Разработка урока по индивидуальному проекту в 10 классе по теме: «Поиск недостающей информации»
Автор УМК: «Индивидуальный проект» , 10 – 11 классы, Половкова М.В. и др.
Класс:10
Предмет: индивидуальный проект
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Формы работы: коллективная работа; индивидуальная.
Виды элементов технологий на уроке: коммуникативно-диалоговая технология, технология развития критического мышления, тестовая технология, информационно-коммуникационная технология, здоровьесберегающая технология .
Методы и приемы, использованные на уроке:
Опора на личный опыт
Словесный
Практический
Наглядный
Частично - поисковый
На уроке использовались следующие оборудования: мультимедийный проектор, компьютер, презентация «Поиск недостающей информации»
Интегрирование с предметами:
История
Информатика
Русский язык
Цели урока:
создание организационно-информационных и методических условий освоения учащимися опыта поиска недостающей информации в проектной деятельности.
Задачи урока:
- развитие исследовательских навыков, то есть способности к анализу, синтезу, выдвижению гипотез, детализации и обобщению;
- развитие навыков целеполагания и планирования деятельности;
- обучение поиску нужной информации, вычленению и усвоению необходимого знания из информационного поля;
- развитие навыков конструктивного сотрудничества;
- развитие навыков публичного выступления
Предметные результаты:
формирование навыка поиска недостающей информации;
формирование умения определять достоверные источники информации.
Метапредметные УУД:
Познавательные - систематизировать поступающую информацию и представлять ее в наглядном виде.
Регулятивные - определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической; оценивать результаты работы.
Коммуникативные - планировать учебное сотрудничество; с достаточной полнотой составлять вопросы в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Личностные УУД:
сформировать положительное отношение к изучению данной темы, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.
Планируемые результаты (личностные, метапредметные, предметные уровни):
понимать точку зрения одноклассников и учителя;
организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.)
умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
осуществлять поиск нужной информации.
Познавательные УУД:
критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
применять полученные знания при решении практических задач.
Коммуникативные УУД:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
выражение своих мыслей, аргументация;
постановка вопросов, инициативное сотрудничество
Регулятивные УУД:
организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
определять цель учебного задания;
контролировать свои действия в процессе его выполнения;
обнаруживать и исправлять ошибки;
отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения
Продолжительность урока: 40 минут
Этап урока | Деятельность учеников | Деятельность учителя | Планируемые результаты |
Организационный момент | Приветствуют учителя, участвуют в определении уровня подготовленности к продумыванию этапов проекта с помощью техники «Маркирование» | Создает эмоциональный настрой на работу. Проверяет готовность обучающихся к уроку. | (Р): уметь организовать себя и свое рабочее место. (П): уметь ориентироваться в своих знаниях. (К): уметь выражать свои мысли в соответствии с целью коммуникации. (Л): умение доброжелательно общаться. |
Актуализация опорных знаний | Повторение знаний по теме предыдущего урока «Ресурсы и бюджет проекта» | Проводит дидактическую игру «Корзина» и «Перепутанные логические цепочки» | (Р): выполнение задания в определенные сроки. (П): умение выстроить причинно-следственные связи. (К): уметь выражать свои мысли в соответствии с целью коммуникации. (Л): умение доброжелательно общаться. |
Создание проблемной ситуации, целеполагание | Определяют тему занятия и предполагают, чему научатся, записывают тему в тетради. Восстанавливают порядок этапов работы над поиском недостающей информации, работая в группе, посредством технологии «Мозговая атака» | Учитель предлагает посредством технологии «Мозговая атака» обсудить, что является важным в поиске недостающей информации и как определить ее достоверность. | (Р): целеполагание, прогнозирование. (П): умение обобщить информацию, сделать вывод. (К): четко выражать свои мысли, умение работать в группе. (Л): формирование мотива деятельности. |
