятности, они первым делом идут за советом к пастору. Они убеждены, что их толкование Святого Писания является единственно верным.

Выберите в приведенном ниже списке функции религии, иллюстрируемые данным примером, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) мировоззренческая

2) компенсаторная

3) коммуникативная

4) эстетическая

5) хозяйственная

Ответ: 123

Статья 28 Конституции Российской Федерации, гласит: «Каждому гарантируется гарантитруетсяя свобода веросповедания, включая право исповедывать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой….Спасибо за урок. Мира вам и душевного спокойствия! И пусть тот Бог, которого вы принимаете, будет с вами!

Составьте план по теме урока

Задание:

Классификация религий.

РЕЛИГИИ



















 


Древние(племенные)                                         Национальные                                      Мировые

                                                                       (этнонациональные)

____________________                                    _________________                     _________________

____________________                                    _________________                     _________________

  ___________________                                   _________________                       _________________

____________________                                   _________________                              

5.      Закрепление изученного:

Для закрепления изученного нами решим задания  в форме ЕГЭ по теме

1. Выберите верные суждения о религии и запишите цифры, под которыми они указаны.

Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке возрастания.

1) К мировым религиям относятся христианство и иудаизм.

2) Древнейшей мировой религией является буддизм.

3) Компенсаторная функция религии проявляется в том, что религия даёт верующему человеку облегчение в страданиях, показывает выход из трудных, кажущихся безвыходными ситуаций.

4) Одним из признаков национальных религий является эгалитарность.

5) Воспитательная функция религии заключается в том, что она способствует социализации индивида, прививая определённые правила и навыки поведения в обществе.

Ответ: ______________

2. Установите соответствие между названием религии и её характеристикой: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. 

НАЗВАНИЕ

 

ХАРАКТЕРИСТИКА

А) иудаизм

Б) индуизм

В) буддизм

Г) христианство

Д) тотемизм

 

1) первобытная

2) мировая

3) национальная

 Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

А

Б

В

Г

Д

 

 

 

 

 

Ответ: ______________

3. Р. и М. являются прихожанами лютеранской церкви в г. Стокгольме. Они познакомились на службе, создали семью. Если у них в семье происходят какие-то размолвки, неприятности, они первым делом идут за советом к пастору. Они убеждены, что их толкование Святого Писания является единственно верным.

Выберите в приведенном ниже списке функции религии, иллюстрируемые данным примером, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) мировоззренческая

2) компенсаторная

3) коммуникативная

4) эстетическая

5) хозяйственная

Ответ: ________________________

 

6.       Домашняя работа

1.      Читать. п.

     2. На выбор
1)Напишите эссе на основании высказывания Фридриха Шиллера: «В лицах своих богов человек рисует свой собственный портрет»

2) Составить сложный план по теме урока

3)Заполнить таблицу «Мировые религии»

 

Линия сравнения

Буддизм

Христианство

Ислам

Время и место рождения

 

 

 

 

 

 

Источники вероучения

 

 

 

 

 

 

Основы учения

 

 

 

 

 

 

 

Количество последователей религии

 

 

 

 

 

 

Признаки мировых религий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Приложение 2

 Группа 1

Вера - основной элемент религиозного сознания. Она включает в себя следующее. Вера в двойственность мира. Реальность не только земного, материального, посюстороннего, но и сакрального (священного), небесного, сверхъестественного, потустороннего мира. Вера в приоритет, главенство сакрального мира. И вера в возможность взаимодействовать с ним, вступать в определённые отношения. Говоря проще, если вы обратитесь к Богу, он вас услышит. Может помочь или наказать. В этой, земной жизни.

Религиозное сознание включает в себя также религиозные представления людей, настроения, чувства. Представления, приведённые в систему - это уже религиозное учение. В его основе - Символ веры, совокупность главных догматов. Догматом (или догмой) принято называть утверждённое церковью положение вероучения, объявленное обязательной и неизменяемой истиной, не подлежащей критике (сомнению). Толкует догматы и защищает их от критики извне теология - богословие.

Не стоит путать теологию с религиоведением. Последнее изучает различные религии мира как часть духовной культуры человечества.

Светское и религиозное сознание, их отличия

Группа 2

Особенностью религии является система религиозных обрядов, ритуалов, действий – культов (почитания), развертывающихся на основе идей и представлений о Боге (божествах). Таковы жертвоприношения, церемонии, разнообразные мистерии в мировых (христианство, буддизм, ислам) и многих национальных (иудаизм, конфуцианство, синтоизм)религиях. Они следуют друг за другом в соответствии с порядком и последовательностью соответствующими церковно-религиозными календарями. Центр отправления религиозного культа- храм, молитвенный дом с набором разнообразных культовых принадлежностей (иконы, скульптуры, настенная роспись, надписи и др.)

