Конспект урока письма в основной период обучения грамоте.
Тема: «Письмо строчной буквы п»
Педагогическая цель: обучение написанию строчной буквы п отдельно и в соединении; формирование каллиграфического навыка.
Развитие произвольного внимания, логического мышления, речи.
Воспитание сознательной дисциплины, аккуратности.
Планируемые результаты (предметные):
различать печатную и письменную букву п;
писать слоги и слова со строчной буквой п;
соблюдать правила оформления предложения при письме.
Личностные результаты: сохранить мотивацию и интерес к изучению нового материала на протяжении всего урока;
создать комфортный психологический настрой на успешную работу,
устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;
самооценка.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке и учебные задачи; работать по предложенному плану, инструкции; высказывать свое предположение на основе учебного материала; осуществлять самоконтроль и самооценку; совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.
Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт.
Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию, использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.
Оборудование: «Пропись 3», образец написания печатной и письменной буквы, слого-звуковые схемы, цветные карандаши, иллюстрации (повар, пища).
Ход урока
I Организационный момент.
Прозвенел и смолк звонок –
Пришла пора начать урок.
Садитесь, ребята, за парты вы стройно.
Ведите себя на уроке достойно.
- Проверьте свою готовность к уроку.
На столе у каждого должна быть пропись, ручка и цветные карандаши.
II. Актуализация опорных знаний и выявление проблемы.
Разгадывание загадок.
Отгадайте, о какой профессии идёт речь в загадке:
Он варит щи капустные, полезные и вкусные. (Повар)
Как можно назвать одним словом, всё, что приготовил повар? (Пища)
Слого-звуковой анализ.
Составьте схемы к этим словам самостоятельно.
Какой первый звук в каждом из этих слов?
Какой буквой обозначают эти звуки?
Выявление темы и задач урока.
Предположите, чему будем учиться на уроке?
III. Изучение нового материала.
Сопоставление печатной и письменной букв.
Рассмотрите две буквы на образце.
Какую из этих букв встретили сегодня на страницах «Азбуки»?
Чем письменная буква отличается от строчной? (пишется с наклоном, имеются закругления)
Анализ образца написания буквы.
Посмотрите, из каких элементов состоит письменная строчная буква п?
(Короткая наклонная линия и короткая наклонная линия с закруглением вверху и внизу)
Откуда следует начинать писать каждый элемент? (Первый – сверху вниз, второй – снизу вверх)
Написание элементов буквы учителем с объяснением.
1 элемент. Начинаю писать от верхней линии рабочей строки, веду наклонную линию влево-вниз до нижней линии рабочей строки.
2 элемент. Начинаю писать от нижней линии рабочей строки, веду линию вправо-вверх, у верхней линии рабочей строки выполняю плавное закругление, веду вниз, у нижней линии закругляю вправо.
Прежде, чем приступить к написанию элементов буквы, подготовим руку к письму.
Пальчиковая гимнастика.
Представьте, что вы музыканты оркестра: скрипачи и пианисты. Я буду говорить слова, а вы изображать.
Мы на скрипочках играем: «Пи-ли-ли! Пи-ли-ли!»
Пляшут зайки на лужайке: «Пи-ли-ли! Пи-ли-ли!»
А теперь на пианино: «Пам-пам-пам! Пам-пам, пам!»
Разбежались наши зайки по кустам, по кустам.
Письмо элементов буквы учащимися.
Правильно возьмите ручку. Обведите элементы по контуру, так как указано стрелками.
Теперь поупражняемся в написании плавных закруглений. Обведите пар на рисунке, проведите короткие плавные линии.
Теперь представьте, что вы водители и вам нужно проехать по извилистой дороге. Обведите длинную плавную линию. Старайтесь не сойти с дистанции.
Письмо буквы учителем с объяснением.
Начинаю писать от верхней линии рабочей строки, веду наклонную линию влево-вниз до нижней линии рабочей строки. Возвращаюсь по написанному до середины рабочей строки, веду линию вправо-вверх, у верхней линии рабочей строки выполняю плавное закругление, веду вниз, у нижней линии закругляю вправо.
Письмо буквы учащимися.
Напишите букву в воздухе под счёт: раз-и-два-и.
Обведите букву по контуру на рабочей строке в прописи. Продолжите писать самостоятельно, соблюдая наклон и интервал.
Выберите самую красивую букву, которую вы написали. Поставьте точку под этой буквой.
Письмо буквы в соединении.
Прочитайте слоги, записанные на следующей рабочей строке.(пи, пы, пу)
Какой тип соединения использовали при их написании? (верхнее)
Напишите слоги по образцу, не отрывая руки.
Придумайте слова с этими слогами.
IV. Физминутка.
V. Закрепление изученного.
1. Работа по развитию речи.
Какие слова написаны на следующей строке? Прочитайте, соблюдая ударение. (пила, пела)
Какой буквой различаются слова? (гласными И и Е)
Докажите, что одна буква может изменить значение слова.
Какой тип соединения этих букв с буквой Л? (нижнее)
Спишите слова по образцу, диктуя себе по слогам.
Проверьте написание.
Что записано на следующих двух строчках?
Почему вы решили, что это предложения? Какие слова в них пропущены?
Лена ____________ сок.
Вера ____________ песни.
Впишите подходящие слова на месте пропусков.
Списывание слов с печатного текста.
Прочитайте предложения, расположенные ниже.
Что вам кажется неправильным в их записи? (Некоторые слова записаны печатным шрифтом)
Какие слова вам требуется списать с печатного образца? (папа, пилот).
Найдите в предложении слово «папа». Справа запишите это слово письменными буквами самостоятельно.
Кто запишет слово пилот на доске?
Какие типы соединения в этом слове?
Спишите это слово в тетрадь, справа от печатного образца.
Составление схемы предложения.
Прочитайте последнее предложение на странице. (У Лены папа пилот.)
Сколько в нём слов? (4)
Какие слова написаны с большой буквы? Почему?
Как обозначите заглавную букву на схеме?
Составьте схему предложения.
VI. Рефлексия.
Чему учились на уроке?
Поднимите руку те ребята, у которых буквы получились красивыми, а работа чистой и аккуратной.
Поднимите руку те, кто испытывал трудности. Благодарю вас за честность и старание. Тот, кто признаёт свои ошибки и стремится их исправить, обязательно добьётся успеха.