16.12.2020 ОКРУЖАЮЩИЙ МИР №30 3-Б НИКИТИНАЛ.О.
Тема: Дыхание и кровообращение. Практическая работа "Подсчёт ударов пульса"
Цели: познакомить с дыхательной и кровеносной системами; показать их взаимосвязь и взаимозависимость в организме человека.
Планируемые результаты
Предметные:учащиеся научатся объяснять строение и принципы работы дыхательной и кровеносной систем, узнают о роли крови в организме, научатся измерять пульс.
Метапредметные:обучающийся научится определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; ориентироваться в заданиях, работать самостоятельно.
Личностные: проявлять целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы.
Формируемые УУД:
Познавательные: использовать знаково-символические средства представления информации для создания схем решения учебных и практических задач; активно использовать речевые средства для решения познавательных задач; владеть логическими действиями анализа, синтеза, обобщения, классификации, сравнения; умением устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения; выполнять задания с целью поиска ответа на вопрос.
Коммуникативные: владеть способами взаимодействия с окружающим миром и оценки достижений на уроке.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять поиск средств ее достижения; планировать, контролировать, оценивать учебные действия.
Личностные: проявлять целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы.
ТИП УРОКА: решение учебной задачи
Оборудование: картинки с изображением органов пищеварительной системы человека;
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания
Фронтальный опрос
— Какие питательные вещества человек получает с пищей?
— Из каких органов состоит пищеварительная система?
— Какие изменения происходят с пищей в органах пищеварения?
— Расскажите о правилах рационального питания.
III. Самоопределение к деятельности
— Попробуйте на минуту закрыть рот, зажать нос и перестать дышать. Вы сразу почувствуете, что вам необходимо глубоко вдохнуть. Это, оставшись без кислорода, взбунтовались клетки. Они кричат: «Пришлите нам кислород. Иначе мы все погибнем от голода!»
— Может ли человек обойтись без воздуха? (Только в течении нескольких минут.)
Сегодня на уроке будем говорить о дыхании и о движении крови.
– Долго ли человек может находиться без пищи? (Человек может голодать 30–40 дней.)
– А что еще необходимо человеку для жизни?
– Попробуйте на минуту закрыть рот, зажать нос и перестать дышать. Давайте проверим по часам. (Получилось в среднем 1–1,5 минуты.)
– Отчего вам пришлось обратно вдохнуть?
– Японские ныряльщики могут находится под водой до 4 минут. Индонезиец Энох пробыл под водой 4 минуты 46 секунд, а француз Поликен, не двигаясь, пробыл под водой 6 минут 24 секунды.
II. Изучение нового материала.
1. Беседа Дыхательная система
– Зачем человек дышит?
– Человек постоянно дышит, поочередно делая вдох и выдох. Что происходит во время вдоха, а что во время выдоха? Проверь себя. Во время вдоха человек как бы втягивает в себя воздух, который через носовую полость, трахею, бронхи поступает в легкие. Все эти органы составляют дыхательную систему.
— Какой состав имеет воздух? (Кислород, углекислый газ, азот.)
— Какой газ необходим для дыхания? (Кислород.) Всю жизнь человек дышит — вдыхает и выдыхает воздух. При вдохе воздух через носовую полость, трахею и бронхи поступает в легкие. Все эти органы составляют дыхательную систему.
(Учитель вывешивает на доске демонстрационную таблицу «Органы дыхания».Ученики по таблице находят носовую полость трахею, бронхи, легкие и запоминают их расположение.)
— Посмотрите на таблицу, скажите, с какого органа начинается путь воздуха в организм. (С носовой полости.)
Воздух, попав в носовую полость, проходит по множеству извилистых каналов. Поверхность каналов усеяна множеством крохотных ресничек. К ресничкам, как мухи к липкой бумаге, прилипают на лету пылинки. Вытри нос изнутри, после того как пройдешь по пыльной дороге. Темное пятно на платке покажет, сколько пыли осело в носу. Благодаря кровеносным сосудам в носовой полости жарко, как в духовке. Согретый и очищенный воздух продолжает свой путь и попадает в дыхательное горло.
