Урок литературы в 10 классе
Тема урока: Проблематика комедии А.Н.Островского «Свои люди - сочтемся!»
Цели урока: 1. Раскрыть идейно-художественное своеобразие комедии «Свои люди – сочтемся!», проблематику пьесы.
2. Развить коммуникативную культуру учащихся (навыки пересказа, участия в беседе, формулирования вывода), навыки анализа текста.
3. Способствовать воспитанию эмоционально чутких людей, включенных в систему общечеловеческих ценностей.
ХОД УРОКА
Вступительное слово.
А.Н.Островский родился 31 марта 1823 года. О месте своего рождения он напишет в своей пьесе «Тяжёлые дни»:
«А живу в той стороне, где дни разделяются на лёгкие и тяжёлые; где люди уверены, что земля стоит на трёх рыбах, и что, по последним известиям, кажется, она начинает шевелиться: значит, плохо дело; где заболевают от дурного глаза, а лечатся симпатиями; где есть свои астрономы, которые наблюдают за кометами и рассматривают двух человек на луне; где своя политика, и тоже получают депеши, но только всё больше из белой Арапии и стран, к ней прилежащих
- Назовите точное место рождения А.Н.Островского.
(Москва, район Замоскворечья)
Именно здесь, в Замоскворечье, находясь на службе ?? родился сюжет первой комедии А.Н.Островского.
- Как эта комедия называлась в первой публикации? («Банкрот»)
Удивительное дело: первое произведение никому еще не известного автора сразу же получило высокую оценку одного из современников.
- Кому принадлежат эти слова?
Я считаю на Руси три трагедии: «Недоросль», «Горе от ума», «Ревизор». На «Банкроте» я ставлю номер четвёртый.
(В.Ф. Одоевский, писатель, журналист, философ, искусствовед).
- Актуально ли это произведение сегодня, какие проблемы, поднятые автором, и сейчас злободневны?
Сюжет и композиция (краткий пересказ одного из учеников).
Беседа.
- Где же происходит действие?
(В доме Большова, в гостиной - дейст.1,3.
Потом в конторе, в доме Большова - дейст.2.
Дейст. 4- в доме Подхалюзина и Липочки)
- Сколько времени проходит с начала действия до конца всех событий? (несколько месяцев)
- Соблюдены ли требования классицизма (единство места, времени и действия)?
- А какая традиция времен классицизма все же соблюдается? (Говорящие фамилии).
- Какие «говорящие» фамилии встречаются в реалистической комедии «Свои люди – сочтёмся!» и о чём они «говорят» зрителю и читателю?
(Подхалюзин – подхалюза ( у В.И.Даля), пролаз, пройдоха; лукавый, скрытный, льстивый.
Рисположенский – «упиться до положения риз»
Самсон Силыч Большов – весомость и значительность в кубе.)
Липонька – Олимпиада – с одной стороны, фальшивка, подделка, с другой - воображает себя образованной, культурной, стремится занять высокое положение в обществе – мечтает выйти замуж за благородного.
Характеристика персонажей (по группам).
Творческое задание: «Вам была поручена роль, сформулируйте свое представление о том, как нужно играть эту роль, что вы хотите раскрыть в образе?
1 и 2 группы
Женские образы – Липа, Аграфена Кондратьевна, Устинья Наумовна, няня
3 и 4 группы
Мужские образы – Большов, Подхалюзин, Рисположенский, Тишка
Подготовка и обсуждение выполнения творческого задания (можно задавать вопросы, делиться своими соображениями, как играть ту или иную роль.
4. Беседа.
- Есть ли в пьесе положительные герои?
- Что объединяет всех героев комедии? (Жадность, непорядочность, стремление к власти, нажива, накопительство, обман)
- Вызывает ли кто-либо из персонажей комедии ваши симпатии?
- А сочувствие кто-нибудь из героев вызывает?
5. Анализ сцены «Большов просит Липочку и Подхалюзина спасти его из долговой ямы»
(чтение отрывка действие 4, явление 4)
Большов. Уж ты скажи, дочка: ступай, мол, ты, старый черт, в яму! Да, в яму! В острог его, старого дурака. И за дело! Не гонись за большим, будь доволен тем, что есть. А за большим погонишься, и последнее отнимут, оберут тебя дочиста. И придется тебе бежать на Каменный мост да бросаться в Москву-реку. Да и оттедова тебя за язык вытянут да в острог посадят.
Все молчат. Большов пьет.
А вы подумайте, каково мне теперь в яму-то идти. Что ж мне, зажмуриться, что ли? Мне Ильинка-то теперь за сто верст покажется. Вы подумайте только, каково по Ильинке-то идти. Это все равно, что грешную душу дьяволы, прости господи, по мытарствам тащат. А там мимо Иверской, как мне взглянуть-то на нее, на матушку?.. Знаешь, Лазарь, Иуда - ведь он тоже Христа за деньги продал, как мы совесть за деньги продаем... А что ему за это было?" А там присутственные места, Уголовная палата... Ведь я злостный - умышленный... ведь меня в Сибирь сошлют. Господи!.. Коли так не дадите денег, дайте Христа ради! (Плачет.)
- Прокомментируйте эту сцену (обсуждение)
- Что ответили ему дочь и зять?
- В заголовок комедии вынесены слова одного из героев, Подхалюзина: «Свои люди - сочтёмся!» Раскройте смысл названия комедии.
6.Обобщение.
- Какие проблемы затрагивает комедия?
Проблему взаимоотношений "отцов и детей",
проблему стяжательства, накопительства;
чести и достоинства,
продажности и бесчестия,
предательства.
- О главной мысли в пьесе высказался А.Ф.Писемский:
"Основная идея её развита вполне: необразованность, и вследствие её совершенное отсутствие всех нравственных правил и самый грубый эгоизм резко обнаруживается в каждом лице".
- Вернемся еще раз к вопросу, который звучал в начале урока: « В чем актуальность пьесы "Свои люди - сочтёмся!" сегодня?»
- Чем вызван интерес театральных и кинорежиссеров к этому произведению?
Информация о фильмах
Фильм - спектакль «Свои люди- сочтемся», режиссер А.Зиновьева (1970)
Фильм «Банкрот», режиссер И.Масленников (2009)
Домашнее задание
Рецензия на фильм (по выбору)
Составить сравнительную характеристику героев
Липа-Митрофанушка (Фонвизин. "Недоросль")
Аграфена Кондратьевна-мать Митрофанушки, г. Простакова.
Подхалюзин-Молчалин (Грибоедов, "Горе от ума")
Тишка-Осип (Гоголь, "Ревизор")