СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока окружающего мира на тему «Золотой век театра и музыки»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока окружающего мира на тему «Золотой век театра и музыки»»

Конспект урока окружающего мира

Предмет: Окружающий мир

Класс: 4 «а»

Учитель : Филатова Е.И.

Тема: «Золотой век театра и музыки»

Цель: углубление знаний о театральном и музыкальном искусстве в России в 19 веке.

Задачи:

1)Расширить знания о соотечественниках, внесших свой вклад в развитие искусства.

2) Пробудить у учащихся интерес к отечественной культуре.

Планируемые результаты:

Личностные: проявляет учебно-познавательный интерес к новому материалу по истории.

Метапредметные результаты:

Регулятивные: умеет учитывать установленные правила в планировании решения поставленных задач; умеет под руководством учителя начинать и выполнять действия и заканчивать их в требуемый временной момент; способен адекватно воспринимать предложения и оценку учителей.

Познавательные: умеет выделять существенную информацию из сообщений разных видов.

Коммуникативные: умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; умеет строить монологическое высказывание; владеет диалогической формой речи.

Предметные: называет соотечественников, внесших вклад в развитие искусства в России.

Оборудование: учебник Окружающий мир, 4 класс, 2 часть, УМК «Перспектива», А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая, наглядный материал.

Список литературы: Окружающий мир 4-й класс 2часть / А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая. (с.61-63)

Этапы урока

Действия учителя

Деятельность учащихся

Формируемые результаты

Организация и мотивация деятельности

Здравствуйте, ребята, садитесь. Меня зовут Екатерина Игоревна. Проверьте свою готовность к уроку.

Сегодня у нас будет необычный урок, мы сегодня будем работать в командах. Помните, что командная работа, это ответственность друг за друга.

Делю на команды:

1 команда – 1 ряд

2 команда – 2 ряд

3 команда – 3 ряд

У вас на доске я начертила таблицу, где буду вести подсчет баллов.

Здороваются


Садятся, проверяют готовность к уроку


Слушают

-

Актуализация знаний

Перед тем как мы начнем, я хочу проверить, насколько хорошо вы помните, о чем вам рассказали на прошлом уроке.

Перед этим откройте учебник на стр.60-61 и пробегите глазками по тексту, чтобы освежить в памяти материал.


Достаточно, закрыли учебники. Обратите внимание на экран, перед вами на экране портреты великих русских композиторов. Вам необходимо соотнести факт из жизни композиторов, либо соотнести название произведения которое было написано им. Если вы не отвечаете на вопрос командой, вопрос переходит следующей команде.

Вопрос к 1 команде:

Назовите имя композитора № 1, который написал данное произведение (Включаю «Полька»).

1) Первый композитор М.И.Глинка написал произведение под названием «Полька».

1 балл достается 1 команде.

Следующий композитор Антон Григорьевич Рубинштейн достается 2 команде:

Найдите факт из жизни Антона Григорьевича.

2) Антон Григорьевич Рубинштейн создал первое в России музыкальное учебное заведение – Санкт-Петербургскую консерваторию.

1 балл достается 2 команде.

Вопрос к 3 команде:

Назовите имя композитора № 3 и факт из его жизни.

3) Николай Григорьевич Рубинштейн – открыл консерваторию в Москве.

1 балл достается 3 команде.

Переходим к композитору № 4 и вопрос к команде № 1:

Кто написал данное произведение и как оно называется?

(Включаю отрывок из балета «Лебединое озеро» «Танец маленьких лебедей»)

4) Петр Ильич Чайковский – Балет «Лебединое озеро.

1 балл достается 1 команде.

Вопрос переходит ко 2 команде:

Что сделал Римский-Корсаков?

5) Николай Андреевич Римский-Корсаков – воспитал целую плеяду музыкантов.



Я дам полбалла той команде, которая быстрее всех ответит на вопрос: что такое плеяда?

Последний композитор и его произведение, прослушаем. Вопрос к 3 команде: Как называется это произведение?

(Включаю концерт № 2 для фортепиано с оркестром)

6) Сергей Васильевич Рахманинов - концерт № 2 для фортепиано с оркестром.

Я дам полбалла той команде, которая быстрее всех ответит на вопрос: Кто автор этого произведения?

Автор этого произведения Сергей Васильевич Рахманинов.

Молодцы!


«Полька»


Создал Санкт-Петербургскую консерваторию.

Открыл консерваторию в Москве.

Отрывок из балета «Лебединое озеро»

Воспитал целую плеяду музыкантов.


Концерт № 2 для фортепиано с оркестром.

Вы справились с этим заданием. (Подсчитываю баллы)
















1) Первый композитор М.И.Глинка написал произведение под названием «Полька».


