СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Нравственное воспитание детей дошкольного возраста" (11 класс)

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Нравственное воспитание детей дошкольного возраста" (11 класс)»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Центр образования г. Нижнеудинск»

















Конспект урока

для обучающихся по профессии «Младший воспитатель»

по теме «Нравственное воспитание детей дошкольного возраста»





Конспект разработан Петровой Татьяной Васильевной, учителем технологии Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Центр образования город Нижнеудинск»

















29.09.2023

Цель: Повышение психолого-педагогической компетентности обучающихся в организации нравственного воспитания дошкольников.

Задачи:

• Ознакомление с теоретическими основами по нравственному воспитанию дошкольников.

• Формирование профессиональных умений по заданной теме.

• Практические аспекты нравственного воспитания дошкольников через использование игровых технологий.

Оборудование и материалы: Презентация, картинки для распределения, хрестоматии для дошкольников, материалы для работы по нравственным качествам, мяч, картотека игр, листы бумаги, ножницы, фломастеры, клей.

Используемая технология: игровая.



Ход урока

Добрый день ребята.

Наше занятие сегодня посвящено очень актуальной и в тоже время очень сложной теме в воспитательной работе с детьми.

Чтобы узнать, о чем мы сегодня будем говорить, вы должны прочесть слова, написанные на доске, и определить, о чем сегодня пойдет речь.

  • Поступки

  • Поведение

  • Уважение

  • Интернационализм

  • Гуманность

  • Мораль

Сегодня мы с вами поговорим о нравственном воспитании детей дошкольного возраста.

Вечность и актуальность проблем нравственного воспитания подрастающего поколения бесспорны.

На всех этапах развития педагогической науки под разным углом зрения обсуждались цели, содержание, методы нравственного воспитания. По-разному интерпретировался и сам термин «нравственное воспитание», иногда подменяемый понятиями «моральное воспитание», «духовное воспитание».

Что же такое нравственное воспитание? (ответы обучающихся).

Нравственное воспитание - целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. Иными словами, нравственным воспитанием является все, что касается человека, живущего в обществе себе подобных.

Оно включает в себя умение взаимодействовать с окружающими людьми, несет в себе когнитивный и поведенческий компоненты; предполагает способность познания ребенком сверстников, взрослого, а также наличие коммуникативных навыков и умений устанавливать взаимодействие, контакт с ними в разных жизненных ситуациях.

Нравственное воспитание обязательно включает и эмоциональный компонент, а именно способность к гуманным чувствам (сопереживанию, сочувствию, содействию) и взаимодействие с людьми не только на основе коммуникативных навыков и умений, но и на основе гуманного отношения к ним.

Сегодня мы с вами обсудим необходимость и значимость, методы и приемы нравственного воспитания дошкольников.

Для того, чтобы начать нашу работу нам нужно разделиться на 2 группы. Для этого вам нужно выбрать одну из картинок.

Распределение по группам.

Участникам предлагаются озвучит и объяснить афоризмы по нравственному воспитанию.



1 группа

2 группа

«Если ты думаешь на год вперёд – посади семя.

Если ты думаешь на десятилетия вперёд – посади дерево.

Если ты думаешь на век вперёд – воспитай человека.»

Восточная мудрость.


«Без глубокого духовного и нравственного чувства человек не может иметь ни любви, ни чести – ничего чем человек есть человек.»

В.Белинский


«Духовная жизнь ребёнка полноценна лишь тогда, когда он живёт в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он засушенный цветок.»

В. Сухомлинский.


«Душа каждого человека – зародыш прекрасного цветка, но расцветёт ли она, зависит от духовности воспитания и образования, полученного человеком в семье и детском саду.»


Нравственное воспитание – это процесс, который должен быть реализован ежедневно с использованием разнообразных форм и методов работы.

Средством нравственного воспитания может быть вся та атмосфера, в которой живет ребенок. Но, к сожалению, атмосфера может быть разной: пропитана доброжелательностью, любовью, гуманностью или жестокостью, безнравственностью.

Выбор средств воспитания зависит от ведущей задачи, от возраста воспитанников, от уровня их общего и интеллектуального развития, от этапа развития нравственных качеств (начало формирования, закрепления, перевоспитание).

Следующее задание будет связано с выбором средств и методов нравственного воспитание для детей старшего дошкольного возраста.

Обучающие выбирают одно из нравственных качеств и из предложенных материалов составляют карту формирования качества. Приложение № 1



Нравственные качества

Дружба

Честность

Доброта

Вежливость

Закончив работу, группы представляют свою карту формирования качества.

Кроме этого, в формировании нравственных качеств большое значение имеют художественная литература, сказки мультфильмы.

