СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Пища, которую мы едим"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по технологии на тему "Пища, которую мы едим" содержит конспект урока и презентацию урока. Цель занятия убедить учащихся в необходимости вести здоровый образ жизни, формировать умения заботиться о своём питании и соблюдать экологическую безопасность продуктов.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Пища, которую мы едим"»

Тема: “Пища, которую мы едим”

Цель: убедить учащихся в необходимости вести здоровый образ жизни, формировать умения заботиться о своём питании и соблюдать экологическую безопасность продуктов.

Задачи урока:

  • расширить знания учащихся по проблеме питания и экологической безопасности продуктов;

  • изучить классификацию пищевых добавок, раскрыть их значение и обсудить возможные нежелательные последствия их применения;

  • привлечь внимание учащихся к составу продуктов, которые мы покупаем в магазине, вызвать желание учащихся контролировать потребление нежелательных и вредных пищевых добавок с целью сохранения своего здоровья;

  • развивать умения учащихся работать с различными источниками информации, умения выделять главное, сравнивать, обобщать, делать выводы.

Планируемые результаты обучения.

В ходе занятия учащиеся будут знать:

  • определение понятий: пищевые добавки, ароматизаторы, консерванты, пеногасители, стабилизаторы, синтетическая пища;

  • о нежелательных последствиях применения некоторых пищевых добавок;

  • о содержании нитратов в овощах и о способах их уменьшения .

Учащиеся будут уметь:

  • используя таблицу, расшифровывать коды некоторых пищевых добавок;

  • уменьшать содержание нитратов при использовании овощей.

Материалы и оборудование к уроку:

  • этикетки различных продуктов,

  • лупы (которые пригодятся для чтения некоторых этикеток,

  • проектор, презентация;

Ход урока.

1. Организационный момент.

Деятельность учителя: Проверка явки и готовности рабочих мест, назначение дежурных.

Деятельность учащихся: Докладывают об отсутствующих, готовят рабочие места.

2. Постановка и мотивация целей занятия.

Деятельность учителя: озвучивает тему занятия, цели и задачи.

“Проблема питания” - это обширная и очень важная тема, как для человечества в целом, так и для каждого отдельного человека. На сегодняшнем уроке мы с вами тоже затронем эту проблему. Тема сегодняшнего урока «Пища, которую мы едим». Мы поговорим о пищевых добавках и о некоторых продуктах питания, о содержании нитратов в овощах и о способах их уменьшения при обработке. Расширим свои знания по проблеме питания и по экологической безопасности продуктов питания. Проведём практическое занятие по расшифровке кодов пищевых добавок и рассмотрим нежелательное воздействие некоторых пищевых добавок на организм. Надеюсь, что сегодняшний урок будет не только интересным, но и полезным, и полученные знания вам пригодятся и в дальнейшем.

Деятельность учащихся: Осознают цель и тему занятия, записывают тему урока в тетрадь.

3. Объяснение нового материала.

“Человек - существо странное. Сначала он, вопреки здравому смыслу, разрушает собственное здоровье, а затем, прилагая неимоверные усилия, стремится его поправить. Понять это очень трудно. Посудите сами. Человек сознательно пренебрегает условиями, предоставленными ему природой для здорового образа жизни: он заточает себя в “каменный мешок”, служащий ему жильём, окружает вещами, употребляет продукты питания, по большей части не просто вредные, но и опасные для здоровья. Люди создали мощную индустрию, которая призвана сохранять продукты питания, перерабатывать и значительно видоизменять всё то, что человек вырастил сам или взял у природы. А именно: консервировать, рафинировать, вялить, сушить, стерилизовать, разрыхлять, превращать в желе и студни, ароматизировать, коптить, жарить, замораживать, подкрашивать, насыщать углекислым газом, смешивать в самых невероятных сочетаниях, каких никогда не встретишь в естественных условиях.