2) Антон Григорьевич Рубинштейн создал первое в России музыкальное учебное заведение – Санкт-Петербургскую консерваторию.



3) Николай Григорьевич Рубинштейн – открыл консерваторию в Москве.




4) Петр Ильич Чайковский – Балет «Лебединое озеро.



5) Николай Андреевич Римский-Корсаков – воспитал целую плеяду музыкантов.








6) Сергей Васильевич Рахманинов - концерт № 2 для фортепиано с оркестром.


Личностные

Коммуникативные

Познавательные

Регулятивные

Определение темы

(Включаю на фоне мелодию David Garrett Viva La Vida - Coldplay)

Как я сказала, наш урок будет необычный, и вы сами уже это заметили. И чтобы определить, чему он будет посвящен обратите на доску.

Что вы видите? Где вы можете увидеть эти предметы?


Что это за атрибуты? Атрибуты чего?

О чем мы сегодня будем говорить?

Всё верно! Сегодня мы продолжим говорить об искусстве, и тема наша продолжается: «Золотой век театра и музыки».

И сегодня лучшая команда получит в награду – эту золотую лиру, как символ искусства, что доказывает ваши знания в этой области. Определиться она кол-вом баллов.






Маски, лира


Театра, искусства





Об искусстве



Личностные

Коммуникативные

Постановка цели и задач. Планирование


Беседа

Как вы думаете, что мы узнаем из сегодняшнего урока, если тема осталась той же?

Цель – углубить знания о театральном и музыкальном искусстве 19 века в России.

Что это за здание?

Что вы о нём знаете?

Скажите мне, а что мы можем увидеть в театре?

Всё верно! На уроке мы посетим с вами музыкальную гостиную, окунемся в мир оперы и балета.


План урока:

1)Узнаем об оперных исполнителях 19 века

2) Узнаем новые имена балерин и танцоров балета.



Цель – углубить знания о театральном и музыкальном искусстве 19 века в России.


Большой театр в Москве




Он является одним из крупнейших и знаменитых театров России.

Зал театра вмещает свыше 2500 тыс. зрителей.


Спектакли, оперы, балет

Личностные

Коммуникативные

Практическая деятельность



Рассказ











Работа с учебником


































Сообщение учащегося


УЧЕНИК 1












Физминутка




















Работа с учебником














Рассказ


























Работа с учебником





Беседа










Рассказ
































Сообщение учащегося


УЧЕНИК 2
















Видеоролик



Рассказ







Видеоролик

Но перед тем как начать, давайте закончим о композиторах того времени, а именно о Сергее Васильевиче Рахманинове.

Будущий композитор с ранних лет увлекался музыкой, уже в 5 лет играл на фортепьяно.

19-летний Рахманинов поступил в Петербургскую консерваторию, где обучается сначала на младшем, а затем на старшем отделении Московской консерватории.

В годы обучения, музыкант создал ряд знаковых произведений, в том числе 1-й фортепианный концерт (1891 г.). В 1893 году Сергей Васильевич окончил Московскую консерваторию по классам фортепиано и композиции с золотой медалью.

Мы помним, что в России на то время существовали Санкт-Петербургская консерватория и Московская государственная консерватория, созданные братьями Рубинштейн.


Так вот прочитаем в учебнике на стр. 61 второй абзац снизу и ответим на вопрос, какой вклад внёс Рахманинов в театральное и музыкальное искусство?


Всё верно! Давайте еще раз прослушаем концерт № 2 для фортепиано с оркестром.


Какие чувства у вас вызывает этот отрывок?

Это были композиторы 19 века.

Перейдем к опере.

Скажите, у нас в городе есть оперный театр?



Да верно, его и сейчас можно посещать, поэтому советую вам сходить с родителями.

Сегодня на уроке, у меня есть помощники, и одна из них расскажет вам, ребята, о первом русском театре. Слушайте внимательно, она задаст вам вопросы.


Историческая справка:

Первый русский публичный профессиональный театр был основан в 1750 году в Ярославле сыном купца Федором Волковым. Здание театра находится в Ярославле на площади Волкова. Построено в 1911 году по проекту архитектора Н.А. Спирина.

По преданию, история будущего драматического театра началась в обычном кожевенном амбаре, принадлежавшем отчиму Федора купцу Полушкину, где 10 июля 1750 года состоялось первое театральное представление, организованное самим Федором и его братьями и друзьями.

Вопросы:

Назовите город, где был основан первый русский театр?

Кем был основан этот театр?

(Баллы получают, те, кто пересказывает, а также, какой ряд активнее работает)


Провожу физ.минутку.


Обратите внимание на здание этого театра в наше время.


Исходя из названия театра (Театр оперы и балета), что там показывают?

А что такое опера?