Выполняя следующее задание, каждая команда должна подобрать мультфильмы (выбирают нравственное качество) способствующие формированию качества.

Нравственные качества

Дружба

Честность

Доброта

Вежливость

Трудолюбие

Смекалка

В старшем дошкольном возрасте для формирования нравственных качеств широко используется художественная литература.

Обучающиеся выбирают произведение и разыгрывают одну из сценок из произведения. Приложение №2

Мы знаем, что игра является ведущим видом деятельности дошкольником. И в нравственном воспитании игра занимает ключевое место. Сейчас вы выберете одну из игр, предложенных вам, и проведете ее с представителями другой команды, которые выступят в роли дошкольников. Приложение №3

Итак, сегодня мы с вами рассмотрели методы и приемы нравственного воспитания дошкольников. И сделали это с применением игровых методик.

Подводя итог, хочется сделать вывод, что за нравственное воспитание дошкольников – это, ежедневная работа с использованием разнообразных форм и методов.







Приложение №1

Средства и методы нравственного воспитания




Основными средствами являются:

  • художественные средства;

  • окружающая живая и неживая природа;

  • собственная деятельность;

  • общение;

  • окружающая обстановка.

Художественные средства воспитания

  • Эта группа средств, включающая в себя литературу, разные виды изобразительного искусства, кино и музыку, театр, очень эффективна при формировании нравственных качеств маленького человека. Она способствует приданию эмоциональной окраски познаваемым сложным моральным явлениям. Эти средства самые эффективные при становлении сложных моральных качеств, чувств, идеалов.

  • Нравственному воспитанию способствует книга, развивающая моральную и волевую сферы, содействующая формированию единства сознания, мировоззрения, поведения. С помощью нее можно прививать самые важные нравственные нормы.

  • Средством воспитания может быть любой предмет искусства или творчества, все зависит от усилий воспитателя. Любые произведения искусства или народного творчества производят огромное впечатление на ребенка, изображают мир реалистично, что делает их понятными для любого, в том числе ребенка дошкольного возраста, который только учится понимать мир образно, ощущать его.

Природа

  • Природа и природные явления помогают вызвать у воспитанников чувства заботы об окружающем их мире, защиты тех, кто намного слабее, кто нуждается в посторонней помощи. Природа помогает сформировать первоначальный фундамент для развития чувства гуманности, уверенности. Влияние природы и ее объектов на ребенка многогранно и при правильном подходе обладает значительным потенциалом воспитательного влияния.

Собственная деятельность – практическое средство нравственного воспитания

  • Любая деятельность ребенка: игра, творчество, труд или учение, является средством формирования морально-нравственных качеств. Каждый вид деятельности обладает своей спецификой, выполняет работу по формированию конкретных качеств, развитие которых при помощи других средств затруднено.

  • Деятельность в первую очередь необходима для привития навыков практики нравственно правильного поведения. У собственной деятельности есть огромное практическое значение: она позволяет дать оценку нравственному воздействию ребенка в процессе взаимодействия с другими людьми, детьми или взрослыми.

Общение

  • Общению отводится особое внимание. Оно, как средство формирования нравственности, выполняет задачу корректировки основных моральных представлений, нравственных отношений в окружающем человека обществе. Только в общении сформированные или начавшие формироваться чувства, качества и моральные идеалы закрепляются и приобретают характер умений и навыков.

Окружающая обстановка

  • Окружение, атмосфера, в которой ребенок постоянно проживает, учится, играет немаловажную роль в становлении моральной культуры. Атмосфера, пронизанная доброжелательностью, любовью, гуманностью всегда положительно скажется на воспитанности человека, и наоборот безнравственная и жестокая обстановка сможет сформировать только негативные черты характера.

  • Окружающая среда, активизируя весь ранее сформированный потенциал нравственных качеств, становится средством становления моральных чувств, правильных норм поведения.



Приложение № 2

Художественная литература для дошкольников по нравственному воспитанию.

Художественная литература

Русская народная сказка «Лиса и кувшин» обр. О. Капица Воспитание добрых чувств; формирование представлений о жадности и глупости.

В. Драгунский «Сверху вниз, наискосок» Воспитывать внимательность, любовь, сострадание к ближнему товарищу.

Русская народная сказка «Крылатый, мохнатый и масляный» обр. И. Карнаухова. Учить детей понимать характер и поступки героев

Русская народная сказка «Хаврошечка» обр. А. Н. Толстой. Воспитывать проявления добрых чувств по отношению к друг другу;

Русская народная сказка «Заяц-хвастун» обр. О. Капица. Воспитывать нормы нравственного поведения

Русская народная сказка «Заяц-хвастун» обр. О. Капица. Воспитывать нормы нравственного поведения
«Царевна-лягушка» обр. М. Булатов. Воспитывать доброту, чувство взаимопомощи.

