Конспект урока окружающего мира для 4 класса. Тема: Субтропическая зона. Природные условия субтропиков. Растения Черноморского побережья Кавказа.
Цель: формирование представлений о природных условиях субтропической зоны и растительном мире Черноморского побережья Кавказа.
Тип урока: Урок ознакомления с новым материалом
Задачи: дать представление об особенностях неживой природы субтропической зоны России, растительном мире Черноморского побережья Кавказа, научить находить зону субтропиков на карте «Природные зоны России»
Формирование УУД:
1. Личностные УД: умение анализировать результаты учебной деятельности способность к самооценке на основе критериев успешной учебной деятельности.
2.Регулятивные УД: выделять и формулировать познавательную цель в совместно-распределённой деятельности; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; устанавливать причинно-следственные связи; использовать знаково-символические средства.
3.Познавательные УД: формировать умения отличать растения субтропической зоны, искать и выделять необходимую информацию; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и знания, полученные на уроке; строить логическую цепочку рассуждений, анализировать, строить доказательства; оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы.
4. Коммуникативные УД: умение работать в парах, группах; совместно договариваться о правилах общения и следовать им; формулировать и объяснять задание; грамотно задавать вопросы; слушать и понимать речь других.
Основные понятия: субтропики, парк «Дендрарий», Красная Книга России.
Межпредметные связи: история, география, литературное чтение.
Оборудование: ПК учителя, мультимедийное оборудование, презентация к уроку, учебники, карточки для работы в парах, группах . карта природных зон России, смайлы для рефлексии.
Ход урока.
1. Организационный момент.
- Урок мы откроем со слов известного писателя, исследователя, натуралиста Виталия Валентиновича Бианки. Он является автором многих рассказов и сказок о природе, о животных. Слайд 2.
Прочитайте их: “Весь огромный мир вокруг меня, надо мной и подо мной полон неизвестных тайн. Я их буду открывать всю жизнь, потому , что это самое интересное, самое увлекательное занятие в мире” В.В. Бианки.)
- Вы согласны с этими словами? Почему?
- Мы тоже сегодня будем исследователями. Будем открывать и исследовать.
2. Постановка темы и задач урока.
- По какому большому разделу мы сейчас работаем? (Путешествие по природным зонам России)
-Так что мы будем сегодня исследовать? (новую природную зону) - Сколько всего природных зон различают на территории России? (6) -Какие природные зоны мы уже изучили? -Какую зону нам осталось исследовать? (субтропическую зону) Слайд 3-4.
3. Актуализация знаний. Повторение пройденного.
- Прежде чем начать исследование новой природной зоны, поговорим о тех, что мы уже изучили.
Работа в группах.
- На карточках 1 группы даны описания изученных природных зон. На карточках 2 группы даны названия и описании растений и животных природных зон. Вы должны определить, какая зона описана на вашей карточке и расставить карточки в том порядке, в котором мы изучали эти зоны.
Прежде чем приступить к работе, давайте вспомним правила работы в группе. На столах лежат карточки-памятки.
1 группа.1) Обширное безлесное пространство, густо покрытое травянистыми растениями. Здесь чётко выражены 4 времени года: холодная зима, тёплая весна, жаркое лето, сухая осень. Почвы плодородные, поэтому хорошо развито земледелие. Степь
2) Повсюду гряды золотистых песков – барханы, белые болота, засыпанные солью, солончаки. Рощицы кривых полузасохших деревьев. Ручьи и озера там без воды, деревья без тени, на них нет листьев. Пустыня
3) Полгода здесь день и полгода ночь. Всюду снега и льды. Солнце летом поднимается над горизонтом невысоко. Территория зоны не имеет коренного населения. (Арктика)
4) Деревья здесь не растут. Болотистая местность – прекрасное место для многочисленных комаров и мошкары. Лето здесь короткое. Навещают этот край летом многочисленные птицы. Мхи и лишайники господствуют всюду. Тундра
5) Эта зона находится южнее зоны тундры, поэтому климат мягче, В природном сообществе хорошо видна ярусность расположения растений. Обычно здесь выделяется три-четыре яруса. Зона лесов.
2 группа.1) В этой зоне растут клевер, ковыль, красные маки, жёлтые тюльпаны, многие из которых успевают за весну отцвести и дать семена. Из животных преобладают грызуны: хомяки, суслики, мыши-полёвки. Степь
2) Растения с длинными корнями и очень мелкими листьями или листьями-колючками –саксаул, верблюжья колючка, джузгун. Животные ведут в основном ночной образ жизни и могут долго обходиться без воды: тушканчики, змеи, черепахи, верблюды, скорпионы. Пустыня
3) Здесь растут стойкие к морозу, неприхотливые растения: лишайники, полярные ивы, полярный мак. Птицы устраивают птичьи базары. Тюлени и моржи имеют толстую кожу, белый медведь – густую, длинную шерсть. (Арктика)
4) Низкорослые растения: ягодные кустарники, карликовые деревья, грибы, мхи и лишайники. Во время короткого лета расцветают лютики, колокольчики, полярная камнеломка. Весной прилетают стаи гусей, уток, гагар. Гнездятся редкие птицы: белый журавль, краснозобая казарка. Из животных много леммингов. (Тундра)
5) Пихта, сосна, лиственница, дуб. клён, липа. вяз, осина, рябина, черёмуха, много трав. Из животных-медведи, волки, лисицы, рыси, лоси, зайцы, косули, кабаны, ежи, насекомые, птицы. (Зона лесов).
