СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по индивидуальному проекту «Поиск недостающей информации»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по индивидуальному проекту «Поиск недостающей информации»»

Разработка урока по индивидуальному проекту в 10 классе по теме: «Поиск недостающей информации»


Автор УМК: «Индивидуальный проект» , 10 – 11 классы, Половкова М.В. и др.

Класс:10

Предмет: индивидуальный проект

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Формы работы: коллективная работа; индивидуальная.

Виды элементов технологий на уроке: коммуникативно-диалоговая технология, технология развития критического мышления, тестовая технология, информационно-коммуникационная технология, здоровьесберегающая технология .

Методы и приемы, использованные на уроке:

  1. Опора на личный опыт

  2. Словесный

  3. Практический

  4. Наглядный

  5. Частично - поисковый

На уроке использовались следующие оборудования: мультимедийный проектор, компьютер, презентация «Поиск недостающей информации»


Интегрирование с предметами:

  1. История  

  2. Информатика

  3. Русский язык

Цели урока:

создание организационно-информационных и методических условий освоения учащимися опыта поиска недостающей информации в проектной деятельности.

Задачи урока:

- развитие исследовательских навыков, то есть способности к анализу, синтезу, выдвижению гипотез, детализации и обобщению;

- развитие навыков целеполагания и планирования деятельности;

- обучение поиску нужной информации, вычленению и усвоению необходимого знания из информационного поля;

- развитие навыков конструктивного сотрудничества;

- развитие навыков публичного выступления


Предметные результаты:

  • формирование навыка поиска недостающей информации;

  • формирование умения определять достоверные источники информации.



 Метапредметные УУД:

  • Познавательные - систематизировать поступающую информацию и представлять ее в наглядном виде.

  • Регулятивные - определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической; оценивать результаты работы.

  • Коммуникативные - планировать учебное сотрудничество; с достаточной полнотой составлять вопросы в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Личностные УУД:

  • сформировать положительное отношение к изучению данной темы, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Планируемые результаты (личностные, метапредметные, предметные уровни):

  • понимать точку зрения одноклассников и учителя;

  • организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.)

  • умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

  • осуществлять поиск нужной информации.

Познавательные УУД:

  • критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;

  • применять полученные знания при решении практических задач.

Коммуникативные УУД:  

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

  • выражение своих мыслей, аргументация;

  • постановка вопросов, инициативное сотрудничество

Регулятивные УУД: 

  • организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;

  • определять цель учебного задания;

  • контролировать свои действия в процессе его выполнения;

  • обнаруживать и исправлять ошибки;

  • отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения


Продолжительность урока: 40 минут



Этап урока

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Планируемые результаты

Организационный момент


Приветствуют учителя, участвуют в определении уровня подготовленности к продумыванию этапов проекта с помощью техники «Маркирование»

Создает эмоциональный настрой на работу. Проверяет готовность обучающихся к уроку.


(Р): уметь организовать себя и свое рабочее место. (П): уметь ориентироваться в своих знаниях. (К): уметь выражать свои мысли в соответствии с целью коммуникации. (Л): умение доброжелательно общаться.

Актуализация опорных знаний





Повторение знаний по теме предыдущего урока «Ресурсы и бюджет проекта»

Проводит дидактическую игру «Корзина» и «Перепутанные логические цепочки»

(Р): выполнение задания в определенные сроки. (П): умение выстроить причинно-следственные связи. (К): уметь выражать свои мысли в соответствии с целью коммуникации. (Л): умение доброжелательно общаться.


Создание проблемной ситуации, целеполагание


Определяют тему занятия и предполагают, чему научатся, записывают тему в тетради. Восстанавливают порядок этапов работы над поиском недостающей информации, работая в группе, посредством технологии «Мозговая атака»

Учитель предлагает посредством технологии «Мозговая атака» обсудить, что является важным в поиске недостающей информации и как определить ее достоверность.


(Р): целеполагание,

прогнозирование. (П): умение обобщить информацию, сделать вывод. (К): четко выражать свои мысли, умение работать в группе. (Л): формирование мотива деятельности.

Изучение нового материала

Отвечают на вопросы учителя, поддерживая диалог.

