II. | Мотивация деятельности учащихся: | Презентация Схема на тему Виды движения | Когда-то в детстве я хотела научиться играть на гитаре, как мой брат. И он мне в этом помогал, но безрезультатно. Сегодня я принесла гитару брата с собой в надежде, что смогу порадовать вас своими муз способностями, но, к сожалению, играть я так и не научилась. Но…гитара у меня не простая, сама всё умеет. Сейчас я её попрошу что-нибудь исполнить: Спой, прошу тебя, гитара, Спой, прошу нам свою песню, Чтобы было звонку, ярко, Чтобы было интересно. Я просила её эдак, я просила её так, Но гитара, эх гитара, Всё молчала, всё никак. Может, дать ей шоколадку, Может, денег предложить, Неподкупная какая, как молчала, так молчит. Обращусь я к барабану, Скрипку спеть я попрошу. Но они молчат упрямо, Всё, я тоже замолчу… -Ребята, как вы думаете, почему гитара молчит? -Давайте вместе заденем струны. Что происходит со струной? А давайте понаблюдаем внимательно за движением струны. Что можно о нём сказать? -Ребята, я на урок принесла свою любимую игрушку. Неваляшку. В детстве у меня с ней была связана интересная история. Я всё время пыталась уложить её спать. Я её укладывала вниз, накрывала одеялом, а она все равно поднималась вверх. Однажды я так намучилась с ней, что уснула там, где играла. И мне приснился сон: во сне мне неваляшка сказала, что привыкла всё делать в одном положении-стоя. Ей так удобно и привычно. Я проснулась и больше уже не старалась её уложить. -Давайте посмотрим на мою игрушку все вместе. Расскажите, как она движется? -Так что же получается, что можно сказать о движениях неваляшки и струны гитары? -Но у меня с собой ещё одна игрушка. Это любимая у моих детей. Очень она им нравится. Узнали? -Давайте и её приведём в движение. Что можно сказать о характере движения радуги? -Ребята, какой можно сделать вывод? -Давайте вспомним виды движения и определим, какой же это вид? -Ребята, а давайте подумаем, может, вы ещё встречали вокруг себя такой движение -Скажите, как вы думаете, какова тема нашего урока? | Ответы учащихся. Движется Ответы учеников 1. Повторяется с теч времени. 2. Проходит через одно и тоже положение. 3. Заканчивается и возвращается в исходное положение. На доске открываются карточки с характеристиками 1. Повторяется с теч времени. 2. Проходит через одно и тоже положение. 3. Заканчивается и возвращается в исходное положение. Схожи между собой. Радуга 1. Повторяется с теч времени. 2. Проходит через одно и тоже положение. 3. Заканчивается и возвращается в исходное положение. Есть какой-то вид движения, который характеризуется свойствами: 1. Повторяется с теч времени. 2. Проходит через одно и тоже положение. 3. Заканчивается и возвращается в исходное положение. Заполняем вместе таблицу Виды движения Делаем вывод, что такой вид движения мы ещё не изучали. В природе: ветки деревьев колеблятся на ветру, крылья насекомых, качели Формулируем тему. Записываем в тетрадь. | |
III. | Постановка целей урока, название темы. Объяснение новых знаний | Схема на тему Колебательное движение | -Как вы считаете, что нам предстоит на уроке выяснить? -Каким образом мы сможем ответить на все эти вопросы? -Ребята, так к какому виду движения нам отнести колебательное? -Почему -Давайте попробуем дать определение в тетради самостоятельно. В этом вам помогут опорные слова на доске. используя их, вы сможете дать определение колебательному движению. А потом мы проверим -Друзья, я на урок нам принесла ещё одну любимую всеми игрушку. Мяч. Скажите, можно ли изменить его форму? Попробуем. -Что происходит, когда мяч отпускам? -Что происходит, когда пружину сначала растянем, а затем отпустим? --Вспомним, как называется изменение формы и объёма? -ПОЧЕМУ происходит возвращение формы в первонач вид? -В 7 классе мы при изучении деформации тел говорили, что возникает какая-то сила, которая мешает этому процессу. Какая это сила? -Обращаем внимание на слайд -Какой можно сделать вывод? Почему же все колеблющиеся тела приходят в первонач положение? -Давайте заполним ещё одну схему Колебательное движение. -Ребята, скажите, в чём отличие данных колебаний? Метроном, матем и пруж маятники -Какой вывод можно сделать? -Обращаемся к маятникам: -Давайте ещё раз понаблюдаем за колебательным движением. Данные установки называются колебательными системами, а точнее МАЯТНИКАМИ. -Где ещё вы встречали маятники в жизни? -Проанализируем движение маятников: 1. Повторяется через промеж времени. 2. Проходит через полож равновесия. 3. Заканчивается с теч времени | Что такое колебательное движение? Его свойства, характеристики. Учебник, опыты, учитель, имеющийся опыт Неравномерному Тела при таком движению могут ускоряться и замедляться Ученики записывают. По окончанию они проверяют определение своё и то, которое появляется в презентации Ученики давят на мяч и отпускают. Возвращается в нач положение Деформация Ответы учеников Сила упругости Работа по слайду Сила их возвращает Работа со слайдом. Одни заканчиваются, др нет. Колебания бывают разные. Ответы учеников (часы, игла машины швейной, поршень, амортизаторы) | |