— Как по-другому называется дыхательное горло? (Гортань.) Гортань переходит в трахею. Трахея разветвляется на два бронха. Изнутри они покрыты крохотными ресничками. Эти влажные реснички захватывают пылинки, которым удалось проскользнуть вместе с воздухом через трахею. В легкие должен поступать только совершенно чистый воздух, вот бронхи и выполняют обязанности фильтра. Бронхи ведут в легкие.
Легкие
Ходим мы, играем, пишем
И все время дышим, дышим,
Ведь для этого недаром
Есть у всех нас легких пара.
И они — подумать только! —
Все разделены на дольки.
Невесомы и воздушны,
Наши легкие послушно
Выдох делают за вдохом.
Нам без них пришлось бы плохо.
Н. Кнушевицкая
Легкие представляют собой две большие розовые губки. Они состоят из бесчисленного множества крохотных легочных пузырьков - альвеол. Всего в легких взрослого человека почти 300 млн пузырьков. Если бы удалось расправить их оболочки и соединить вместе, то получилась бы такая громадная пленка, что закрыла бы целиком волейбольную площадку площадью 100 м2. Легкие непрерывно проделывают огромную работу. Если бы они перекачивали не воздух, а воду, то за одну ночь подняли бы полтонны воды на высоту второго этажа.
2. Работа по учебнику
— Прочитайте в учебнике текст «О дыхании» на с. 144—145.
- Как устроена и работает дыхательная система?
- Как выглядят трахея и бронхи?
- Из чего состоят легкие?
— Какова роль легочных пузырьков? (Забирают частицы кислорода и отдают частицы углекислого газа.)
НОС
Некоторые считают, что нос – это только украшение на лице. На самом деле даже самый маленький носик, похожий на кнопку, – весьма важная часть тела. Это одновременно и фильтр, и печка, и сторожевой пост.
Ты делаешь вдох и втягиваешь ноздрями воздух. Он попадает внутрь носа и пробегает по его извилистым каналам. Поверхность этих каналов усеяна множеством крохотных ресничек. Они все время быстро колеблются, как трава на лугу, когда подует ветер.
К этим ресничкам, как мухи к липкой бумаге, прилипают на лету пылинки.
Попробуй вытереть внутри нос платком после того, как пройдешь по пыльной дороге. Темное пятно на платке покажет, сколько пыли осело в носу.
Так нос тщательно оберегает легкие, чтобы в них не попала грязь.
Внутренние стенки носа пронизаны множеством тончайших сосудов, по которым все время струится горячая кровь.
Поэтому в узких каналах носа жарко, как в духовке. Пробегая по извилинам, даже морозный воздух успевает согреться и становится теплым.
Вот почему надо дышать носом, а не ртом. Меньше опасности надышаться пыли и простудиться.
Ну а сторожевым постом организма нос называют потому, что он единственный из органов чувств умеет воспринимать разные запахи. А это очень важно.
Запахнет в доме дымом – и нос сразу сообщит об этом мозгу. А тот уже сообразит, что где загорелось.
Донесется из духовки вкусный запах зарумянившейся корочки – и хозяйка понимает: пирог готов, пора его вынимать.
V. Физкультминутка
Не боимся мы пороши —
Ловим снег.
Хлопок в ладоши!
Руки в стороны, по швам —
Снега хватит нам и вам!
Мы шагаем по сугробам,
По сугробам крутолобым.
Поднимай повыше ногу,
Проложи себе дорогу!
Я мороза не боюсь,
С ним я крепко подружусь.
Подойдет ко мне мороз,
Тронет руку, тронет нос.
Значит, надо не зевать,
Прыгать, бегать и играть.
IV. Работа по теме урока
4. Беседа Движение крови
Легкие обогатили кровь кислородом. Что же с ней происходит дальше? Дальше кровь несет этот кислород ко всем клеткам организма.
(Учитель вывешивает на доску демонстрационную таблицу «Органы кровообращения».)
— Обратите внимание, что кровеносные сосуды окрашены в 2 цвета. Кто знает, почему? (Кровь, богатая кислородом, красная, а богатая углекислым газом — синяя.)