Опера - жанр музыкально-драматического искусства, в котором действующие лица поют в сопровождении оркестра.


Я бы хотела познакомиться вас с произведением одного из знаменитых оперных певцов – Фёдора Ивановича Шаляпина.

(Слушаем «Дубинушка»)

(на экране текст для лучшего понимания песни)

Кому посвящена опера?

Какие чувства у вас вызвало это произведение?


Найдите в учебнике на стр. 62 информацию про Ф.Шаляпина. Прочитай, (имя ребенка).

Продолжай, (Имя).

Что в переводе означает имя Феодор?

Что с детства любил слушать мальчик?

Где вначале юноша пел? Где потом?

В какую труппу он был принят в 22 года?

Что такое «Русский бас»?


Хочу, чтобы вы прослушали еще одно его выступление с песней «Блоха» и назвали мне, чем же различаются эти два произведения.

(Слушаем «Блоха»)

(на экране текст для лучшего понимания песни)

Чем же они различны?


Шаляпин на самом деле, родился болезненным мальчиком, поэтому родители боялись, что он умрет некрещеный и уже на второй день после своего рождения сходили в Богоявленский собор, где и крестили мальчика. Священник тогда сказал:" Так кричит, что, наверное, будет певцом ". Это народное предание рассказала Ирина Вавиличева, сотрудник литературно - мемориального музея А. М Горького. Те, кто слышал шаляпинский голос, говорили: "Пел с такой за душевностью и размахом, что казалось, поёт вся Россия".


Вот как вспоминает Шаляпин своё первое прикосновение к оперному искусству: "и вот я на галерке театра... Вдруг занавес дрогнул ся, поднялся, я сразу обомлел, очарованный. Передо мной ожила какая-то смутно знакомая мне сказка. По комнате, чудесно украшенный, ходили великолепно одетые люди, разговаривали друг с другом как-то особенно красиво. Я не понимал, что они говорят. Я до глубины души был потрясен зрелищем и, не мигая, ни о чём не думая, смотрел на эти чудеса".

По словам певца: Гений - это 1 процент везения и 99 потения. В результате колоссального труда, оттачивания мастерства к нему пришла мировая слава, всемирное признание. В далеких странах с певцом всегда был чемодан, в котором хранилось то, что для него было чрезвычайно важно. Многие думали бриллианты. А оказалось … горстка родной земли.

Хорошо молодцы!

(Баллы получает тот ряд, который активнее работает)


Что вы знаете о русских сезонах в Париже?

Откройте учебник на стр. 131. Прочитай, (Имя), вслух представленный материал (К с.60).

Кто организовал Русские сезоны в Париже?


Детство Сергея Дягилева проходило сначала в Петербурге, затем в Перми, где Дягилев жил вплоть до окончания гимназии. В 1890 году он вернулся в Петербург, где учился одновременно на юридическом факультете и в консерватории под руководством Николая Римского-Корсакова. Но Дягилева не привлекла ни профессия юриста, ни карьера музыканта — он проявив себя умелым организатором русского искусства. В Петербурге он устроил нескольких выставок современных художников. Огромную роль для признания России в мире сыграли знаменитые Русские сезоны в Париже, организованные русским театральным деятелем Сергеем Павловичем Дягилевым.


Что он представил?


Итак, огромную роль для признания России в мире сыграли знаменитые Русские сезоны в Париже, организованные русским театральным деятелем Сергеем Павловичем Дягилевым. Он представил выставку, посвященную истории русского искусства и музыки от М.Глинки до С. Рахманинова. С 1090 года начались сезоны русского балета. Это были спектакли, в которых блистали российские артисты балета. Среди них несравненная А.Павлова.


Знакома ли вам балерина Анна Павлова?

Обратите внимание на ее портрет на стр. 131.

(Имя ребенка) подготовила сообщение об Анне Павловой. Слушаем внимательно, после она вам задаст вопросы.


Будущая балерина появилась на свет 12 февраля 1881 года в военном госпитале Петербурга, а ее родителями считались солдат Преображенского полка Матвей Павлович Павлов и прачка по имени Любовь Федоровна.

О том, что Анна Павлова будет только балериной и никем другим, Анна заявила еще в раннем, детстве, посмотрев в Мариинском театре балет «Спящая красавица».

Анна Павлова окончила Петербургское театральное училище и была принята в Мариинский театр, где стала ведущей танцовщицей труппы.

В 1907 году на благотворительном вечере в Мариинском театре Павлова впервые исполнила поставленную для неё хореографическую миниатюру «Умирающий лебедь» на музыку Сен-Санса, ставшую впоследствии одним из символов русского балета ХХ века.


Вопросы:

1) Какой первый балет посмотрела Анна Павлова?

2) В каком году Анна Павлова впервые исполнила миниатюру «Умирающий лебедь»?

