СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по ИЗО в малокомплектной школе для 1 и 3 класса "В мире книг".

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

 «Традиционный урок в технологии РВГ в классе-комплекте из 2-х классов начальной школы»

УМК "Гармония".

 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по ИЗО в малокомплектной школе для 1 и 3 класса "В мире книг".»

«Традиционный урок в технологии РВГ в классе-комплекте из 2-х классов начальной школы»


Примерная структура конспекта (технологической карты) урока

Разработчики урока

Игракова Татьяна Витальевна

Тип урока в технологии РВГ

Однотемный однопредметный урок

Тип урока по педагогической классификации (по выбору)

Урок «открытия» нового знания

Урок расширения и закрепления знаний

Класс

1-й класс

3-й класс

Учебный предмет

Изобразительное искусство

Изобразительное искусство

УМК

Гармония

Гармония

Тема урока

В мире книг

В мире книг

Учебник, учебные пособия. Оборудование

Оборудование:

  • Технические средства: Компьютер, оснащённый проектором

  • Наглядные пособия: Художественная литература (книги, текст которых начинается с красиво украшенной буквицы);

Учебник Т.А.Копцевой «Изобразительное искусство» 1 класс, 2012.

  • Инструменты: бумага, фломастеры, карандаши, мелки.


Оборудование:

  • Технические средства: Компьютер, оснащённый проектором

  • Наглядные пособия: Художественная литература (книги, текст которых начинается с красиво украшенной буквицы);

Учебник Т.А.Копцевой «Изобразительное искусство» 3 класс, 2012.

  • Инструменты: бумага, фломастеры, карандаши, мелки.


Целевая установка урока

Личностные результаты

  • Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

  • Осознание необходимости получения новых знаний о буквице.

  • Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

  • Осознание необходимости получения новых знаний о буквице.


Предметные результаты

  • Получение нового знания о буквице.

  • Умение видеть и говорить на языке искусства.

  • Воспроизведение знаний о композиции.

  • Работа с книгой, поиск необходимой информации.


  • Воспроизведение знаний о буквице.

  • Умение видеть и говорить на языке искусства.

  • Получение нового знания о буквице.

  • Работа с книгой, поиск необходимой информации.

Личностные УУД

Способность к самооценке


Способность к самооценке


Познавательные УУД

  • Формируем умение строить речевое высказывание в устной форме.

  • Формируем умение извлекать информацию из текста и иллюстраций.

  • Установление причинно-следственных связей.

  • Формируем умение строить речевое высказывание в устной форме.

  • Формируем умение извлекать информацию из текста и иллюстраций.


Коммуникативные УУД

Формируем умение слушать и понимать других.


Формируем умение слушать и понимать других.


Регулятивные УУД

  • Формируем умение оценить свою готовность к уроку.

  • Формирование умения высказывать своё предположение.

  • Формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.


  • Формируем умение оценить свою готовность к уроку.

  • Формирование умения высказывать своё предположение.

  • Формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.


  • Цели урока:

1 класс дать понятие буквица, научить выполнять буквицы

3 класс расширить знания о калиграфии




1 класс

3 класс

Образовательные

  • узнать об истории книгопечатания, о рукописных книгах, об искусстве каллиграфии;

  • познакомиться с принципами образования шрифта;

  • способствовать формированию художественных умений и навыков;

  • вспомнить историю книгопечатания,

  • закрепить знания по искусству каллиграфии;

  • расширить знания о принципах образования шрифта;

  • способствовать формированию художественных умений и навыков;

Развивающие

  • развитие графических умений и навыков;

  • развитие общей эрудиции и кругозора;

  • способствовать развитию сенсорной сферы (развитию глазомера, ориентировки в пространстве, точности и тонкости различения цвета, формы);

  • способствовать развитию творческих способностей, обогащению словарного запаса; развитию памяти, произвольного внимания;

Воспитательные

  • способствовать формированию и развитию нравственных, трудовых, эстетических и  др. качеств;

  • способствовать формированию навыков коллективного творчества;

  • воспитывать интерес к искусству шрифта, а также наблюдательности к окружающему пространству надписей, букв, афиш и т.д;

  • прививать любовь к культуре предков;


Структуры конспекта (технологической карты) урока (продолжение)



Этап урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся 1-го класса

Деятельность обучающихся 3-го класса

Организационный

1 мин.

Коллективная работа с классом-комплектом.

Проверка готовности к уроку: бумага, фломастеры, карандаши, стерка.

Активизация.

Звонок уж прозвенел,

Ну, а теперь дружок, проверь,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке:
Мелки, фломастеры, листы?!
Проверили? Садитесь.
С усердием трудитесь!


Поднимите руку юные художники-первоклассники, у которых весёлое настроение.

Хлопайте в ладоши юные художники-третьеклассники, которые ничего не бояться.