Создается впечатление, что человек патологически ненавидит не только всех, кто его окружает, но и самого себя, поскольку одержим произвести как можно больше несъедобных продуктов и накормить ими весь мир, а взамен получить деньги и …болезни.

В последние годы нашу страну захлестнула волна импорта продуктов питания. Основными поставщиками продовольственных товаров стали Голландия, Дания, Германия, США, Франция, Израиль. Известно, однако, что в каждой экономически развитой стране, существуют три категории продуктов питания:

  • для внутреннего рынка,

  • для экспорта в другие развитые страны,

  • для экспорта в страны “третьего мира” и, к сожалению, в Россию.

Товары с опасными добавками очень дешевы в странах производителях и не предназначены для продажи на внутреннем рынке.

Вот почему в наших магазинах часто можно увидеть продукцию, которая не отвечает международным стандартам качества: она изготовлена из второсортного сырья, содержит патогенную микрофлору, токсины, а так же специфические наполнители и всевозможные добавки, вредные для здоровья человека. Кроме того, поставщиков не всегда заботят сроки хранения этих продуктов. Наши производители так же научились насыщать продукты всевозможными добавками.

Учитель: - Как вы думаете для чего были придуманы пищевые добавки и какую роль они играют? (Пищевые добавки вводятся в пищевой продукт для придания им определенных свойств, а так же для сохранения качества и увеличения сроков хранения или годности.)

Учитель: - Как вы думаете влияет ли применение пищевых добавок на качество и безопасность продукта при употреблении его в пищу? (Пищевые добавки влияют на качество продуктов - некоторые пищевые добавки могут быть опасными для здоровья человека.)

Учитель: - Сейчас мы послушаем сообщение, которое подготовила Харченко Анна на тему пищевые добавки.

Сообщение

Пищевые добавки - природные или искусственные (синтезированные) вещества, преднамеренно вводимые в пищевые продукты с целью их сохранения и придания им заданных свойств.

В современном обществе, существуют тревожные подозрения в связи с применением пищевых добавок. Так как есть сомнения по поводу их безвредности. Стоит, так же отметить, что пищевые добавки – вовсе не современное изобретение. В древности человек понял, что соль (хлорид натрия) предохраняет мясные, а так же рыбные продукты питания от быстрой порчи. Вместе с ростом наших знаний о пищевых продуктах, а так же с совершенствованием технологий изготовления пищевых продуктов питания, все чаще использовались пищевые добавки в процессе изготовления различных продуктов. Всему этому поспособствовало полное изменение образа жизни человека. Современный человек больше всего ценит время и всячески стремиться его сэкономить. Наш век считается - индустриальным, большое количество людей проживает в городах. Так же, сильно возросла численность населения земли. Все эти факторы, потребовали создания новых способов обработки и изготовления продуктов питания вследствие чего, пищевые добавки стали применяться намного чаще. Нужда в пищевых добавках наиболее возросла в недавнее время, в связи с большим спросом на питательные и более удобные в использовании пищевые продукты. То есть на консервы, полуфабрикаты, продукты быстрого приготовления.

Количество пищевых добавок, которые используют в пищевом производстве большинства стран мира, достигает 500 наименований, в США превышает 1500, в странах ЕС достигает 1200, в России — 415, в ФРГ — 350, в Украине — 221. Кроме того, в странах ЕС разрешено использовать в пищевом производстве более 400 ароматизаторов и вкусовых веществ.

Своим обозначением — Е — эти добавки обязаны Европейской комиссии по добавкам. Таким образом, она информирует покупателя о том, какие химические соединения присутствуют в продукте. Буква «Е» — от слова Европа или от английского слова съедобный, а следующий трех- или четырехзначное число — закодированное соединение. Раньше названия соединений писали полностью, но потом было решено заменить на буквенно-цифровое обозначение.

До начала 90-х годов XX ст. употребления пищевых добавок в России было ограниченным по сравнению с зарубежными странами Европы и США. В течение последних лет использование пищевых добавок в стране значительно увеличилось.