— Отгадайте загадку.
День и ночь стучит оно,
Словно бы заведено.
Будет плохо, если вдруг
Прекратится этот стук. (Сердце.)
— Главный орган системы кровообращения — сердце. Что же произойдет, если стук сердца прекратится? (Ответы учеников.)
Как узнают: человек жив или умер? Прежде всего прислушиваются, бьется ли сердце. Сердце остановилось — значит, человек мертв. Клетки и органы человека не могут жить без питания.
Сердце человека невелико. Это плотный мускульный мешочек размером немного больше кулака. Сожмите кулак — вот такое сердечко бьется у вас в груди. Ежедневно оно прокачивает примерно10 т крови, то есть целую цистерну, равную массе двух огромных слонов.
- Почему оно не устает?
(Учащиеся выдвигают свои предположения, обосновывают их.) Потому что отдыхает. Протолкнет сердце кровь и отдохнет, протолкнет и отдохнет. Иначе не выдержать бы ему круглосуточной работы на протяжении всей жизни.
Сердце наше имеет очень сложное строение, оно четырехкамерное, то есть состоит из четырех отделов - двух желудочков и двух предсердий. Кровь в сердце не смешивается, потому что между отделами есть «дверцы» - клапаны, которые открываются только в одну сторону.
— Послушайте стихотворение.
Сердце
Вгруди у каждого из нас
И день, и ночь, и всякий час
Мотор стучит чудесный,
Конечно, вам известный.
Любой его назвать бы мог.
Лишь только жизни огонек
Однажды разгорится –
Начнет тут сердце биться.
Оно, как маленький насос,
Совсем не в шутку, а всерьез
Качает кровь, качает
И устали не знает.
И если кто из вас сидит,
Читает или пишет,
Оно тихонечко стучит,
И мы его не слышим.
Но если быстро побежать
Иль сказку стоит услыхать
Про злого Бармалея, —
Забьется посильнее.
Моторчик наш, он непростой,
Он не железный, а живой.
Он тосковать умеет,
И любит, и жалеет.
Н. Кнушевицкая
- Когда сердце бьется тихо? (Когда человек спокоен, выполняет нетрудную работу.)
- Когда бьется сильнее? (Когда человек переживает, выполняет тяжелую работу, быстро бежит и т. д.)
— Было ли у вас состояние, когда сердце «готово выскочить из груди»? Приведите примеры.
— Прочитайте в учебнике текст «О движении крови» на с. 145»
— Какова роль крови в организме?
— Как устроена и работает кровеносная система?
— Зачем капелька крови, обежав весь организм, возвращается в сердце и отправляется в новое путешествие?
5. Практическая работа
— Рассмотрите в учебнике рисунок на с. 146.
— Прощупайте у себя на левой руке пульс. Каждый удар пульса соответствует удару сердца.
(Когда все ребята нащупают у себя на руке пульс, учитель засекает 15 секунд, а ученики считают количество ударов пульса за это время.Затем полученное число ударов умножают на четыре.)
— Сколько ударов делает ваше сердце в минуту?
— А сколько раз оно бьется за 10 минут? Посчитайте.
— Результаты запишите в тетрадь. (Учитель предлагает детям присесть 10 раз, подпрыгнуть10 раз.)
— Подсчитайте теперь число ударов сердца. Какой вывод можно сделать?
VI. Закрепление изученного материала
— Допишите предложения.
• Трахея разделяется на ... (бронхи).
• При попадании крошек в дыхательные пути возникает... (кашель)
• Главный орган кровеносной системы — ... (сердце).
• Кровь ко всем органам приносит ... (кислород и питательные вещества).
VII. Рефлексия
- Что было особенно интересным на уроке?
VIII. Подведение итогов урока
- Назовите органы дыхательной системы.
- Назовите органы кровеносной системы.
Итак, дыхательная система снабжает организм кислородом. Кровеносная система обеспечивает движение крови, которая переносит внутри организма различные вещества.
Домашнее задание
Учебник: прочитать текст на с. 144-146, ответить на вопросы раздела «Проверь себя» на с. 146.