1. Организационный момент. | Сегодня на уроке постарайтесь быть внимательными и активными, покажите свои творческие способности, умение правильно выражать свои мысли, умение слушать и понимать язык литературы и язык классической музыки. Наш урок я хотела бы начать красивыми и мудрыми словами. Давайте прочитаем их вместе. « …Не жалейте сердца, не таите доброты и нежности своей, Ни своих презрений и открытий не держите в тайне от людей… Торопитесь всё отдать при жизни, чтоб, уйдя к небытию во власть, Теплым ливнем, снегом ли пушистым снова к милой родине припасть.» То, что прозвучало в этих строках, касается нас всех. Автор этих строк дает совет всем людям, как правильно пройти свой жизненный путь. Он говорит о том, что каждый человек должен оставить свой след на земле. Именно так прожили свою жизнь люди, которым будет посвящен этот урок чтения. Это Константин Георгиевич Паустовский и Эдвард Григ. | Личностные: - формирование положительного отношения к учению, принятие позиции ученика. |
3. Целеполагание и мотивация к учебной деятельности (Речевая разминка). | Прежде чем мы начнем знакомство с новым для вас литературным произведением давайте настоимся на чтение. - А начинаем мы со скороговорки: Скороговорка: На елке шишки, на столе книжки учитель хором Медленно Мальчик-девочка С увеличение скорости. Работа в паре - А теперь нам нужно узнать тему нашего урока, для этого вам необходимо ее расшифровать. Расшифруй 1 - __ | 2 - __ | 3 -__ | 4 - __ | 5 - __ | 6 - __ | 7 - __ | 8 - __ | 9 - __ | 10 - _И | 11 - __ | 12 - __ | 13 - __ | 14 - __ | 15 - __ | 16 - __ | 17 - __ | 18 - __ | 19 - __ | 20 - __ | 21 - __ | 22 - __ | 23 - __ | 24 - __ | 25 - _Ч | 26 - __ | 27 - __ | 28 - __ | 29 - __ | 30 - __ | 31 - __ | 32 - __ | 33 - __ | | | | _++++12,16,18,9,10,151196,13,16,3,29,14,1026.10,26,12,1,14,1 12,16,18,9,10,15,1 19 6,13,16,3,29,14,10 26.10,26,12,1,14,10 Тема нашего урока Константин Георгиевич Паустовский «Корзина с еловыми шишками» Сегодня необычно мы начнем знакомство с новым произведением. Загляните в конец рассказа стр.82. Прочитайте последние четыре слова. («…чем должен жить человек…») - Какой знак препинания стоит после этих слов? (многоточие) - Для чего автор поставил многоточие? (есть продолжение или недосказанность, что-то нужно домыслить) - В литературе это называется: риторический вопрос. В толковом словаре, что это означает. ( Риторический вопрос не требует ответа, но заставляет задуматься). - Попробуйте сформулировать цель урока (задуматься: чем должен жить человек, найти ответ автора на этот вопрос в тексте, выразить свое мнение на поставленный вопрос) | Коммуникативные: - вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, высказывать свою точку зрения, слушать чужую. Личностные: - формирование положительного отношения к учению, принятие позиции ученика. Регулятивные: - планировать свои действия. Личностные: - ориентация на понимание причин успеха или неудач. Коммуникативные: - оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, проявлять понимание чужих затруднений, возможных причин ошибок. Регулятивные: - осознать учебную задачу, принимать ее, стремиться к успешному ее решению. Регулятивные: - определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. |
4. Первичное восприятие. | Давайте прочитаем рассказ и постараемся увидеть композитора таким, каким он был в представлении К.Паустовского. Комбинированное чтение. 1 часть – аудиозапись 2- 3 часть – читают дети «по цепочке» 4 часть – читает учитель на фоне музыки Грига «Утро» Физминутка «Я иду и ты идешь» Я иду и ты идешь — раз, два, три. (Шагаем на месте.) Я пою и ты поешь — раз, два, три. (Хлопаем в ладоши.) Мы идем и мы поем - раз, два, три. (Прыжки на месте.) Очень дружно мы живем - раз, два, три. (Шагаем на месте.) | Регулятивные: - владеть приёмами осмысленного чтения. Познавательные: - выразительно читать, отражая при чтении развитие чувств; Личностные: - формирование установки на здоровый образ жизни |
5. Проверка первичного восприятия | Работа в группе 1 группа - Где происходят события рассказа? - Что делал в лесу Э.Григ? - С какой целью отправилась в лес дочь лесника? 2 группа - Расскажите о встрече маленькой Дагни с композитором. - Что говорил великий композитор о жизни? - Почему он чувствовал себя счастливым человеком? 3 группа - Как слушала Дагни музыку, посвященную ей? - Какие мысли и чувства вдруг охватили ее? - Почему она сразу вспомнила того седого человека, который ей встретился в лесу и помог донести до дома корзину с еловыми шишками? - Что она думала о композиторе? Обобщение - В жизни ни Паустовский, ни Григ не встречались. Как вы думаете, почему? - Почему же тогда К.Паустовский решил написать рассказ об Э.Григе? - Могли бы они подружиться? Объясните свое мнение. - Какое чудо случилось в жизни Дагни? - Какую главную истину открыла для себя Дагни, слушая музыку Эдварда Грига? | Коммуникативные: - участвовать в диалоге, свободно высказывать свою точку зрения, не обижая других; договариваться друг с другом, аргументировать свою позицию с помощью собственного жизненного и учебного опыта, на основе прочитанных литературных произведений. Личностные: - рзвивать умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции. Регулятивные: - оценивать свою и коллективную деятельность. |
6. Итог урока | - Так чем же должен жить человек? - Мне бы хотелось, чтобы вы стали хорошими людьми. И слова М. Пришвина были б вашим девизом по жизни. Девиз: Все хорошее в природе- от солнца; А все лучшее в жизни- от человека. М.Пришвин. Делайте так, чтобы людям, которые вас окружают, было хорошо. | Личностные: - ориентация на социальные мотивы, на понимание причин успеха или неудач; - чувство уважения к себе как носителю языка и к тому, кто читает написанное. Коммуникативные: - вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, высказывать свою точку зрения, слушать чужую; |
7. Рефлексия | - В произведении Паустовского Дагни собирала шишки. У вас тоже есть шишки. Они разного цвета: желтые, зеленые, красные. Если вы считаете, что урок прошел для вас интересно. Вы себя проявили, хорошо работали - положите красную шишку в корзинку ( самую спелую). -Если не все пока удалось, есть какие- то проблемы, что-то не получилось - желтую. - Если вам было сложно разобраться, есть трудности- зеленую, надо немного созреть. | Регулятивные: - оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности. Личностные: - оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности. |