С расширением производства пищевых добавок постоянно уменьшается ассортимент пищевых продуктов, полученных без их использования. Теперь пищевыми продуктами, которые не содержат пищевых добавок, являются овощи, фрукты (кроме цитрусовых), рис, минеральная вода, молоко, яйца, мед, мясо, сахар и водка. Продукты питания, предназначенные для питания новорожденных детей, также не содержат пищевых добавок. Все другие пищевые продукты содержат определенное количество тех или иных пищевых добавок.

Для охраны здоровья населения и с целью ограничения поступления в организм человека установлены предельно допустимые уровни пищевых добавок в продуктах, а также для многих пищевых продуктов — суточная допустимая доза. Кроме того, регламентирован перечень пищевых продуктов, к которым целесообразно включать пищевые добавки. Ограничено или запрещено использование пищевых добавок при изготовлении детских продуктов.

Учитель: - Мы выслушали сообщение Ани, узнали много нового и интересного, но сразу возникает много вопросов. Как же в такой ситуации обезопасить себя? Что нужно знать каждому, кто идёт в магазины за продуктами?

Каким продуктам питания следует отдавать предпочтение, а о каких следует забыть навсегда? На эти вопросы мы с вами сегодня постараемся ответить на нашем уроке.

Учитель: - Скажите, как можно узнать содержит продукт пищевые добавки или нет? (Нужно посмотреть на упаковку продукта, где написан состав продукта).

Учитель: - Правильно. Обязательно ознакомьтесь с тем, что написано на упаковке кондитерских изделий, напитков, маргарина и другой продукции, смотрите там, где написан состав продукта. Обратите внимание на букву Е с индексом, означающую виды пищевых добавок.

Согласно международной классификации все пищевые добавки разделены на функциональные группы. Для веществ каждой группы отведены свои номера. Так, добавки с номерами:
Е100 - Е199 - это красители, Усиливают или восстанавливают цвет продукта.
Е200 - Е299 - консерванты, Повышают срок хранения продуктов, защищают их от микробов, грибков, бактериофагов, химически стерилизующие добавки при созревании вин, дезинфектанты.
Е300 - Е399 - антиокислители, Защищают от окисления, например, от прогоркания жиров и изменения цвета.
Е400 - Е499 - стабилизаторы, Сохраняют заданную консистенцию. Загустители, повышают вязкость
Е500 - Е599 - эмульгаторы, Создают однородную смесь несмешиваемых продуктов, например, воды и масла
Е600 - Е699 - усилители вкуса и ароматизаторы,

Е 900- 999 –пеногасители, Предупреждают или снижают образование пены.

Каждая группа выполняет определённые функции для придания определённых свойств продукта.

В настоящее время на территории России может использоваться в производстве пищевых продуктов или допускается в импортных продуктах только 250 добавок.

Остальные, используемые в мире, у нас не запрещены, но и не разрешены. Это означает, что для нашего Госпиднадзора эти вещества не показались достаточно изученными, и в продуктах, продающихся на территории России, эти добавки пока присутствовать не могут. Возможно, со временем, после дополнительных исследований, их и разрешат.

При ООН и Всемирной организации здравоохранения существует комитет по пищевым добавкам. Туда поступают документы о побочных эффектах пищевых добавок. При необходимости их могут запретить. В настоящее время существует перечень запрещённых и опасных пищевых добавок ( таблица)

Учитель: - В таблице представлен перечень добавок запрещённых и опасных для здоровья человека. Запрещённые добавки— это добавки, по которым доказано, что их действие приносит вред организму. Потенциально опасные добавки — это добавки, которые могут быть опасны для людей с хроническими заболеваниями, вызывающие злокачественные опухоли, заболевания желудочно-кишечного тракта, аллергены, вредные для кожи, вызывающие болезни почек и печени и другие заболевания. (Знакомятся с пищевыми добавками, которые запрещены в нашей стране и добавками, которые могут быть опасны для людей с хроническими заболеваниями.)

