СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по чтению на тему: "Поэма "Саша" Н.А. Некрасова".

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Идёт речь об экологической проблеме. Этот вопрос актуальный. Если раньше лес вырубали по мере надобности при помощи топора, которым не уничтожить лесные массивы, то сейчас после работы лесорубов остается ужасные картины. Леса в опасности.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по чтению на тему: "Поэма "Саша" Н.А. Некрасова".»















Конспект открытого урока по чтению в 9 классе

Тема: Н.А. Некрасов, поэма «Саша».











учитель русского языка и чтения

Карамутдинова И.В.





















Тема: Н.А. Некрасов, поэма «Саша» (отрывок).

Цель:
1. Формировать нравственные качества, прививать любовь и бережное отношение к природе через произведение Н.А. Некрасова "Саша».

Задачи:

1. Вырабатывать навыки выразительного чтения, формировать у детей умение понимать настроение лирических героев; показать историю страны, проблемы, волновавшие людей того времени, отношения между людьми, вопросы морали, главные общечеловеческие ценности;

2.Развивать творческие способности детей, память, речь, внимание;

3.Воспитывать любовь к русской поэзии, патриотические чувства, любовь к природе, ее защиты.



Ход урока:

I Организационный момент.

Психологический настрой на урок

- Подарите друг другу улыбку. Улыбайтесь, и вы принесете радость себе и людям.

Работу всегда надо начинать с проверки осанки. Это прививает умение правильно сидеть во время чтения.

Разминка.

Дыхательная гимнастика и подготовка голоса.

- А теперь встаньте ровно, дышите свободно. Мы проведем дыхательную гимнастику.

Прогулка в лесу.

Представьте, что вы гуляете в берёзовом лесу и почувствовали восхитительный аромат. Сделайте глубокий вдох носом и выдох (2 – 3 раза).

Скороговорка: Дятел дуб долбил, да не додолбил.



II. Подготовка к первичному восприятию.

1.Актуализация знаний.

- Расположите буквы по порядку.

8 2 1 5 6 3 4 7

В Е Н А С К Р О (Некрасов).

- Как вы думаете, с произведением какого поэта мы сегодня познакомимся?

Обучающимся показывается портрет писателя.

( Н.А. Некрасов провел свое детство в селе Грешнево, около реки Волги. Мать — Елена Андреевна, дворянка. Отец — Алексей Сергеевич, был небогатым помещиком, бывшим армейским офицером. Он был человеком грубым и властным. От его характера страдали не только подвластные ему крестьяне, но и мать поэта, которая безмерно любила сына. Всю свою любовь и нежность Елена Андреевна отдавала детям. Будучи мальчишкой, он убегал в деревню, где у него было много друзей. Он купался с ребятами в речке, собирал с ними грибы, ягоды. Мальчик был рад проводить дни с утра до вечера под открытым небом, в лесах, полях.
Любовь к лесам, полям своей Родины, к ее снегам и морозам, к ее "зеленому шуму" зародилась у него еще в детские годы.)

Вставить в тексте пропущенные слова.

Слово о поэте.

Н.А. Некрасов провел свое детство в селе Грешнево, около реки …. Мать — Елена Андреевна, дворянка. Отец — Алексей Сергеевич, был небогатым …., бывшим армейским офицером. … был человеком грубым и властным. От его характера страдали не только подвластные ему крестьяне, но и мать поэта, которая безмерно любила сына. Всю свою любовь и нежность Елена Андреевна отдавала …. Будучи мальчишкой, он убегал в деревню, где у него было много друзей. Он купался с ребятами в речке, собирал с ними грибы, ягоды. Мальчик был рад проводить дни с утра до вечера под открытым небом, в лесах, полях.
Любовь к лесам, полям своей Родины, к ее снегам и морозам, к ее "зеленому шуму" зародилась у него еще в детские годы.

- Где провел свое детство писатель?

- Любил ли он природу?


-  Посмотрите, ребята, как хороша русская природа! Она украшает нашу жизнь. Сколько радости она нам доставляет! С каким удовольствием мы слушаем пение птиц, журчание ручейка, таинственный шепот леса! С каким наслаждением любуемся раздольем полей, зеркальной гладью рек! Очень любил Н.А. Некрасов родную  природу  и ей посвящал свои стихи. В них он воспевал ее красоту, величие, богатство.
- Ребята, скажите, богатства природы вечны? Мы можем ими пользоваться бесконечно долго?
- Да, люди должны беречь природные богатства Родины, правильно их использовать, заботится,  чтобы природа не истощалась и еще долго-долго служила людям и украшала жизнь.

- Ребята, сегодня мы продолжаем знакомиться с творчеством известного писателя, с произведением, где отражается тема природы. С поэмой «Саша».

Индивидуальная работа для Тагировой Юлии: собери слова – лес, Саша, топор.

III Первоначальное восприятие

- Сейчас, ребята, вы прослушаете отрывок из поэмы «Саша». Слушая, постарайтесь найти ответ на следующий вопрос: Что заставило Сашу грустить?

Прослушивание текста. Включается аудиозапись. (Саше случалось знавать и печали…)

Беседа. Ответы обучающихся на поставленный ранее вопрос. О чем этот отрывок из поэмы? Каким настроением проникнут? Почему?

IV Анализ стихотворения

1.Повторное чтение текста обучающимися (по цепочке).

2.Словарная работа

Грозды – гроздья, кисть цветов, ягод или других мелких плодов.

Спорился, спориться – удаваться, идти успешно.

Осинник – осиновый лес.

Березняк – березовый лес.

Дубняк – дубовый лес.

Аркан – длинная веревка с затягивающейся петлей на конце.