Разделяют культовые и внекультовые религиозные действия. Культ - это символические действия, с помощью которых верующими предпринимается попытка установить связь со сверхъестественными силами (или Богом) с целью воздействовать на них: обряды, ритуалы, молитвы… Чаще всего они происходят по определённому, установленному образцу. Внекультовые действия можно разделить на духовные и практические. К первым относят выработку религиозных идей, создание и чтение богословских сочинений, самоуглубление, медитацию. Ко вторым - защиту религии и её пропаганду, например, миссионерскую деятельность.

Группа 3

Первой религиозной организацией стала община - объединение верующих, живущих на одной территории и совместно выполняющих религиозные обряды. Когда количество сторонников той или иной религии значительно возрастает, возникает церковь. Это иерархически организованное объединение верующих, которые разделяются на паству (мирян) и клир (жрецов, священнослужителей). Объединение верующих одного вероисповедания часто называют конфессией. Да и само вероисповедание тоже так называют.

Существует и такая разновидность религиозной организации, как сектаСекта - религиозная группа, отколовшаяся от религиозного направления и выступающая как оппозиционное течение по отношению к нему.

Многие современные религии, в том числе и мировые, первоначально возникали как секты. Буддизм был оппозиционен индуизму, христианство - иудаизму, протестантизм - католицизму. Из-за своей оппозиционности сектанты часто гонимы религиозным большинством, иногда и государством (если преобладающая религия является государственной). Поэтому среди них распространены тенденции к изоляции, противопоставления себя окружающему миру. Приверженцы секты верят в свою исключительность, особую роль в деле спасения. Очень высока роль религиозного лидера. Прежде всего, это связано с тем, что религиозное учение ещё только формируется, не существует устоявшегося культа, традиций.

Существуют секты тоталитарного типа. Религиозное объединение требует от своих приверженцев полного отказа от контакта с внешним миром, отказа следовать иным нормам и правилам, в том числе и государственным законам. Культовые действия направлены на установление полного контроля над сознанием верующих, манипуляцию им. Разрыв отношений с сектой становится практически невозможным. В случае, если он произойдёт, человеку требуется длительная 

психологическая реабилитация.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 3

Группа 1 «История возникновения христианства»

Христианство возникло  в 1 веке нашей эры в Палестине, являвшейся тогда восточной провинцией Римской империи. Общий признак христианства – вера в Иисуса Христа, имеющего три ипостаси: Бога-отца, Бога- Сына и святого Духа.

 Главный источник вероучения – священное писание - Библия.  Библию называют Книгой Книг. Христианин обязан, во-первых, знать закон Божий, свою веру, а во-вторых, исполнять закон Божий, или святые заповеди.

 Иисус Христос имеет двойную природу: Бога и человека.  Основная идея христианства – идея греха  и спасения души человека. Люди грешны перед Богом и именно это уравнивает их всех.  В 11 веке христианство раскололось на православие и католицизм. В 16 веке в результате так называемой реформации от католиков откололся протестантизм (от слова «протест»), отвергший власть Папы римского. В настоящее время  христианство является самой распространенной религией на Земле, его исповедует  около 2 млрд. человек.

Православные традиции

       Существенное отличие православных от других христиан заключается в вопросе о происхождении святого духа. Православные считают, что он  произошел только от Бога-Отца, в то время как католики считают, что он исходит и от Бога – Сына и от Бога – Отца.

     Во время православной службы (литургии) прихожане стоят. Пение каноническое. Литургию проводит только священник, прошедший рукоположение в сан. Посвящают в религию троекратным погружением в купель. В православии есть наказание за грехи. Вину можно искупить  чтением молитв, земными поклонами, усиленным постом. Женщина наравне с мужчинами  подчиняется заповедям и установлениям, но в то же время второстепенна по отношению к мужчине. Она его «друг», «помощник». В православии предусмотрены 4 многодневных поста, 3 однодневных и постными днями являются все среды и пятницы. Во время постов запрещаются белки животного происхождения. Брак церковь разрешает только между православными. Священник имеет право вступить в брак 1 раз в жизни, монахи принимают обет безбрачия.  Верующим женщинам запрещено носить брюки и короткие юбки, ходить с непокрытой головой, а во время службы в церкви нельзя быть с короткими рукавами. Православная церковь разобщена. Православные имеют 15 независимых церквей: Московскую, Константинопольскую, Александрийскую, Иерусалимскую, Грузинскую, Армянскую и другие.