Учитель: - Недавно английские учёные из Исследовательского центра по изучению астмы и аллергии пришли к выводу, что некоторые красители и пищевые добавки могут негативно влиять на настроение и поведение детей. Трёхлетним ребятишкам две недели давали фруктовый сок, в котором было растворено 20 мг различных красителей и 40 мг консерванта Е 211 (бензоат натрия). В следующие две недели дети получали сок без этих добавок. При кормлении “химией” дети хуже концентрировали внимание, были склонны к вспышкам гнева, с трудом засыпали. Многие из “гиперактивных” добавок не только влияют на психику, но вызывают аллергические реакции. По данным тех же учёных, почти все газировки содержат бензоат натрия (Е 211). Красители используются в 78% детских десертов, 93% конфет, 24% детских сыров, 32% чипсов.

Девочки исследовали состав некоторых пищевых продуктов по их этикеткам, и установили, что некоторые из них опасны для здоровья.

Показ слайдов с комментированием:

1. Колбаса бутербродная.

Производитель ОАО «Мясокомбинат Омский»

Е 250- консервант, вызывает нарушение давления;

Е 450 – стабилизатор, вызывает расстройство желудка, поражает желудочно-кишечный тракт

2. Напиток «Пепси»

(А) ООО «Пепси Интернешенел Боттлерс» г. Екатеринбург.

Е 150 а – подозрительные пищевые добавки;

Е 338 – вызывает расстройство желудка.

3. Жевательная резинка «Орбит»

ООО « Ригли», Санкт-Петербург.

Е 171 - краситель, подозрительный, вызывает болезни печени и почек;

Е 322 – эмульгатор, вызывает болезни печени, почек и желудочно- кишечного тракта, аллерген;

Е 321 – антиокислитель, вызывает болезни печени, почек и желудочно- кишечного тракта.

4. Сыр плавленый «Президент»

Е 450 стабилизатор, вызывает расстройство желудка, поражает желудочно-кишечный тракт;

Е 330 антиокислитель, вызывает расстройство желудка, аллерген;

Е 331 антиокислитель, вреден для кожи, аллерген.

5. Куриный бульон «Мaggi».

Глютамат, иносинат гуанилат натрия – вызывают болезни желудочно-кишечного тракта;

Е 330 – особенно опасен, вызывает злокачественные опухоли.

Учитель: - А ведь почти все эти продукты мы употребляем почти регулярно. Не пора ли задуматься о своём здоровье и заменить их на безвредные.  

4. Практическое занятие.

Тема: “Пищевые добавки”

Цель: научиться расшифровывать коды пищевых добавок (с индексом Е).

Задачи: провести расшифровку кодов предложенных вам этикеток пищевых продуктов и сделать вывод о целесообразности применения данного продукта, учитывая сведения о их влиянии на организм.

Учитель: - Сейчас мы с вами, используя таблицу 1, проведём расшифровку кодов предложенных вам этикеток пищевых продуктов. [Далее: учащиеся расшифровывают коды пищевых добавок и делают вывод о целесообразности их применения. Работу можно оформить в виде таблицы (табл.4). Заслушивают выводы о результатах исследований учащихся].

Учитель:- Надеюсь, что теперь вы будете внимательны при покупке продуктов, и всегда сможете использовать табличку, которая останется у вас на память. Проанализируйте дома те продукты, которые вы любите и часто покупаете, и определите, нет ли в них вредных веществ. В настоящее время в маркетинговых целях многие производители не указывают ингредиенты с буквенным кодом E. Они заменяют их на название добавки, например Е 621 «глутамат натрия», что вводит в заблуждение несведущего покупателя. Это вы тоже должны учитывать, и если в составе продуктов нет буквы Е это не значит, что продукт не содержит пищевых добавок.