(Баллы получают, те, кто пересказывает, а также, какой ряд активнее работает)


Посмотрим видео ролик миниатюры «Умирающий лебедь» в исполнении Анны Павловой.


Анна Павлова стала кумиром и для нынешнего танцора балета Николая Цискаридзе. Даже есть фильм документальный «Кумиры о кумирах. Николай Цискаридзе об Анне Павловой»

Цискаридзе считал, что божественная Анна Павлова блистала, изменила эстетику. Глядя на эти «хроники» можно сразу понять, почему Русские Сезоны произвели триумф в мире. Он говорил, что наша классическая школа балета стала главной и основной в мире. Только русские артисты сочетали в себе уникальную технику, образ и души исполненный полёт.

Посмотрим, какой опыт перенял Цискаридзе в видео.

Итак, мы поговорили о балете.















Традиции московского и петербургского направлений в сочинении музыки соединил в своём творчестве русский композитор, пианист и дирижёр Сергей Васильевич Рахманинов.






Да





































Ярославль

Федором Волковым
















Оперу и балет


Опера - жанр музыкально-драматического искусства, в котором действующие лица поют в сопровождении оркестра.



Народу





























































Русские сезоны в Париже, организованные русским театральным деятелем Сергеем Павловичем Дягилевым.













Он представил выставку, посвященную истории русского искусства и музыки от М.Глинки до С. Рахманинова. С 1090 года начались сезоны русского балета.













































«Спящая красавица» П.И.Чайковского

1907


Личностные

Коммуникативные

Регулятивные

Познавательные

Предметные







































Личностные

Коммуникативные

Регулятивные

Познавательные

Предметные






















Личностные

Коммуникативные

Регулятивные

Познавательные

Предметные






















Личностные

Коммуникативные

Регулятивные

Познавательные

Предметные






















Личностные

Коммуникативные

Регулятивные

Познавательные

Предметные

Осуществление контроля

Чтобы закрепить наши знания, и узнать, какой же ряд оказался сегодня лучшим, проведем мини викторину по данной теме.

Отвечаем так же по командам. За выкрики баллы снимаются.

(вопросы на экране)

1. Назовите композитора, который соединил московское и петербуржское направление в своё творчестве?

2. Что такое опера?

3. В каком городе появился первый русский театр?

4. О каком оперном певце вы узнали?

5. Благодаря какому событию Россия получила признание в мире в области музыки и театра?

6.Назовите имя русской балерины, о которой вы узнали на уроке?


А теперь специальный раунд, который покажет, насколько хорошо вы подкованы в области искусства в целом. Задание на время, кто быстрее поднимет руку, тот ряд отвечает первым. За правильный ответ я даю 2 балла.


1) Сколько и какие балеты написал Пётр Ильич Чайковский?


2) О чем опера М.И.Глинки «Иван Сусанин»?



3)Чья скульптура находиться над фронтоном Большого театра?




Отлично, я подсчитаю баллы за работу.






1. С.В.Рахманинов

2. Жанр - музыкально-драматического искусства, в котором действующие лица поют в сопровождении оркестра.

3. Ярославль

4. Федор Иванович Шаляпин

5. Русские сезоны

Сергей Павловичем Дягилев

6. Анна Павлова




1.«Спящая красавица» «Щелкунчик»

«Лебединое озеро»


2. О подвиге простого человека Ивана Сусанина.


3. Над фронтоном Большого театра находится скульптура Аполлона, покровителя искусств, в колеснице, запряженной четверкой лошадей.

Личностные

Коммуникативные

Регулятивные

Познавательные

Предметные

Оценивание

учащихся

Подсчитываю баллы команд, награждаю.

Гран-при – Золотая лира.

1 место – золотой скрипичный ключ.

2 место – серебряный скрипичный ключ.

Отлично! Вы все работали активно!

Получают награды

Регулятивные

Личностные

Домашнее

задание

Открываем дневники, записываем домашнее задание: Прочитать стр. 61. Р\т: № 4.

Записывают д/з

-

Поведение итогов

Рефлексия

Вы отлично поработали сегодня, мы посетили с вами музыкальную гостиную, посвященную театру и музыке 19 века.

Сделаем вывод.

Почему 19 век называют золотым веком театра и музыки?



Какую цель мы ставили сегодня?


Чего мы достигли?


Я очень рада, что вы сегодня активно работали и заслуженно получили свои награды.

До свидания!

Композиторы внесли огромный вклад в развитие музыкального и театрального искусства 19 в. Произведения российских музыкантов стали мировым достоянием, а имена российских исполнителей вписаны в историю мирового музыкального искусства.

Цель – углубить знания о театральном и музыкальном искусстве 19 века в России.

Коммуникативные



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!