Учитель организует изучение нового материала с помощью такой коммуникативно- диалоговой технологии как направленный диалог.

(Р): определять последовательность выполнения деятельности, умение вносить изменения в способ действия. (П): умение найти необходимую информацию при помощи смыслового чтения. (К): проявлять активность во взаимодействии для решения познавательных задач. (Л): вынести личную оценку поступка персонажей комикса.

Первичная проверка понимания и закрепление


Проводится тестирование на выявление достоверного источника информации

Предлагает определитьдостоверность источника в конкретной ситуации

(Р): взаимооценка. (П): умение анализировать услышанную информацию (К): умение взаимодействовать с одноклассниками, строить связные высказывания. (Л): доброжелательное отношение к собеседнику.

Домашнее задание (инструктаж по выполнению)


Осознают принцип выполнения домашнего задания, задают вопросы по его выполнению, записывают задание в дневник

Учитель объясняет домашнее задание: найти материал с описанием разработки социального проекта, привести пример влияния технического проекта на социальную сторону жизни людей, выделить и сформулировать собственные критерии отнесения приведённых примеров к проектам.


(Р): саморегуляция. (П): осуществлять анализ информации. (К): умение сформулировать затруднение. (Л): потребность в самовыражении.

Рефлексия


Участвуют в определении уровня усвоения материала урока с помощью приема «Синквейн»


Учитель обобщает результаты повторной формы, делает выводы.

(Р): соотношение своих действий с планируемыми результатами, самооценка. (П): умение установить причинно-следственные связи, делать вывод.

(Л): адекватное понимание причин успешности/ неуспешности в учебной деятельности.








  1. Организационный момент

- Здравствуйте! Оцените с помощью цветного маркера ваш уровень подготовленности к уроку.

  1. Актуализация опорных знаний

- Соберем в «Корзину» ключевые слова и понятия по прошлой теме «Ресурсы и бюджет проекта». (приём «Корзина» )

(ВРЕМЯ , ФИНАНСЫ, ЛЮДИ, ОБОРУДОВАНИЕ, СООРУЖЕНИЯ, МАТЕРИАЛЫ)

- Установите логическое соответствие: (приём «Логические цепочки»)


Бюджет проекта  


это трудовые, технические и/или материальные единицы, используемые при выполнении задач по проекту и обеспечивающие возможность реализации всех поставленных целей проекта.


Ресурсы проекта – 


вкладывает собственные средства с целью получения прибыли. 


Инвестор -

представляет собой план затрат, необходимых для его исполнения, в стоимостном выражении.



Благотворитель -

осуществляет финансирование без цели получения прямой материальной выгоды, 


Спонсор -

пожертвования в формах: бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передачи в собственность имущества, в том числе денежных средств и (или) объектов интеллектуальной собственности



  1. Создание проблемной ситуации, целеполагание



- Абсолютно любая деятельность человека в современном мире, если речь идёт хотя бы о малейшем развитии и получении новой информации, предполагает поиск новых данных. Но просто искать информацию – это одно, а искать её профессионально и грамотно – это другое.

- Как вы думаете, какая цель нашего урока?

(Узнать, как грамотно находить достоверную информацию)

  1. Изучение нового материала.


- Впервые понятие «информационный поиск» было употреблено в 1948 году американским математиком и специалистом в области компьютерных технологий Кельвином Муэрсом, но в общедоступной литературе оно начало встречаться лишь с 1950 года.


- А вы знаете, где применялся автоматизированный информационный поиск изначально? (Ответы учащихся)


- Изначально автоматизированный информационный поиск (имеются в виду информационно-поисковые системы) применялся с целью поиска научных данных и соответствующей литературы, и использовался он университетами и публичными библиотеками. Однако с появлением и развитием сети Интернет информационный поиск получил широкое распространение.


- Как происходит поиск информации ? (Ответы учащихся)


- Где можно получить информацию?


- Вопрос о том, где искать информацию, действительно очень важен. И в первую очередь, по той причине, что XXI век – это век информационный. А это, в свою очередь, значит, что информационный поиск на настоящее время имеет свою специфику.