И что самое печальное — совсем исключить пищевые добавки из своего рациона невозможно. В противном случае мы стали бы питаться только свежими овощами-фруктами, пили парное молоко или воду.

Но всё таки с помощью простых советов можно ограничить попадание вредных пищевых добавок к нам на стол, можно лишь не покупать продукты с неестественно яркой окраской, избегать продуктов со слишком долгим сроком хранения, убрать из своего рациона чипсы, готовые завтраки, обеды и ужины, хот-доги и прочие гамбургеры. И совсем не помешает читать этикетку.



5. Выступление учащихся.

Учитель: - Заранее был проведён опрос учеников нашей школы, какие вопросы их волнуют на тему питания. На наиболее интересные вопросы девочки нашли ответы. И сёйчас они поделятся информацией, которую им удалось найти.

Вопрос № 1 “Мой брат обожает всякие сухие супы и кубики, которые разводятся кипятком, а мама говорит, что они вредны для здоровья. Что же в них такого привораживающего, и права ли мама?”

Ответ: “Бульонные кубики – не более чем вкусовая добавка: вкус обеспечивает глутамат натрия – аминокислота, содержащаяся во многих натуральных продуктах. Что касается сухих супов, то в них входят вещества, как положительно, так и отрицательно влияющие на организм. Так, в состав большинства включено пальмовое масло, которое нарушает обмен липидов и увеличивает риск развития атеросклероза. И вообще, это не еда, а скорее корм для человека. Всегда предпочтительнее потратить 20 минут и сварить, например, вкусный и питательный овощной суп.

Вопрос № 2. “Говорят, что спортсмены, выпившие бутылку кока-колы, не проходят тест на допинг. Неужели она так вредна? А ведь её пьют маленькие дети”

Ответ: “Спортсмены не любят кока-колу из-за кофеина, который до 1 января 2004 г. считался допингом. Спортсменов действительно снимали с соревнований, если содержание кофеина превышало норму. Например, Международная федерация лёгкой атлетики отобрала золотую медаль у Натальи Садовой, чемпионки по метанию диска. Уровень кофеина в её моче соответствовал трём чашкам кофе или литру кока-колы. По данным института питания чрезмерное увлечение напитком повышает давление, может стать причиной гастрита, язвы желудка”.

Вопрос № 3.

«Как отличить настоящий шоколад?»

Ответ: Ищите на этикетке три основных компонента – какао тёртое, какао-порошок и какао-масло. Если имеются другие жиры и масла, перед вами – не настоящий шоколад; в составе настоящего шоколада могут присутствовать: сахар, эмульгатор, (лецитин - некоторые источники утверждают, что добавка Е 322, как ни странно, полезна), ароматизатор (часто это ванилин) и некоторые другие добавки; настоящий шоколад тает во рту – температура плавления какао-масла близка к температуре человеческого тела. Температура плавления пальмового масла чуть выше. После такого шоколада во рту остаётся привкус растительного жира.

Вопрос № 4. “Хотелось бы узнать, как обезопасить себя от отравления нитратами, ведь овощи и фрукты могут принести не пользу, а вред?”

Ответ: “Опасность отравления нитратами действительно существует. Но её не стоит преувеличивать, так как нитраты химически активны и даже при обычном хранении их содержание в плодах уменьшается на 30-50%. При мытье и чистке теряется 10-15%, при варке – 40-70%. Уменьшить вредное влияние нитратов можно с помощью аскорбиновой кислоты. Не стоит увлекаться внесезонными тепличными овощами, например, съедание 2 кг тепличных огурцов, съеденных за один приём, могут вызвать опасное для жизни отравление, часто происходят отравления арбузами и дынями, которые вообще не рекомендуется покупать раньше конца августа-месяца. Известно, что в разных частях растения содержание нитратов различно. Вот некоторые советы на эту тему.

