СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по физике на тему "Колебательное движение"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока разработан для проведениея открытого урока

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по физике на тему "Колебательное движение"»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

«Колебательное движение.

Свободные колебания. Колебательные системы. Маятник» 9 класс

ФИО (полностью)

Петрунькина Наталья Алексеевна

Место работы

МАОУ ДСОШ № 5

Должность

Учитель

Предмет

физика

Класс

9

Тема и номер урока в теме

Урок 28. Колебательное движение. Свободные колебания. Колебательные системы. Маятник

Базовый учебник

«Физика» А.В. Пёрышкин, ДРОФА, 2009

  1. Цель урока: познакомить учащихся с понятием «Колебательного движения. Свободных колебаний. Колебательных систем. Маятник», показать значимость данной темы в жизни человека.

9. Задачи урока:

    1. Образовательные:

  • усвоить ряд новых понятий – колебательное движение, маятник, колебательные системы;

  • усвоить особенности колебательного движения;

  • усвоить роль колебательного движения в курсе изучения физики.

  1. Развивающие:

    • развитие памяти при актуализации знаний во время объяснения нового материала;

    • развитие внимания при просмотре презентации;

    • развитие мышления при выводе закономерностей в данной теме;

    • развитие речи при ответе на вопросы.

  2. Воспитательные:

    • научиться слушать учителя;

    • научиться выделять основное и записывать;

    • научиться слушать ответы своих одноклассников.

  1. Тип урока - урок изучения нового материала

11. План урока:

  • орг. момент;

  • объяснение нового материала;

  • закрепление изученного материала;

  • подведение итогов;

  • домашнее задание.

  1. Формы работы учащихся на уроке:

  • наблюдение (в процессе демонстрации опытов);

  • беседа (в процессе фронтального опроса);

  • практическое применение новых знаний на практике (в процессе закрепления);

  • рефлексия.

  1. Необходимое техническое оборудование

  • ПК, проектор, экран;

  • Лабораторные приборы для демонстрации опытов:

А) математический маятник;

Б) пружинный маятник.

Структура и ход урока

Таблица 1

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР


Деятельность учителя


Деятельность ученика

Время

(в мин.)


I.

Организационный момент:


Приветствие, проверка готовности, отчет дежурных

Рабочее место ученика.

2 мин.

II.

Мотивация деятельности учащихся:

Презентация



























































































Схема на тему Виды движения
















Когда-то в детстве я хотела научиться играть на гитаре, как мой брат. И он мне в этом помогал, но безрезультатно.

Сегодня я принесла гитару брата с собой в надежде, что смогу порадовать вас своими муз способностями, но, к сожалению, играть я так и не научилась. Но…гитара у меня не простая, сама всё умеет. Сейчас я её попрошу что-нибудь исполнить:

Спой, прошу тебя, гитара,

Спой, прошу нам свою песню,

Чтобы было звонку, ярко,

Чтобы было интересно.

Я просила её эдак, я просила её так,

Но гитара, эх гитара,

Всё молчала, всё никак.

Может, дать ей шоколадку,

Может, денег предложить,

Неподкупная какая, как молчала, так молчит.

Обращусь я к барабану,

Скрипку спеть я попрошу.

Но они молчат упрямо,

Всё, я тоже замолчу…

-Ребята, как вы думаете, почему гитара молчит?

-Давайте вместе заденем струны. Что происходит со струной?

А давайте понаблюдаем внимательно за движением струны. Что можно о нём сказать?














-Ребята, я на урок принесла свою любимую игрушку. Неваляшку. В детстве у меня с ней была связана интересная история. Я всё время пыталась уложить её спать. Я её укладывала вниз, накрывала одеялом, а она все равно поднималась вверх. Однажды я так намучилась с ней, что уснула там, где играла. И мне приснился сон: во сне мне неваляшка сказала, что привыкла всё делать в одном положении-стоя. Ей так удобно и привычно. Я проснулась и больше уже не старалась её уложить.

-Давайте посмотрим на мою игрушку все вместе. Расскажите, как она движется?








-Так что же получается, что можно сказать о движениях неваляшки и струны гитары?

-Но у меня с собой ещё одна игрушка. Это любимая у моих детей. Очень она им нравится. Узнали?

-Давайте и её приведём в движение. Что можно сказать о характере движения радуги?









-Ребята, какой можно сделать вывод?














-Давайте вспомним виды движения и определим, какой же это вид?








