I.Организационный момент. Слайд 1-2 - Прозвенел и смолк звонок, Начинаем мы урок. Улыбнулись, подтянулись, Друг на друга посмотрели И спокойно, тихо сели. - Ребята, я хочу, чтобы сегодняшний урок принес нам радость общения друг с другом. Я желаю, чтобы за время работы на уроке вы поднялись на ступеньку выше. Успеха и удачи вам! II. Актуализация и целеполагание. Слайд 3 - Сегодня наш урок будет немного необычным. Если вы, прослушав мелодию, догадаетесь, кто исполняет эту песенку, то узнаете, кто будет гостем на нашем уроке. Звучит музыка из мультфильма «Винни-Пух и все-все-все» - Вы догадались, кто к нам сегодня пришел на урок? Слайд 4 - Да, это Винни-Пух. Он не случайно пришел именно в наш класс. Винни знает, что сегодня мы будем изучать новую букву и решил помочь нам. Для этого он принес с собой разные задания. 1.Беседа по вопросам учителя: - С помощью чего общаются люди? - Какая бывает речь? - Что значит письменная речь? Устная? - Из чего состоит речь? Приведите примеры. - Из чего состоит предложение? - На что делятся слова? - Как определить сколько в слове слогов? - Какие бывают слоги? - Из чего состоят слоги? - Какие бывают звуки? - Отличие гласного от согласного? Приведите примеры. - Гласные бывают? Согласные бывают? 2.Игра «Путаница» (с последующей проверкой). Два ученика распутывают у доски «Путаницу». (Отделяют гласные от согласных). а, н, о, к, и, т, у, с, ы, р, л 3.Игра в структурный анализ слова. 1) - Винни-Пух нёс нам слово, но по дороге звуки рассыпались, мы их «ловим» и карточкой сигналим, где гласный, где согласный: С, О, В, А 2) Повторная «ловля» звуков С, О, В, А. В уме каждому слить звуки в слоги и прошептать Винни-Пуху полученное слово. 5. Исследование звуков. Подводящий диалог. - А вы знаете, что любит больше всего на свете Винни-Пух? Давайте посмотрим. Слайд 5 – вафли, ватрушки, вареники. - Если вы определите, какие одинаковые звуки есть в этих словах, то узнаете тему нашего урока. - Итак, с какого звука начинаются слова ватрушки, вафли, вареники? - Давайте посмотрим, чем же еще Винни-Пух любит полакомиться? Слайд 6 – вишня, виноград. - С какого звука начинаются слова виноград, вишня? - Вы догадались, почему именно эти продукты любит Винни-Пух? Слайд 7 - А теперь попытайтесь сами сформулировать тему урока, закончив предложение, написанное на доске. Буква … и звуки, которые она обозначает … Слайд 8 - Отталкиваясь от темы и опираясь на начало предложений, записанных на доске, сформулируйте задачи урока: Познакомиться со … звуками [ в ], [ в’] Учиться отличать … звуки [ в ], [ в’] от других звуков; Учиться читать … слоги и слова с новой буквой. III.Открытие новых знаний. 1.Отгадывание загадки. Слайд 9 Ворот не открывает, Ворот не закрывает, Самоотверженно он сам Ворота охраняет. (Вратарь) Слайд 10 2. Слого-звуковой анализ слова «Вратарь». - Сколько слогов в слове? - Давайте хором произнесем слово. (Вратарь) - Разделим на слоги. (Вра – тарь) (На доске появляется схема: ) - Давайте поставим ударение. Позовите слово. ) - Сколько слогов в этом слове? (Два) - Произнесите первый слог. (Вра) - Назовите первый звук. ([в]) - Какой этот звук? Гласный или согласный? (Согласный) - Докажите, что согласный? (Нельзя спеть, встречает преграды) - А он твердый или мягкий? (Твердый) - Звонкий или глухой? (Звонкий) - Каким цветом обозначим? (Синим) - Произнесите слияние. (Ра) - А теперь произнесите второй слог. (Тарь) - Произнесите слияние. (Та) - Произнесите последний звук. ([р,]) - Какой он? (Согласный, мягкий) - Каким цветом обозначим? (Зеленым) - Давайте прочитаем полученное слово. (Читают по указке) - Прочитайте с ударением. 