В. Осеева «Синие листья».

В. Осеева «Сыновья».

С. Михалков «А что у вас?»


ненецкая сказка «Кукушка» обр. К. Шаров. Способствовать воспитанию доброты, внимательности и отзывчивости к родным





























Приложение № 3

Игры по нравственному воспитанию

Игра «Как надо заботиться»

Цель: формирование представлений о добре, любви и заботе.

Ход игры:

Дети встают в круг. Педагог обходит круг и вкладывает в руки детей разных игрушечных зверей, а затем называет одного игрушечного зверя, например, кошку. Тот, у кого в руках оказывается кошка, выходит на середину круга и просит детей по очереди рассказать, как нужно заботиться о кошке. Ребенок в центре круга дарит свою игрушку тому, чей рассказ понравился ему больше. 

Игра «Только хорошее»

Цель: формирование у детей представление о добре; развитие устной речи: творческого мышления, воображения.

Ход игры:

Педагог с мячом в руках встает перед детьми, просит их выстроиться в ряд, а затем каждому из них бросает мяч. Дети ловят мяч только тогда, когда воспитателем произносится какое-либо хорошее качество (правдивость, доброта, аккуратность).

В этом случае они делают шаг в сторону педагога. Если дети случайно «поймают плохое качество» (нетерпимость, жадность, злость), они делают шаг назад. Побеждает тот, кто первым дойдет до педагога. Этот человек становится ведущим.

 

Игра «Любимое качество»

Цель: развитие в детях понимания явлений действительности с позиций нравственно-этических норм.

Попросить детей сесть в круг и предложить им подумать о своем любимом качестве. Затем по очереди дети называют свое любимое качество.

Если какое-либо качество нравится большинству детей, этому качеству предлагается поселиться в группе. Ему выделяется красивый стул, который становится стулом доброты, заботливости, наблюдательности или храбрости.

В дальнейшем на стуле того или иного качества может посидеть любой ребенок, который хочет, чтобы в нем выросло это качество.

Также, если кто-либо из детей плохо себя ведет, плачет, плохо слушает, педагог предлагает ему посидеть на стуле того или иного качества.

Дети могут выбирать каждую неделю новое качество и предлагать ему поселиться в своей группе. 

Игра «Колечко красоты»

Цель: помощь в формировании личности ребенка, его социальных и нравственных отношений с окружающим миром через развитие лучших качеств.

Ход игры:

Сказать детям, что у вас есть колечко красоты. Стоит направить колечко на любого человека, как в нем сразу же становится видно все самое красивое. Дети встают в круг и вытягивают сложенные ладошки вперед. Педагог незаметно вкладывает колечко кому-нибудь в ладошки. Потом дети хором кричат: «Колечко, колечко, выйди на крылечко». Получивший колечко выбегает на середину круга. Он должен прикоснуться к своим друзьям колечком и рассказать о том, что красивого он видит в них. Тот, кто больше всех увидел красивого в своих друзьях, получает колечко красоты в подарок.

 

Игра «Круг честности»

Цель: формирование социальные и нравственные отношения с окружающим миром через развитие лучших качеств – честности ребенка.

Ход игры:

Дети делятся на две команды.

Члены одной команды встают в круг и, взявшись за руки, поднимают их вверх. Это круг честности. Вторая команда встает в цепочку, друг за другом под веселую музыку вбегает и выбегает из круга честности подобно ручейку.

Когда музыка останавливается, дети, образующие круг честности, опускают руки и никого не выпускают из круга. Те, кто остались в круге, по очереди рассказывают о каких-либо честных поступках.

Затем команды меняются местами.

  • Игра «Добрые эльфы»

Цель: воспитание нравственно-волевых качеств личности у детей старшего дошкольного возраста.

Ход игры: Воспитатель (садится на ковер, рассаживая детей вокруг себя):

- Когда-то давным-давно люди, борясь за выживание, вынуждены были работать и днем, и ночью. Конечно, они очень уставали. Сжалились над ними добрые эльфы.

С наступлением ночи они стали прилетать к людям и, нежно поглаживая их, ласково убаюкивать добрыми словами. И люди засыпали. А утром, полные сил, с удвоенной энергией брались за работу. Сейчас мы с вами разыграем роли древних людей и добрых эльфов. Те, кто сидит по правую руку от меня, исполнят роли этих тружеников, а те, кто по левую, - эльфов. Потом мы поменяемся ролями. Итак, наступила ночь. Изнемогающие от усталости люди продолжают работать, а добрые эльфы прилетают и убаюкивают их...

Разыгрывается бессловесное действо.







































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!