Католичество. Традиции в католичестве

       В отличие от православных католики верят, что Святой Дух исходит  и от Бога-сына, и от Бога-Отца. А еще католики верят в то, что между раем и адом существует чистилище, где грешники могут очиститься от грехов. Во время католической службы (мессы) прихожане сидят, только общая молитва осуществляется стоя. Во время мессы звучит органная музыка, но сейчас стала возможна модернизация музыки, возможно песнопение под гитару, джазовая аранжировка и т.п. Католики посвящают в религию троекратным окроплением святой водой. В католическом храме служба  осуществляется также как у православных священником. Католические священники носят  целибат – обет безбрачия.

    Наказание осуществляется через посильное возмещение ущерба, причиненного другим людям, дела милосердия, через чтение покаянных молитв. Соблюдения постов не обязательно, запретов в еде нет.

 Отношение к женщине такое же, как у православных. В церковь женщинам запрещено приходить в брюках, коротких юбках, с непокрытыми головами, голыми руками, но вне церкви запретов на одежду нет. Брак в католичестве разрешен между любым христианами, а также с неверующими. Все католики организационно едины и подчинены Папе римскому.

Группа 2 «Ислам. История возникновения»

Ислам - самая молодая по времени возникновения мировая религия, зародившаяся  на Аравийском полуострове в VII веке н. э.

По имени его основателя Мухаммеда ислам часто называют магометанством или мусульманством.  Но по  другой версии, "ислам", "мусульмане" происходят от слова "покорность" Богу – Аллаху.  Слово «Аллах» происходит  от общесемитского корня "ал", т.е. "Бог".

  Мухаммед (в европейской литературе часто Магомет) - историческая личность. Он родился в 570 г.  В молодости пас скот своего дяди, затем женился на его вдове. Побывав в Иерусалиме, проникся идеями христианства. В начале Мухаммед не настаивал на том, что создает новое учение. Всю догматику откровенно заимствовал из Библии: идею страшного суда и рая, о сатане (шайтане), бесах (джиннах). Впо­следствии учение обогащалось арабскими традициями. Ислам  отрицает христи­анский догмат о Троице. Для мусульман Бог един - Аллах, а Иисус Христос - только человек, из многих его пророков.

        Считается, что Мухаммед не был глубоко оригинальным мыслителем, как Будда или  Иисус, но именно он сумел извлечь из христианства главное - призвать арабов к сплочению под знаменем единого Бога, зеле­ным знаменем ислама. В 630­-631гг. Мухаммед стал главой первого мусульманского теократического госу­дарства и затем стал почитаться как пророк, «посланник Аллаха».

          Основные принципы ислама изложены в Коране.  Он представляет собой собрание проповедей, обрядовых и юридических установлений, заклинаний, молитв, назидательных рассказов и притч, произнесенных Мухаммедом в Мекке и Медине.    

         Позднее в исламе возникли два основных направления - суннизм и шиизм. В современном мире насчитывается 1 млрд. 188 млн. мусульман.

Традиции ислама

 Свое летосчисление мусульмане начинают с того года, когда Мухаммед переселился из Мекки в Медину (в христианском лето­счислении это соответствует 622 году н. э.).

Мусульманский культ исходит из того, что, согласно Корану, вся жизнь человека рассматривается как служба Богу и приготовление к загробной жизни путем прохождения испытаний, предпосланных Аллахом. К числу важнейших обрядов ислама относится чтение Корана, который должен быть в каждой семье. Посвящение мужчин в религию происходит через обрезание (Суннат). Намаз (молитва) совершается пять раз в день - от зари до начала ночи. Богослужение представляет собой цикл молитвенных поз и телодвижений с одновременным произнесением молитв на распев в строго определенном порядке, лицом к Мекке. Священников в исламе нет, есть только люди, получившие богословское образование, которые могут руководить молитвой и знают религиозный закон – Шариат. За тяжкие грехи в исламе предусмотрено наказания - забивание камнями до смерти, за более мелкие грехи наказывают палками, за воровство – отрезают  кисть руки. Мусульмане постятся в месяц Рамадан в светлое время суток -  ни единой крошки еды. В остальное время запрещено есть животных, не имеющих шерсти, и рыб, не имеющих чешуи. Строго запрещено употреблять алкоголь. Мусульманин может жениться на женщине любой веры, а мусульманка  может выйти замуж  только за мусульманина. Женщина в исламе считается «неполной душой» с неясной загробной жизнью. Она не может молиться в месте с мужчиной. На людях женщины должны носить хиджаб – покрывало, скрывающее волосы и фигуру, а в некоторых странах носят чадру. В мусульманских странах широко распространено многоженство.  Особое место в исламе занимает паломничество к святым местам. Каждый правоверный мусульманин, будь то мужчина или женщина, должен совершить хадж в Мекку.