3. Слого-звуковой анализ слова «Лови». - Какое слово мы кричим вратарю, чтобы он не пропустил мяч в свои ворота? (Лови) Слайд 11. (Аналогичная работа проводится со словом ЛОВИ) На доске схема: - Почему зелёным цветом обозначен звук в слове? 4.Применение знаний, формирование умений и навыков. - Вспомните и назовите слова, где встречается звуки [в]. (Вова, волосы, корова, диван) - Вспомните и назовите слова, где встречается звук [в,]. (Ветер, Света, цветы) - Молодцы! Вини-Пух очень доволен! - С какими же звуками мы с вами познакомились? ([в], [в,]) 5. Выделение звука. А.) Задание от Винни-Пуха. Игра «Узнай звук». - Я буду называть слова со звуками [в], [в’], а вы должны услышать твёрдый это звук или мягкий и показать мне синюю или зелёную карточку. Если в слове вообще нет этих звуков, значит вы ничего не показываете. (Вилка, варежки, зима, вилы, волк, воробей, вьюга, василек, виноград, снег, снеговик, ворона, дверь, волосы) - Ребята, кто знает, какой буквой обозначаются звуки [в], [в’] ? 6. Проговаривание чистоговорок. Слайд 12 Ва - ва – ва - опадает вся листва. Во - во – во - жук - живое существо. Ву - ву – ву - мы поехали в Москву. Вы - вы – вы - в джунглях тихо бродят львы. Ви - ви – ви - мяч бросаю, ты - лови. 7. Знакомство с буквой В, в. - Ребята, Винни-Пух принес букву, которой мы и будем записывать этот звук. - В в Посмотрите на экран. Слайд 13 - Твёрдый согласный звук [в] и мягкий согласный звук [в’] обозначаются на письме одной буквой. - Её называют буква «вэ». (Показ буквы). - Винни-Пух пригласил к нам на урок мудрую Сову. - Как вы думаете, почему она мудрая? - Послушайте, что расскажет Сова о букве В. Слайд 14 Видеосюжет о букве В. - Итак, какой буквой обозначаются звуки [в], [в']? - Назовите предметы на букву В. Слайд 15 - На что похожа буква в? - К единице три приставим… Что за букву мы составим? - Словно букву В Алена Держит трубку телефона. - Вот ведь горе у старушки: На очках сломались дужки. IV. Физкультминутка – даются упражнения под музыку для профилактики нарушения осанки. V. Работа над слогами-слияниями. - Следующее задание от Винни-Пуха. Чтение слогов. - Прочитайте слоги хором, выделяя первый звук. ва ви ву вы во – читаем слоги хором; – читаем слоги с твердым согласным; - Назовите слог, в котором согласный звук произносится мягко. – читаем слоги с мягким согласным. IV. Закрепление новых знаний. - Винни-Пуху хочется послушать, как вы, ребята, умеете читать. 1. Чтение слогов и слов с буквой «в» «по цепочке» в учебнике (с.69) - Откройте Азбуку (с. 69) - Что написано в столбиках? (Слова) - Давайте прочитаем слова для Винни-Пуха. (Вова, Слава) - А почему они написаны с большой буквы? (Это имена) - Молодцы! У вас все хорошо получается! - Будем читать по цепочке. - Эти слова нам встретятся в тексте. 2. Работа по иллюстрации (внизу с.69) - В какую игру играют мальчики? Отгадайте загадку Винни-Пуха: Соберем команду в школе И найдем большое поле. Пробиваем угловой - Забиваем головой! И в воротах пятый гол! Очень любим мы... (Футбол) - Сколько мальчиков? - Ребята, а вы сами играли в футбол? 3.Чтение связного текста. (с.69) Многократное чтение. - Сейчас мы прочитаем рассказ о футболе. - Прочитайте текст. - О ком говорится в тексте? - Кем были Вова и Слава? (вратарями.) - Что сказали Вове? - Что сказали Славе? - Как можно озаглавить текст? (Вратари. Игра в футбол.) 4.Работа в парах. - Найдите в тексте слово со звуком [в'] . (Лови) - Сколько в нем гласных? - Сколько слогов? - Какой вывод можно сделать? (Слогов в слове столько, сколько гласных.) 5.