Роковой – предопределенный судьбой, имеющий тяжелые последствия.

Поверженный лес – поваленный лес.

Глыба – что – либо больших размеров, неопределенной формы.

2. Работа над средствами языковой выразительности. Поисковое чтение

- Ребята, я предлагаю сейчас поработать в паре и ответить на следующие вопросы (найти ответы в тексте и зачитать отрывки).

1.Найдите описание леса до вырубки. Каким видела его Саша? Зачитайте.

2.Что происходило с насекомыми и животными, когда лес начали вырубать? Зачитайте. Чем грозила им эта работа?

3.Найдите описание процесса вырубки леса, страдания деревьев. Зачитайте. Слова какой части речи встречаются чаще? (глаголы). Почему? (передают действие, движение) Лес зазвенел, застонал, затрещал… Вы ощутили страдания деревьев? . Как автор усиливает впечатление от описания гибели деревьев. С треском ломали сухой березняк, Корчили с корнем упорный дубняк. Стоном стонали верхушки осин… Из перерубленной старой березы градом лилися прощальные слезы…

4.Найдите описание леса после вырубки. Зачитайте. С кем автор сравнивает погибшие деревья? (с трупами бойцов, с ранеными. Трупы деревьев недвижно лежали… Так, после битвы, во мраке ночном раненый стонет, зовет проклинает. Ветер над полем кровавым летает. Волосы мертвых бойцов шевелит! || шелест листьев. (слайды: лес до вырубки и после, для сравнения).

5.Как автор описывает рубщиков леса? Найдите строчки, в которых говорится об их безразличии к гибели деревьев, о их жестокости.

- Объясните состояние Саши. Почему она плакала, когда вырубали лес, а потом целый месяц не могла прийти на место гибели деревьев?

Физминутка

V. Творческая работа в группах.

- Кто в этом произведении мог бы обратиться со словами «Защити меня, Человек».

-Представьте себя на месте обитателей этого леса.

-Используя ключевые слова, расскажите о своих героях, которые живут в лесу.

(Каждая группа получает карточку)


1 группа-



Сова

Их нет только в Антарктиде,

съедаю за год 1000 мышей,

откладывает до 7 яиц.

Птица ночная.

Берёза

сок,

веники,

дрова,

красота.


муравьи

Санитары леса,

20.000 гусениц за день. 5.000.000 вредных насекомых за лето.




2 группа



Дуб

Кислород ,

жёлуди,

здоровье,

сила,

лекарство.


Кукушка

Похожа на ястреба

уничтожает множество гусениц.

Откладывает до 15 яиц

Улетает на юг в Африку.

Сосна

Живу 300-500 лет.

Убиваю микробов.

Лекарство.

Еда для дятлов, клестов, белок.




Представители каждой группы выступают с сообщением.

Выразительное чтение отрывков текста обучающимися.

- О какой экологической проблеме идет речь в этом произведении? Актуальна ли для нашего города эта проблема?

- Посмотрите, как в настоящее  время  идет заготовка древесины. Если раньше лес  вырубался по мере надобности при помощи топора, которым не уничтожить лесные  массивы, то сейчас после работы лесорубов остаются ужасные картины. Людям казалось, что у нас лесов много и их все невозможно вырубить. Теперь стало ясно, что леса в опасности.

- Для чего необходим лес?

(Лес - легкие нашей планеты, необходим для очистки леса, это дом для животных и птиц).

Домашнее задание: страницы 138-140, выразительное чтение.

VI Итог урока.

- К чему призывает Н.А. Некрасов в отрывке из поэмы «Саша»?

- Каким лесом вы хотели бы любоваться? Почему? Что необходимо делать, чтобы лес продолжал радовать нас своей красотой?

Выставление оценок.











  1. Задание: установите их лексическое значение, укажите стрелками.

березняк приносящий вред, несчастье

дубняк осиновый лес

осинник длинная верёвка с затягивающейся петлёй на конце

аркан берёзовый лес

роковой дубовый лес



1. Задание: установите их лексическое значение, укажите стрелками.

березняк приносящий вред, несчастье

дубняк осиновый лес

осинник длинная верёвка с затягивающейся петлёй на конце

аркан берёзовый лес

роковой дубовый лес



1. Задание: установите их лексическое значение, укажите стрелками.

березняк приносящий вред, несчастье

дубняк осиновый лес

осинник длинная верёвка с затягивающейся петлёй на конце

аркан берёзовый лес

роковой дубовый лес



1. Задание: установите их лексическое значение, укажите стрелками.

березняк приносящий вред, несчастье

дубняк осиновый лес

осинник длинная верёвка с затягивающейся петлёй на конце

аркан берёзовый лес

роковой дубовый лес



  1. Задание: установите их лексическое значение, укажите стрелками.

березняк приносящий вред, несчастье

дубняк осиновый лес

осинник длинная верёвка с затягивающейся петлёй на конце

аркан берёзовый лес

роковой дубовый лес











лес










Саша







топор



























1 группа-



Сова

Их нет только в Антарктиде,

съедаю за год 1000 мышей,

откладывает до 7 яиц.

Птица ночная.

Берёза

сок,

веники,

дрова,

красота.


Муравьи

Санитары леса,

20.000 гусениц за день. 5.000.000 вредных насекомых за лето.






2 группа



Дуб

Кислород ,

жёлуди,

здоровье,

сила,

лекарство.


Кукушка

Похожа на ястреба

уничтожает множество гусениц.

Откладывает до 15 яиц

Улетает на юг в Африку.

Сосна

Живу 300-500 лет.

Убиваю микробов.

Лекарство.

Еда для дятлов, клестов, белок.























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!