Добрые дети – кивните головой.

А теперь приготовьтесь внимательно слушать те, кто готов работать и кому интересно, чем мы сегодня будем заниматься на уроке.


РУ: Проверяют состояние рабочего стола.


Первоклассники поднимают руку.

Третьеклассники хлопают в ладоши.

Учащиеся кивают головой.

Мотивационный этап

5 мин.

Взгляните на ваши столы, на них не зря лежат книги. Книги – это источник знаний, читая их, мы узнаем много нового и интересного.

Первоклассники, скажите мне, пожалуйста, мы с вами уже можем прочитать эти книги?


Конечно, ведь мы не зря путешествовали с вами по Буквограду и уже познакомились со всеми буквами.

Кстати, третьеклассники, вспомните, сколько их в алфавите? (слайд 2)

Ребята, а вы знаете, что даже одна буква может многое рассказать читателю.

Чтобы в этом убедиться, я предлагаю вам открыть книги на ваших столах и внимательно рассмотреть первую букву, с которой начинается текст.

Назовите мне буквы, с которых начинаются ваши книги.

1 кл.: Да! Мы уже научились читать и сможем прочитать эти книги.

3 кл.: 33 буквы.


Учащиеся открывают книги, приготовленные на партах, и называют буквы.

Целеполагание

1 мин

Учитель выдает книжки с выделенными буквами, показ на слайдах на слайле картинки с буквами такими и спросить, как вы думаете, какая цель урока, (узнать что такое буквицы, научится их создавать)


Проблематизация и из-е нов материала/Актуализация

5-7 мин.

Украшены они не зря.

Постановка проблемного вопроса «Что это за буквы?».

Ведение беседы: Эти яркие красивые буквы называются буквицы (слайд 3) «Буквица (или инициал) - крупная, отличная от прочих, первая буква главы, раздела или целой книги».

Художник-график стремится выделить первую букву, чтобы читатель обратил на неё внимание. Она первая, поэтому ей особый почёт и уважение! Буквицы украшались растительным орнаментом, изображениями животных или птиц, использовался плетёный стиль (слайд 4)


В древние времена буквицу выделяли красным цветом, который назывался «киноварь» (оттенок красного цвета). Красная буквица бросалась в глаза и привлекала читателя (слайд 5)

Отсюда и пошло выражение, которые вы уже слышали на уроке русского языка: «Пишем с красной строки…» (т.е. с первой, или с новой строки, с начала абзаца).

Возникновение азбуки на Руси относят к IX в., тогда было два алфавита - глаголица и кириллица (слайд с картинками) в самых первых древнерусских рукописях X-XI вв., сделанных в виде надписей на камне, пергаменных и берестяных грамот, рукописных книг, в качестве украшения использовалась буквица. Она была мастерски украшенная красками из порошка изумрудов и рубинов, никогда не повторялась.

История мировой письменности знает четыре основных вида письма:

картинное (пиктографическое) - самое древнее, наскальных рисунков ;

идеографическое (иероглифическое) — с возникновением торговли (Египет);

слоговое (один письменный знак - слог) - письмо некоторых народов Индии; в Японии оно применялось наряду с китайскими иероглифами;

буквенно-звуковое - письмо, как и в н.в по буквам как слышим, так и пишем.

РУ: Участие в беседе. Слушают учителя, смотрят презентацию.

С.Р: Работа в парах. Взаимпороверка

З-е: расскажите в парах что такое буквица, почему отступ называют красной строкой, рассмотрите книгу «Откуда азбука пошла», какие стили оформления букв вы заметили?

Ответы: Буквица – это крупная украшенная буква, которая отличается от других. Она помещается в начале произведения или раздела.

Называт красной, т.к раньше начиналась с красной буквицы.

Рассматривают книгу «Откуда азбука пошла», называют стили оформления.

Физ мин-ка

1мин

Яркий красный мячик, прыгает как зайчик (прыжки на месте) 

Покатился по дорожке (бег на месте) 

Подождал меня немножко (остановиться) 

Наклонюсь, возьму его (наклониться) 

И подброшу высоко (имитация движения)


Выполняют движения

Закрепление нов. Мат-ла/ проверка СР

5 мин

РУ: На компьютере:

1. что такое буквицы?
2. как еще ее называют? (инициал)
3. почему художник-график стремится выделить первую букву?
4. каким цветом выделяли первую букву в древние времена?

5. соедините буквицы и картинки с предметами на эту букву.