Давайте вспомним: в конце прошлого века и даже начале настоящего столетия с целью поиска информации люди обращались в специализированные заведения. К таким можно отнести библиотеки, архивы, картотеки и другие подобные органы информации. Но если в то время, чтобы отыскать информацию о том, что интересует, человеку нужно было собраться, выйти из дома, добраться до нужного места, заполнить заявку, отстоять очередь, чтобы её отдать, некоторое время подождать, пока нужная литература будет найдена, а затем провести несколько часов в поиске конкретной информации и её записи на бумагу, то сегодня все эти пункты можно обойти стороной, т.к. практически у каждого дома имеется компьютер и доступ в Интернет.

Исходя из этого, актуальные ещё в не таком далёком прошлом информационные базы (архивы, библиотеки и прочее) сегодня, если и не потеряли своей актуальности, то во всяком случае имеют гораздо меньшее количество клиентов.

Чтобы найти то, что нужно в Интернете, требуется просто ввести запрос в строке поискового сервиса (вспоминаем первый этап), нажать кнопку «Найти» и выбрать наиболее подходящий из предложенных вариантов – интернет-страниц. О поиске информации в Интернете мы продолжим говорить чуть позже, а пока заметим, что пренебрегать традиционными способами поиска информации всё же не стоит, и время от времени можно наведываться в библиотеку, картотеку или архив. Ко всем прочему, это позволит вам разнообразить свою деятельность, развеяться и провести время необычно, с пользой и интересом.

Говоря о подборе источников для поиска информации, нельзя не затронуть вопрос о достоверности, что говорит о необходимости уметь анализировать источники данных и определять те, которым можно доверять.


- Что является важным в поиске недостающей информации и как определить ее достоверность? (Технология «Мозговая атака»)


- Из уроков информатики вам уже известно, что информация обладает некоторыми свойствами. Так какими свойствами должна обладать информация? (Ответы учащихся)


- Можно выделить несколько принципов отбора информации:


    1. Принцип наглядности


    1. Принцип научности



    1. Принцип актуальности


    1. Принцип систематичности



    1. Принцип доступности

- Раскройте смысл каждого понятия. (Ответы на учащихся)




- А сейчас дадим отдых нашим глазкам, сделаем гимнастику:



5.Первичная проверка знаний и закрепление


-Как выбирать достоверные источники информации?


Тест «Источники информации»

- Только что вы познакомились с описанием источников информации по признаку их достоверности. И теперь самое время проверить, удалось ли вам усвоить материал на должном уровне.

Ниже представлено пять вопросов, в каждом из которых содержится небольшой список источников информации. Ваша задача выбрать среди них те, которые могут считаться достоверными, и те, которые, наоборот, не могут.

Какой из этих источников информации является менее достоверным?


-Какому из этих источников информации доверять не стоит?

Роман «Война и мир» Л. Н. Толстого

Статистика, размещенная на сайте ВЦИОМ

Статья в блоге

- Какому из этих источников информации можно доверять?

Мнение актера об экономике в мире

Исследование о влиянии видеоигр 

Публицистическая заметка о демографической ситуации в стране


- Какому из этих источников информации доверять не стоит?

Медицинский портал Medical News Today

Канал на YouTube о медитации

Блог маркетолога о маркетинге


- Есть ли среди представленных источников информации достоверный?

Биография художника

Книга о теориях заговора

Журнал о моде


- Укажите недостоверный источник информации:

Авторская телепередача о здоровье

Конференция TED

Документальный фильм


- Какие вы знаете наиболее популярные поисковые системы? (Учащиеся перечисляют)


  1. Домашнее задание (инструктаж по выполнению)


-Познакомиться с теорией параграфа 3.6

- Составьте варианты поисковых запросов на интересующую вас тему в Интернете;

- Постарайтесь классифицировать полученные данные по степени важности для последующей проработки;

- Выделите информацию, не содержащую противоречий и не подлежащую сомнению;

- Составьте архив нужных файлов.


  1. Рефлексия

- Подведем итог нашего занятия и составим «Синквейн». (приём «Синквейн)


Отвечаем на вопросы одним словом:

- Что узнали?

- Какую информацию получили?

- Что делать с данными?

- Ваше отношение к тому, что узнали?

- В итоге получили что?



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!