Группа 3 «Буддизм»

     Буддизм  возник в Индии в VI - V веках до н. э., в настоящее время в мире около 500 млн. приверженцев буддизма. Ее основателем считается Сиддхартха Гаутама, по рождению принц. Место рождения находится на территории современного Непала в городе Лумбини.  Поворотный момент в жизни Сиддхартхи наступил, когда ему минуло 29 лет и он покинул дворец. Лицом к лицу столкнулся со старостью, болезнями и смертью, он осознал, что это все неотъемлемые моменты жизни с которыми надо мириться. Тогда он всецело сосредоточился на медитации. И однажды ночью открыл, наконец, истинный смысл существования всех вещей. Такое состояние буддисты называют просветлением. В переводе с санскрита  слово «Будда» буквально означает «просветленный».

Будда не записывал своего вероучения, и после его смерти возникли два направления развития буддизма - махаяна и хинаяна. На Тибете, Монголии и у нас в России распространение буддизм- ламаизм – одно из направлений в махаяне.

В буддизме отсутствует идея бога, как творца мира. Суть учения: жизнь и страдания неразделимы по причине людских страстей и желаний. Избавление от страданий связано с отречением от земных страстей и желаний. После смерти происходит новое возрождение, но уже в виде иного живого существа, жизнь которого определяется не только собственным поведением, но и поведением тех, в ком была воплощена душа ранее. Человеку необходимо вырваться из круговорота бытия через нирвану – высшее бытие, достигаемое путем отказа от земных страстей, удовольствий и желаний. Это и является путем спасения человека и человечества.

Этот путь состоит из восьми стадий.

•          Правильное понимание помогает увидеть мир таким, какой он есть.

•          Правильные устремления - это доброта и сострадание.

•          Правильная речь- отказ ото лжи и сплетен.

•          Правильное действие - не причинять вреда живым существам, не воровать, не блудить, не употреблять алкоголя и наркотиков.

•          Правильный образ жизни – честная и праведная жизнь.

•          Правильное учение – надо осознать, чего можно добиться, и приложить к тому усилия.

•          Правильное внимание – внимание к тому, что происходит внутри человека и  вокруг него.

•          Правильное сосредоточение – направить мысли на медитацию и любое совершаемое дело.

Свод священных книг буддистской религии носит название Типитака.

    Буддисты утверждают, что  в их жизни – три драгоценности: Будда, его учение (дхарма), и общины (сангхи). Общины включают в себя монахов и монахинь и членов их семей и домочадцев.  Монахи ведут очень простую жизнь. Все их имущество – одежда да чаши для подношение (денег или пищи). Все свое время они проводят в медитации. В странах юга распространено временное монашество, когда миряне вступают в общину на несколько месяцев, выполняя все обряды и духовные праздники.  Буддистский монастырь является центром образования и культуры, нередко монахи выполняют функции не только священников, но и  преподавателей и мелких чиновников. В Бангкоке находится штаб-квартира Всемирного братства буддистов. Буддисты почитают воду, возлагая цветы статуям. В буддизме считается, что женщине, чтобы достичь освобождения необходимо переродиться в теле мужчины.

 В РФ буддисты преобладают в Туве, Бурятии, Калмыкии.

 

Линия сравнения

Буддизм

Христианство

Ислам

Время и место рождения

 

 

 

Источники вероучения

 

 

 

Основы учения

 

 

 

 

Количество последователей религии

 

 

 

Признаки мировых религий

Большое количество последователей во всем мире;

 эгалитарность (проповедует равенство всех людей всех социальных групп);

космополитичность – носят меж- и надэтнический характер, выходя за пределы наций и государств;

пропагандистская активность

 

 Заполнение таблицы по мировым религиям.

Проверим

ЛИНИЯ СРАВНЕНИЯ

БУДДИЗМ

ХРИСТИАНСТВО

ИСЛАМ

Время и место рождения

VI –V вв до н.э.  Индия

I в. н.э. Восточные провинции Римской империи (Палестина)

VII в. В Аравии

Источники вероучения

Типитака (собрания буддийских текстов)

Библия (собрания священных текстов христиан)

Коран, Сунна, Шариат – мусульманское законодательство

зззОсновы вероучения

Через размышления и созерцание человек может достичь истины, найти правильный путь к спасению и соблюдая заповеди святого учения прийти к совершенству.

Идея греховности человека как причина всех его несчастий и учение об избавлении от грехов путем молитвы и покаяния. Проповедь терпения, смирения, прощения обид

Человек- существо слабое, склонное к греху, он не в состоянии ничего добиться в жизни самостоятельно. Ему остается уповать на милосердие и помощь Аллаха.

Количество после

дователей

Около 500 млн. человек

2 млрд человек

Около 1,5 млрд человек

Признаки

Большое количество последователей во всем мире;

 эгалитарность (проповедует равенство всех людей всех социальных групп);

космополитичность – носят меж- и надэтнический характер, выходя за пределы наций и государств;

пропагандистская активность

 


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!