Отчёт командира о работе в группах. Оценка работы в группах каждого при помощи сигнальных карточек.
-Ребята, мы изучили с вами уже пять природных зон , которые сменяются в направлении с Севера на юг России. Что вы можете сказать о нашей Родине?
-Можем мы гордиться тем, что живём в такой огромной , прекрасной стране?
4 .Работа по новой теме.
- Молодцы, я вижу, что вы знаете особенности изученных природных зон.
Итак, отправляемся в путешествие по новой природной зоне.
-Каждую зону мы исследуем по плану. Давайте восстановим его.
План.
1.Географическое положение, климат.
2. Растительный мир.
3. Животный мир.
4. Отдых на Черноморском побережье.
-Последний пункт плана имеет другое название, а вот почему, вы сами поймёте позже.
-На эту тему отводится два урока. Сегодня мы поговорим о географическом положении, климате и растительном мире Субтропической зоны. А на следующем уроке исследуем животный мир и узнаем, как человек использует Черноморское побережье Кавказа.
-Найдите тему урока в учебнике стр. 112, посмотрите на условные обозначения и скажите, что нам понадобится.(карта, толковый словарь)
-С Толковым словарём попросим поработать………. Посмотри, значение какого слова нам нужно узнать и найди его.
-Остальные работают с картой стр.60
-Каким цветом выделена субтропическая зона? (фиолетовый)
-О чём говорит нам карта? (эта зона занимает очень маленькую территорию. Расположена на побережье Чёрного моря, севернее Кавказские горы.
-Эта узкая полоса и склоны гор до высоты 500м относятся к зоне субтропиков.
- Что же означает слово «субтропики»? (Тропики – это тепловой пояс, расположенный по обе стороны экватора) (Слайд 5)
- А что означает приставка «суб»? В переводе с латинского это означает «под». Значит, это территория под тропиками, точнее вблизи тропической зоны.
Субтропическая зона расположена южнее России, а здесь, на Черноморском побережье, - лишь маленький кусочек.
Об удивительном своеобразии природы субтропиков можно судить, изучив природу Черноморского побережья Кавказа, особенно в тех местах в горах, где леса охраняются. А в Сочинском парке «Дендрарий», основанном в 1892году, собраны растения субтропических зон со всего мира.
-…… прочитает , что нам говорит об этом парке Толковый словарь.(Слайд 6)
-Выскажите предположения, какой там может быть климат? Эта зона находится ещё ближе к экватору, значит солнце как посылает сюда лучи? (почти прямые лучи)
-Какой сделаем тогда вывод? Как нагревается поверхность?
-Давайте выясним, подтвердятся ли наши предположения.
-Прочитайте материал учебника стр.113 (1абзац - вслух).
-Подтвердились ли ваши предположения?
-Как вы думаете, почему же здесь такие благоприятные погодные условия? Совсем рядом зона пустынь, но климат совсем не такой. Возникла проблема?
-Где мы можем найти ответ на этот вопрос? Уч. стр.113 – до 4 абзаца (со слов :Евдокия Васильевна …). Читаем до слов…(Обилие тепла…).
Выводы детей. (Побережье с севера защищено горами от холодных ветров. Большое влияние оказывает море. Летом оно нагревается, зимой не замерзает и постепенно отдаёт тепло воздуху. Летом влажный воздух смягчает жару и приносит дожди)
Физкультминутка. Море волнуется раз….
Продолжение работы по теме урока.
-Всё ли мы выяснили по первому пункту плана? Переходим ко второму.
-Выскажите предположения, богат растительный мир Черноморского побережья Кавказа или нет? Почему?
-Давайте посмотрим презентацию и сделаем выводы. (Слайды 7-13)
Просмотр презентации. -Что можете сказать о растительном мире?
-Какие растения занесены в Красную книгу?(жимолость, самшит колхидский, тис ягодный- имеет прочную древесину, обладающую сильными бактерицидными свойствами — она убивает даже те микроорганизмы, что имеются в воздухе)
6. Закрепление изученного материала. Работа по карточкам.
Допишите данные предложения.
1.Субтропическая зона находится ____________________ зоны пустынь.
2.Она расположена на берегу ________________________ .
3.В центре находится город _____________________.
4. Солнце посылает сюда почти _____________лучи .
5.Растительный мир ___________и ______________________.
-Поменяйтесь карточками с соседом.
Взаимопроверка по эталону в парах (Слайд)
-Оцените себя при помощи сигнальных карточек.
Подведение итогов урока.
-Какую природную зону мы исследовали? Выполнили поставленные задачи?
-Кому было интересно ?
-Кто понял, почему последний пункт плана изменён?(сюда приезжают люди отдыхать)
7. Рефлексия. Оценивание.
-Оценивают знания при помощи дерева успеха.
8. Домашнее задание.
1) Приготовить сообщение о животных:
«Морской конёк» уч. стр.177 «Дельфины» уч.стр.178
2) Уч. стр.112- 115 читать
3) Сообщение о растениях, занесённых в Красную книгу.