Работа с правилом (с.69) Чтение правила. - Прочитайте правило внизу страницы. - Отчего зависит количество слогов в словах? Должны запомнить дети И знать, как дважды два, Что есть на целом свете Предметы и слова. Сколько в слове гласных, Столько и слогов. Это знает каждый Из учеников. 6.Развитие речи (стр. 68) - Рассмотрите иллюстрацию на стр. 68. - Составим по ней рассказ. - Во что играют зверята? (в футбол) - А как вы догадались? (На картинке нарисован мяч, ворота, зверята поделились на команды). - Как называют игроков в футбол? - Где звери играют в футбол? - Опишите, как выглядит лесная поляна. - Кто играет? (Лесные зверята играют в футбол.) - Сколько у них команд? (У них две команды.) - Кто – вратарь? (Медведь – вратарь.) - Кто ведёт мяч? (Зайчонок ведёт мяч.) - Кто стоит в защите? А какой лисёнок? (Смелый лисёнок стоит в защите.) - Кто спешит перехватить мяч у зайчика? (Волчонок спешит перехватить мяч у зайчика.) - Почему барсучонка можно назвать «умным»? (Умный барсучонок ловит мяч у ворот.) - Что дальше будет делать зайчонок? (Зайчонок бьёт по мячу.) - Придумайте продолжение: «Но ловкий вратарь …» (Но ловкий вратарь ловит мяч.) - Что делает судья? (Судья свистит в свисток.) - Игра продолжается? (Да. Игра продолжается.) - Ребята, а в какую игру мы с вами играли сегодня с «Лесными зверятами»? А вы сами играли в футбол? - Ребята, послушайте рассказ, который у нас получился. Посчитайте, сколько предложений в этом рассказе? «Лесные ребята играют в футбол. У них две команды. Медвежонок – вратарь. Зайчонок ведёт мяч. Хитрый лисёнок стоит в защите. Волчонок спешит перехватить мяч у зайчика. Умный барсучонок ловит мяч у ворот. Зайчонок бьёт по мячу. Но ловкий вратарь ловит мяч. Судья свистит в свисток. Игра продолжается.» (11 предложений) - Давайте, придумаем название для этого рассказа? (Лесной футбол.) - Какие ещё виды спорта вы знаете? 7.Работа с пословицами, с.68. - Прочитайте пословицы под иллюстрацией на стр.68. - Как вы их понимаете? - Чему нас учат эти пословицы? - Найдите в словах пословицы букву в. Проверка. V.Работа с карточками. Письмо печатных букв. - А теперь научимся писать буквы В и в. - Возьмите в руки карточки и ручку синего цвета. Учитель объясняет написание букв. Дети пишут в воздухе вместе с учителем, а затем на карточках. Отложите карточки и ручки. VI. Проверка знаний. - Винни-Пух хочет проверить ваши знания, полученные на этом уроке, а так как он любит всё на букву «В», то и проводит с вами игру «Верю - не верю» - Если согласны, говорим верю, показываем зеленый сигнал, если не согласны с утверждением - говорим не верю, красный сигнал карточки. 1. Буква «В» обозначает согласный звук. 2. Буква «В» может обозначать как твёрдый, так и мягкий звук. 3. В слове Винни-Пух буква «В» обозначает твёрдый звук. 4. В слове Вова только одна буква «В». VII. Итог урока и рефлексия. 1. Итог урока. - Молодцы! Вы справились со всеми заданиями. - С какой новой буквой мы познакомились сегодня? - Какие звуки обозначает эта буква? - Дайте характеристику этих звуков. 2.Рефлексия. - Что понравилось на уроке? - В чем испытывали затруднения? - Мы с вами продолжим изучение нового звука и научимся писать строчную букву в на уроке письма. Оцените свою работу на уроке с помощью сигналов. Красный - "Всё получилось. Я - молодец!", Зелёный - "Я старался, но пока не всё получилось". - Сегодня на уроке вы порадовали меня и Винни-Пуха. Он хочет о нашей с ним встрече оставить вам в подарок наклейки с его изображением. VIII. Домашнее задание. -Ребята, по желанию вы можете тоже сделать Винни-Пуху подарок, нарисовав предметы, которые начинаются на букву В. |