СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока окружающего мира "Субтропическая зона. Черноморское побережье Кавказа""

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока предназначена для учителей начальных классов, работающих по программе ПНШ

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока окружающего мира "Субтропическая зона. Черноморское побережье Кавказа""»

Конспект урока окружающего мира для 4 класса. Тема: Субтропическая зона. Природные условия субтропиков. Растения Черноморского побережья Кавказа.

Цель: формирование представлений о природных условиях субтропической зоны и растительном мире Черноморского побережья Кавказа.

Тип урока: Урок ознакомления с новым материалом

Задачи: дать представление об особенностях неживой природы субтропической зоны России, растительном мире Черноморского побережья Кавказа, научить находить зону субтропиков на карте «Природные зоны России»

Формирование УУД:

1. Личностные УД: умение анализировать результаты учебной деятельности способность к самооценке на основе критериев успешной учебной деятельности.

2.Регулятивные УД: выделять и формулировать познавательную цель в совместно-распределённой деятельности; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; устанавливать причинно-следственные связи; использовать знаково-символические средства.

3.Познавательные УД: формировать умения отличать растения субтропической зоны, искать и выделять необходимую информацию; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и знания, полученные на уроке; строить логическую цепочку рассуждений, анализировать, строить доказательства; оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы.

4. Коммуникативные УД: умение работать в парах, группах; совместно договариваться о правилах общения и следовать им; формулировать и объяснять задание; грамотно задавать вопросы; слушать и понимать речь других.

Основные понятия: субтропики, парк «Дендрарий», Красная Книга России.

Межпредметные связи:  история, география, литературное чтение.

Оборудование: ПК учителя, мультимедийное оборудование, презентация к уроку, учебники, карточки для работы в парах, группах . карта природных зон России, смайлы для рефлексии.

Ход урока.

1. Организационный момент.

- Урок мы откроем со слов известного писателя, исследователя, натуралиста Виталия Валентиновича Бианки. Он является автором многих рассказов и сказок о природе, о животных. Слайд 2.

Прочитайте их: “Весь огромный мир вокруг меня, надо мной и подо мной полон неизвестных тайн. Я их буду открывать всю жизнь, потому , что это самое интересное, самое увлекательное занятие в мире” В.В. Бианки.)

- Вы согласны с этими словами? Почему?

- Мы тоже сегодня будем исследователями. Будем открывать и исследовать.

2. Постановка темы и задач урока.

- По какому большому разделу мы сейчас работаем? (Путешествие по природным зонам России)

-Так что мы будем сегодня исследовать? (новую природную зону) - Сколько всего природных зон различают на территории России? (6) -Какие природные зоны мы уже изучили? -Какую зону нам осталось исследовать? (субтропическую зону) Слайд 3-4.

3. Актуализация знаний. Повторение пройденного.

- Прежде чем начать исследование новой природной зоны, поговорим о тех, что мы уже изучили.

Работа в группах.

- На карточках 1 группы даны описания изученных природных зон. На карточках 2 группы даны названия и описании растений и животных природных зон. Вы должны определить, какая зона описана на вашей карточке и расставить карточки в том порядке, в котором мы изучали эти зоны.

Прежде чем приступить к работе, давайте вспомним правила работы в группе. На столах лежат карточки-памятки.

1 группа.1) Обширное безлесное пространство, густо покрытое травянистыми растениями. Здесь чётко выражены 4 времени года: холодная зима, тёплая весна, жаркое лето, сухая осень. Почвы плодородные, поэтому хорошо развито земледелие. Степь

2) Повсюду гряды золотистых песков – барханы, белые болота, засыпанные солью, солончаки. Рощицы кривых полузасохших деревьев. Ручьи и озера там без воды, деревья без тени, на них нет листьев. Пустыня

3) Полгода здесь день и полгода ночь. Всюду снега и льды. Солнце летом поднимается над горизонтом невысоко. Территория зоны не имеет коренного населения. (Арктика
4) Деревья здесь не растут. Болотистая местность – прекрасное место для многочисленных комаров и мошкары. Лето здесь короткое. Навещают этот край летом многочисленные птицы. Мхи и лишайники господствуют всюду. Тундра

5) Эта зона находится южнее зоны тундры, поэтому климат мягче, В природном сообществе хорошо видна ярусность расположения растений. Обычно здесь выделяется три-четыре яруса. Зона лесов.

2 группа.1) В этой зоне растут клевер, ковыль, красные маки, жёлтые тюльпаны, многие из которых успевают за весну отцвести и дать семена. Из животных преобладают грызуны: хомяки, суслики, мыши-полёвки. Степь

2) Растения с длинными корнями и очень мелкими листьями или листьями-колючками –саксаул, верблюжья колючка, джузгун. Животные ведут в основном ночной образ жизни и могут долго обходиться без воды: тушканчики, змеи, черепахи, верблюды, скорпионы. Пустыня

3) Здесь растут стойкие к морозу, неприхотливые растения: лишайники, полярные ивы, полярный мак. Птицы устраивают птичьи базары. Тюлени и моржи имеют толстую кожу, белый медведь – густую, длинную шерсть. (Арктика

4) Низкорослые растения: ягодные кустарники, карликовые деревья, грибы, мхи и лишайники. Во время короткого лета расцветают лютики, колокольчики, полярная камнеломка. Весной прилетают стаи гусей, уток, гагар. Гнездятся редкие птицы: белый журавль, краснозобая казарка. Из животных много леммингов. (Тундра)

5) Пихта, сосна, лиственница, дуб. клён, липа. вяз, осина, рябина, черёмуха, много трав. Из животных-медведи, волки, лисицы, рыси, лоси, зайцы, косули, кабаны, ежи, насекомые, птицы. (Зона лесов).