СР: текст и кроссворд по нему Каллиграфия - искусство красивого и чёткого письма. Красиво писать учились ещё пещерные люди, изображая на каменных стенах и сводах своего жилища древних животных, природу, которая их окружала, постепенно придавая рисункам сюжетные композиции. Это было рисуночное письмо, и такая его форма называлась пиктографией, рисунок передавал сообщение целиком. Впоследствии, рисунки древних людей превращаются в символы, имеющие определенное смысловое значение. Постепенно они начинают выстраиваться в определённые комбинации, представляющие уже последовательность событий и персонажей, участвующих в этих событиях, и приобретают повествовательный характер. Это идеография – символьное письмо. В нём рисунок (иероглиф) обозначал отдельное слово. Таким образом, зарождается письменность

Вопросы:
1. Как называется искусство красивого и четкого письма? Каллиграфия
2. Что изображали пещерные люди на каменных стенах и сводах своего жилища, кроме природы?( Животные)
3. Как называется форма рисуночного письма?( Пиктография)
4. Во что впоследствии превращались рисунки древних людей?(Символ)
5. Как называется символьное письмо? (Идеография)
6. Как называется рисунок, обозначающий отдельное слово?( Иероглиф)

Динамическая пауза

2 мин.

Коллективная работа с классом-комплектом:

Мы хлопаем в ладоши, хлоп, хлоп
(хлопки над головой)
Мы топаем ногами, топ, топ
(высоко поднимаем колени)
Качаем головой
головой (вперед назад подвигать)
Мы руки поднимаем, мы руки опускаем
(руки поднять, опустить)
Мы низко приседаем и прямо мы встаем
(присесть и подпрыгнуть)
Руки вниз, на бочок.
Разжимаем- в кулачок
Руки вверх и в кулачок На носочки поднимайся

Приседай и выпрямляйся

Ноги вместе. ноги врозь


РУ: Выполняют фитнес – упражнения:…

Анализ образца

1 мин

На доске пример буквицы.

Что изображено?

С помощью чего?

Как расположен лист?

Как расположена буквица? Какого размера?

У. предлагает неправильные варианты, как нарисовать и приходит вместе с учениками к правильному ответу.

Буквица

Фломастера

вертикально

по середине, не на весь лист

Практическая работа

20 мин

Сегодня вам будет нужно немного пофантазировать. Ребята-третьеклассники, сегодня вы рисуете не просто инициал, а целиком имя.

Постарайтесь изобразить своё имя или инициал так, чтобы они отражали ваши интересы, увлечения. Помните, у каждого свой инициал, своё имя, они должны отличаться от других.

Вы можете заглянуть в книгу «Откуда азбука пошла» и посмотреть, как буквицы представлены там.

Чтобы приступить к выполнению практического задания, нам необходимо вспомнить, как сделать хорошую и красивую композицию?

Сначала нужно решить, как расположить лист бумаги (горизонтально или вертикально)?

Хорошо, ребята! Третьеклассники дали верный ответ, они могут расположить листы горизонтально и приступать к работе.


А вот с ребятами-первоклассниками нам предстоит выяснить, как нам удобнее расположить листы.

Ребята-первоклассники, ваша задача представить свой инициал, нарисовать первую букву своего имени.

Оказывается все буквы нашего алфавита, с точки зрения художника, можно разделить на две группы:

Первая группа - буквы нормальной ширины (многочисленная группа 26 букв): А, Б, В, Г, Д, Е, Ё, З, И, Й, К, Л, Н, О, П, Р, С, Т, У, Х, Ц, Ч, Ь, Ъ, Э, Я.

Вторая группа букв – широкие буквы (их всего 7): Ж, М, Т, Ф, Ш, Щ, Ю.


Поднимите руку те ребята, кто из группы первоклассников будет располагать лист горизонтально? Хорошо. А теперь те, кто расположит лист вертикально?

Молодцы!

Не забывайте и об остальных правилах композиции: чтобы вашу букву не приходилось рассматривать «под микроскопом» и она «не вываливалась» за края листа!

Букву лучше сделать объёмной, широкой, чтобы можно было её украсить, заштриховать, придумать геометрический узор или орнамент. Можно придумать для буквы свой наряд (шляпки, юбочку, штанишки).

Словом, творите и фантазируйте! Приступаем!

Учитель наблюдает за работой учащихся, при необходимости вносит свои коррективы.






























Ребята по очереди поднимают руки.











Выполняют рисунок буквицы.

Нам удобнее расположить листы горизонтально, так форма имени вытянутая в длину.


Дети начинают выполнять работу.


Выставка работ

2 мин

Какие у вас красивые получились работы. Выставка.

Оформление выставки буквиц.


Оформление выставки имён.

Рефлексия

2 мин

Какие работы нравятся и почему? Композиция, аккурвтность, необычность?

Оценивают друг друга

по рядам

Оценивают друг друга

по рядам

Итог урока

2 мин

О чем сегодня говорили? Что нового узнали? Что рисовали? Что было интересным, сложным?

РУ: ответы по беседе:

Что такое буквица (определение)

др ответы

Уборка раб мест

0,5 мин

-

Уборка рабочих мест.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!