1. Очищенный картофель лучше залить на сутки раствором 1% поваренной соли или аскорбиновой кислоты

2. У капусты необходимо снимать верхние кроющие листья и выбрасывать кочерыжку

3.У свёклы и моркови нужно отрезать верхнюю и нижнюю часть корнеплода

4. Нужно очищать огурец от кожицы и отрезать хвостик

Самое высокое содержание нитратов в (мг/кг) отмечается в:

Свёкле (200-4500), Капусте (600-3000), Салате (400-2900), Петрушке (1700-2500)

Учитель: - Вопросов было гораздо больше, мы выбрали на наш взгляд самые интересные.

6. Закрепление материала.

Учитель: - А сейчас мы с вами разгадаем кроссворд на тему питания. Все слова располагаются по вертикали.

Задание - впишите по вертикали слова и дайте определение понятию “витамины”.

1. Без этого вещества жизнь невозможна. В организме человека содержится 65 % и более. (Вода)

2. Эти вещества - во всех живых организмах играют исключительно важную роль: участвуют в построении клеток и тканей, являются ферментами, гормонами, защитными веществами и др. Важнейшие компоненты пищи человека. (Белки).

3. Холодное блюдо, состоящее из донного или нескольких продуктов, заправленных сметаной майонезом. (Салат)

4. Углевод - основная часть продуктов питания - в муке его содержится 75-80%, в картофеле 25%. (Крахмал).

5. Исконно русский молочный продукт (Сметана).

6. Очень полезный молочнокислый напиток. (Кефир).

7. Искусство приготовления вкусной и питательной пищи (Кулинария).

8. Питательные вещества, источник энергии в организме, калорийность составляет 3770 кДж/100г. Один из основных компонентов клеток и тканей живых организмов. (Жиры).

Учитель: Молодцы кроссворд разгадали правильно. Скажите так что же такое витамины? (Витамины это особые вещества, отсутствие которых в пище вызывает заболевание человека. Они помогают усваивать пищу и участвуют в биохимических реакциях организма.)

Учитель: В настоящее время известны около 20 витаминов, которые делятся на две группы: водорастворимые-витамины С, Р и группы В, и жирорастворимые –А, Д, Е и К. Скажите какие витамины вы знаете и как они влияют на организм и здоровье человека? (Витамины группы В улучшают пищеварение, состояние кожи и зрение. Эти витамины содержатся в молоке, кисломолочных продуктах, крупах мясе и орехах. Витамин С укрепляет защитные силы организма. Он содержится во фруктах, ягодах, свежих овощах, зелени. Витамин А способствует росту, развитию, улучшает зрение. Им богаты овощи, яйца, сливочное масло, молоко. Витамин Д укрепляет кости, способствует хорошему самочувствию. Чтобы получать этот витамин, нужно есть сливочное масло, молоко, яйца, рыбу, печень рыбы. Витамин Е улучшает обмен веществ в организме. Он содержится в растительном масле, орехах, хлебе, крупах.)

А теперь я хочу вручить вам витамин С, который влияет на общее самочувствие и укрепляет силы организма. Учащимся вручается витамин С (лимон) !

7. Подведение итогов урока.

Самоанализ деятельности учащихся. Учащиеся анализируют свою деятельность на уроке, отвечая на вопросы:

  1. С какими новыми понятиями вы познакомились на уроке?

  2. Какое воздействие на организм человека могут оказывать некоторые пищевые добавки?

  3. Что вы научились делать на уроке?

  4. Информация, которую вы узнали на уроке пригодится вам в жизни?

  5. Какие советы вы будете применять при выборе продуктов?

Учитель, подводя итог, отмечает активную работу учащихся на уроке, правильность организации рабочего места, успешность выполнения практической работы, выставляет оценки и аргументирует их.

8. Уборка рабочих мест











2

3




7







6


8




4









5




1








в

и

т

а

м

и

н

ы

















































14



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!