Отчёт командира о работе в группах. Оценка работы в группах каждого при помощи сигнальных карточек.

-Ребята, мы изучили с вами уже пять природных зон , которые сменяются в направлении с Севера на юг России. Что вы можете сказать о нашей Родине?

-Можем мы гордиться тем, что живём в такой огромной , прекрасной стране?

4 .Работа по новой теме.

- Молодцы, я вижу, что вы знаете особенности изученных природных зон.

Итак, отправляемся в путешествие по новой природной зоне.

-Каждую зону мы исследуем по плану. Давайте восстановим его.

План.

1.Географическое положение, климат.

2. Растительный мир.

3. Животный мир.

4. Отдых на Черноморском побережье.

-Последний пункт плана имеет другое название, а вот почему, вы сами поймёте позже.

-На эту тему отводится два урока. Сегодня мы поговорим о географическом положении, климате и растительном мире Субтропической зоны. А на следующем уроке исследуем животный мир и узнаем, как человек использует Черноморское побережье Кавказа.

-Найдите тему урока в учебнике стр. 112, посмотрите на условные обозначения и скажите, что нам понадобится.(карта, толковый словарь)

-С Толковым словарём попросим поработать………. Посмотри, значение какого слова нам нужно узнать и найди его.

-Остальные работают с картой стр.60

-Каким цветом выделена субтропическая зона? (фиолетовый)

-О чём говорит нам карта? (эта зона занимает очень маленькую территорию. Расположена на побережье Чёрного моря, севернее Кавказские горы.

-Эта узкая полоса и склоны гор до высоты 500м относятся к зоне субтропиков.

- Что же означает слово «субтропики»? (Тропики – это тепловой пояс, расположенный по обе стороны экватора) (Слайд 5)

- А что означает приставка «суб»? В переводе с латинского это означает «под». Значит, это территория под тропиками, точнее вблизи тропической зоны.

Субтропическая зона расположена южнее России, а здесь, на Черноморском побережье, - лишь маленький кусочек.

Об удивительном своеобразии природы субтропиков можно судить, изучив природу Черноморского побережья Кавказа, особенно в тех местах в горах, где леса охраняются. А в Сочинском парке «Дендрарий», основанном в 1892году, собраны растения субтропических зон со всего мира.

-…… прочитает , что нам говорит об этом парке Толковый словарь.(Слайд 6)

-Выскажите предположения, какой там может быть климат? Эта зона находится ещё ближе к экватору, значит солнце как посылает сюда лучи? (почти прямые лучи)

-Какой сделаем тогда вывод? Как нагревается поверхность?

-Давайте выясним, подтвердятся ли наши предположения.

-Прочитайте материал учебника стр.113 (1абзац - вслух).

-Подтвердились ли ваши предположения?

-Как вы думаете, почему же здесь такие благоприятные погодные условия? Совсем рядом зона пустынь, но климат совсем не такой. Возникла проблема?

-Где мы можем найти ответ на этот вопрос? Уч. стр.113 – до 4 абзаца (со слов :Евдокия Васильевна …). Читаем до слов…(Обилие тепла…).

Выводы детей. (Побережье с севера защищено горами от холодных ветров. Большое влияние оказывает море. Летом оно нагревается, зимой не замерзает и постепенно отдаёт тепло воздуху. Летом влажный воздух смягчает жару и приносит дожди)

  1. Физкультминутка. Море волнуется раз….

  2. Продолжение работы по теме урока.

-Всё ли мы выяснили по первому пункту плана? Переходим ко второму.

-Выскажите предположения, богат растительный мир Черноморского побережья Кавказа или нет? Почему?

-Давайте посмотрим презентацию и сделаем выводы. (Слайды 7-13)

Просмотр презентации. -Что можете сказать о растительном мире?

-Какие растения занесены в Красную книгу?(жимолость, самшит колхидский, тис ягодный- имеет прочную древесину, обладающую сильными бактерицидными свойствами — она убивает даже те микроорганизмы, что имеются в воздухе)

6. Закрепление изученного материала. Работа по карточкам.

Допишите данные предложения.

1.Субтропическая зона находится   ____________________ зоны пустынь.

2.Она расположена на берегу ________________________  .

3.В центре находится город _____________________.

4. Солнце посылает сюда почти _____________лучи  .

5.Растительный мир ___________и ______________________.

-Поменяйтесь карточками с соседом.

Взаимопроверка по эталону в парах (Слайд)

-Оцените себя при помощи сигнальных карточек.

  1. Подведение итогов урока.

-Какую природную зону мы исследовали? Выполнили поставленные задачи?

-Кому было интересно ?

-Кто понял, почему последний пункт плана изменён?(сюда приезжают люди отдыхать)

7. Рефлексия. Оценивание.

-Оценивают знания при помощи дерева успеха.

8. Домашнее задание.

1) Приготовить сообщение о животных:

«Морской конёк» уч. стр.177 «Дельфины» уч.стр.178

2) Уч. стр.112- 115 читать

3) Сообщение о растениях, занесённых в Красную книгу.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!