-Ребята, а давайте подумаем, может, вы ещё встречали вокруг себя такой движение




-Скажите, как вы думаете, какова тема нашего урока?


























Ответы учащихся.

Движется


Ответы учеников

1. Повторяется с теч времени.

2. Проходит через одно и тоже положение.

3. Заканчивается и возвращается в исходное положение.

На доске открываются карточки с характеристиками














1. Повторяется с теч времени.

2. Проходит через одно и тоже положение.

3. Заканчивается и возвращается в исходное положение.

Схожи между собой.


Радуга



1. Повторяется с теч времени.

2. Проходит через одно и тоже положение.

3. Заканчивается и возвращается в исходное положение.

Есть какой-то вид движения, который характеризуется свойствами:

1. Повторяется с теч времени.

2. Проходит через одно и тоже положение.

3. Заканчивается и возвращается в исходное положение.

Заполняем вместе таблицу Виды движения

Делаем вывод, что такой вид движения мы ещё не изучали.

В природе: ветки деревьев колеблятся на ветру, крылья насекомых, качели

Формулируем тему. Записываем в тетрадь.


III.

Постановка целей урока, название темы. Объяснение новых знаний


















































Схема на тему Колебательное движение

-Как вы считаете, что нам предстоит на уроке выяснить?




-Каким образом мы сможем ответить на все эти вопросы?



-Ребята, так к какому виду движения нам отнести колебательное?

-Почему




-Давайте попробуем дать определение в тетради самостоятельно. В этом вам помогут опорные слова на доске. используя их, вы сможете дать определение колебательному движению. А потом мы проверим



-Друзья, я на урок нам принесла ещё одну любимую всеми игрушку. Мяч. Скажите, можно ли изменить его форму? Попробуем.

-Что происходит, когда мяч отпускам?

-Что происходит, когда пружину сначала растянем, а затем отпустим?

--Вспомним, как называется изменение формы и объёма?

-ПОЧЕМУ происходит возвращение формы в первонач вид?

-В 7 классе мы при изучении деформации тел говорили, что возникает какая-то сила, которая мешает этому процессу. Какая это сила?

-Обращаем внимание на слайд

-Какой можно сделать вывод? Почему же все колеблющиеся тела приходят в первонач положение?


-Давайте заполним ещё одну схему Колебательное движение.

-Ребята, скажите, в чём отличие данных колебаний? Метроном, матем и пруж маятники


-Какой вывод можно сделать?

-Обращаемся к маятникам:

-Давайте ещё раз понаблюдаем за колебательным движением. Данные установки называются колебательными системами, а точнее МАЯТНИКАМИ.

-Где ещё вы встречали маятники в жизни?




-Проанализируем движение маятников:

1. Повторяется через промеж времени.

2. Проходит через полож равновесия.

3. Заканчивается с теч времени

Что такое колебательное движение? Его свойства, характеристики.

Учебник, опыты, учитель, имеющийся опыт

Неравномерному

Тела при таком движению могут ускоряться и замедляться

Ученики записывают. По окончанию они проверяют определение своё и то, которое появляется в презентации

Ученики давят на мяч и отпускают.


Возвращается в нач положение


Деформация



Ответы учеников



Сила упругости

Работа по слайду


Сила их возвращает

Работа со слайдом.



Одни заканчиваются, др нет.

Колебания бывают разные.






Ответы учеников (часы, игла машины швейной, поршень, амортизаторы)


IV.

Закрепление

Практическое применение знаний.




-Вокруг нас часто постоянно встречаются колебания разных видов. Обратите внимание на слайд. Давайте попробуем распределить данные примеры колебаний по их видам.

-На ваших столах лежат кроссворды. Сейчас вам предстоит работа в парах. По окончании работы проверим правильность выполнения и узнаем ключевое слово, которое скрылось в кроссворде.

-Вы все хорошо поработали сегодня на уроке.

Учащиеся работают вместе с учителем.



Учащиеся разгадывают кроссворды в парах.


V.

Подведение итогов урока


В память о нашей с вами встрече я дарю каждому вот такую закладку. Закладка в виде таблицы, содержащей характеристики Колебательного движения. На след уроке с учителем вы заполните данную таблицу. Её можно использовать как небольшую шпаргалку;)

-Всех благодарю за урок.

Раздаю деткам закладки.



Величины, характеризующие колебательное движение

Величина

Обозначение

Определение

Формула

Период




Частота




Амплитуда






7



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!