Изучение нового материала | Отвечают на вопросы учителя, поддерживая диалог. | Учитель организует изучение нового материала с помощью такой коммуникативно- диалоговой технологии как направленный диалог. | (Р): определять последовательность выполнения деятельности, умение вносить изменения в способ действия. (П): умение найти необходимую информацию при помощи смыслового чтения. (К): проявлять активность во взаимодействии для решения познавательных задач. (Л): вынести личную оценку поступка персонажей комикса. |
Первичная проверка понимания и закрепление | Проводится тестирование на выявление достоверного источника информации | Предлагает определитьдостоверность источника в конкретной ситуации | (Р): взаимооценка. (П): умение анализировать услышанную информацию (К): умение взаимодействовать с одноклассниками, строить связные высказывания. (Л): доброжелательное отношение к собеседнику. |
Домашнее задание (инструктаж по выполнению) | Осознают принцип выполнения домашнего задания, задают вопросы по его выполнению, записывают задание в дневник | Учитель объясняет домашнее задание: найти материал с описанием разработки социального проекта, привести пример влияния технического проекта на социальную сторону жизни людей, выделить и сформулировать собственные критерии отнесения приведённых примеров к проектам. | (Р): саморегуляция. (П): осуществлять анализ информации. (К): умение сформулировать затруднение. (Л): потребность в самовыражении. |
Рефлексия | Участвуют в определении уровня усвоения материала урока с помощью приема «Синквейн» | Учитель обобщает результаты повторной формы, делает выводы. | (Р): соотношение своих действий с планируемыми результатами, самооценка. (П): умение установить причинно-следственные связи, делать вывод. (Л): адекватное понимание причин успешности/ неуспешности в учебной деятельности. |
Организационный момент
- Здравствуйте! Оцените с помощью цветного маркера ваш уровень подготовленности к уроку.
Актуализация опорных знаний
- Соберем в «Корзину» ключевые слова и понятия по прошлой теме «Ресурсы и бюджет проекта». (приём «Корзина» )
(ВРЕМЯ , ФИНАНСЫ, ЛЮДИ, ОБОРУДОВАНИЕ, СООРУЖЕНИЯ, МАТЕРИАЛЫ)
- Установите логическое соответствие: (приём «Логические цепочки»)
Бюджет проекта – | это трудовые, технические и/или материальные единицы, используемые при выполнении задач по проекту и обеспечивающие возможность реализации всех поставленных целей проекта. |
Ресурсы проекта – | вкладывает собственные средства с целью получения прибыли. |
Инвестор - | представляет собой план затрат, необходимых для его исполнения, в стоимостном выражении. |
Благотворитель - | осуществляет финансирование без цели получения прямой материальной выгоды, |
Спонсор - | пожертвования в формах: бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передачи в собственность имущества, в том числе денежных средств и (или) объектов интеллектуальной собственности |
Создание проблемной ситуации, целеполагание
- Абсолютно любая деятельность человека в современном мире, если речь идёт хотя бы о малейшем развитии и получении новой информации, предполагает поиск новых данных. Но просто искать информацию – это одно, а искать её профессионально и грамотно – это другое.
- Как вы думаете, какая цель нашего урока?
(Узнать, как грамотно находить достоверную информацию)
Изучение нового материала.
- Впервые понятие «информационный поиск» было употреблено в 1948 году американским математиком и специалистом в области компьютерных технологий Кельвином Муэрсом, но в общедоступной литературе оно начало встречаться лишь с 1950 года.
- А вы знаете, где применялся автоматизированный информационный поиск изначально? (Ответы учащихся)
- Изначально автоматизированный информационный поиск (имеются в виду информационно-поисковые системы) применялся с целью поиска научных данных и соответствующей литературы, и использовался он университетами и публичными библиотеками. Однако с появлением и развитием сети Интернет информационный поиск получил широкое распространение.
- Как происходит поиск информации ? (Ответы учащихся)
- Где можно получить информацию?
- Вопрос о том, где искать информацию, действительно очень важен. И в первую очередь, по той причине, что XXI век – это век информационный. А это, в свою очередь, значит, что информационный поиск на настоящее время имеет свою специфику.
Давайте вспомним: в конце прошлого века и даже начале настоящего столетия с целью поиска информации люди обращались в специализированные заведения. К таким можно отнести библиотеки, архивы, картотеки и другие подобные органы информации. Но если в то время, чтобы отыскать информацию о том, что интересует, человеку нужно было собраться, выйти из дома, добраться до нужного места, заполнить заявку, отстоять очередь, чтобы её отдать, некоторое время подождать, пока нужная литература будет найдена, а затем провести несколько часов в поиске конкретной информации и её записи на бумагу, то сегодня все эти пункты можно обойти стороной, т.к. практически у каждого дома имеется компьютер и доступ в Интернет.
Исходя из этого, актуальные ещё в не таком далёком прошлом информационные базы (архивы, библиотеки и прочее) сегодня, если и не потеряли своей актуальности, то во всяком случае имеют гораздо меньшее количество клиентов.
Чтобы найти то, что нужно в Интернете, требуется просто ввести запрос в строке поискового сервиса (вспоминаем первый этап), нажать кнопку «Найти» и выбрать наиболее подходящий из предложенных вариантов – интернет-страниц. О поиске информации в Интернете мы продолжим говорить чуть позже, а пока заметим, что пренебрегать традиционными способами поиска информации всё же не стоит, и время от времени можно наведываться в библиотеку, картотеку или архив. Ко всем прочему, это позволит вам разнообразить свою деятельность, развеяться и провести время необычно, с пользой и интересом.
Говоря о подборе источников для поиска информации, нельзя не затронуть вопрос о достоверности, что говорит о необходимости уметь анализировать источники данных и определять те, которым можно доверять.
- Что является важным в поиске недостающей информации и как определить ее достоверность? (Технология «Мозговая атака»)
- Из уроков информатики вам уже известно, что информация обладает некоторыми свойствами. Так какими свойствами должна обладать информация? (Ответы учащихся)
- Можно выделить несколько принципов отбора информации:
- Раскройте смысл каждого понятия. (Ответы на учащихся)
- А сейчас дадим отдых нашим глазкам, сделаем гимнастику:
5.Первичная проверка знаний и закрепление
-Как выбирать достоверные источники информации?
Тест «Источники информации»
- Только что вы познакомились с описанием источников информации по признаку их достоверности. И теперь самое время проверить, удалось ли вам усвоить материал на должном уровне.
Ниже представлено пять вопросов, в каждом из которых содержится небольшой список источников информации. Ваша задача выбрать среди них те, которые могут считаться достоверными, и те, которые, наоборот, не могут.
Какой из этих источников информации является менее достоверным?
-Какому из этих источников информации доверять не стоит?
Роман «Война и мир» Л. Н. Толстого
Статистика, размещенная на сайте ВЦИОМ
Статья в блоге
- Какому из этих источников информации можно доверять?
Мнение актера об экономике в мире
Исследование о влиянии видеоигр
Публицистическая заметка о демографической ситуации в стране
- Какому из этих источников информации доверять не стоит?
Медицинский портал Medical News Today
Канал на YouTube о медитации
Блог маркетолога о маркетинге
- Есть ли среди представленных источников информации достоверный?
Биография художника
Книга о теориях заговора
Журнал о моде
- Укажите недостоверный источник информации:
Авторская телепередача о здоровье
Конференция TED
Документальный фильм
- Какие вы знаете наиболее популярные поисковые системы? (Учащиеся перечисляют)
Домашнее задание (инструктаж по выполнению)
-Познакомиться с теорией параграфа 3.6
- Составьте варианты поисковых запросов на интересующую вас тему в Интернете;
- Постарайтесь классифицировать полученные данные по степени важности для последующей проработки;
- Выделите информацию, не содержащую противоречий и не подлежащую сомнению;
- Составьте архив нужных файлов.
Рефлексия
- Подведем итог нашего занятия и составим «Синквейн». (приём «Синквейн)
Отвечаем на вопросы одним словом:
- Что узнали?
- Какую информацию получили?
- Что делать с данными?
- Ваше отношение к тому, что узнали?
- В итоге получили что?