ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Выполнила: педагог начальных классов
МБОУ «Гимназия №1» Артамонова Д.С.
Математика
«Вместимость. Литр»
Класс: 3 класс;
УМК: «Школа России»;
Тип урока: изучение нового материала;
Цель урока: сформировать у детей представление о вместимости сосудов и познакомить с основной используемой единицей - литр;
Задачи урока:
Обучающие: знакомство с понятием «вместимость сосудов», с основными единицами измерения – литр, миллилитр.
Развивающие: способность концентрировать внимание, логика, грамотная речь, память,
умение выступать перед публикой, умение аргументировать.
Воспитывающие: дисциплина, умение слушать, самоконтроль.
Дополнительное оборудование и оформление класса: пластиковая бутылка объемом 0,5 мл; банка объемом 0,6 мл; пластиковый стаканчик.
Этапы урока:
1. Организация учащихся класса.
2. Объявление темы урока.
3. Практическая работа.
4. Коррекция и закрепление знаний и умений.
5. Домашнее задание.
1. Организация учащихся класса.
- Здравствуйте, дети! Все подготовились к уроку математики? Садитесь, откройте ваши тетради и запишите сегодняшнее число. Дальше прописываем одну строчку цифру 7. Кто хочет выйти к доске и показать образец написания?
(кто-то из детей выходит к доске и показывает образец написания, остальные прописывают в тетради)
2. Объявление темы урока.
-Если вы откроете свои учебники на странице 54, то узнаем тему сегодняшнего урока.
- Итак, сегодня мы с вами познакомимся с понятиями «вместимость» и «литр». Кто из вас может предположить, что означает «вместимость сосуда»?
(дети: вместимость – означает какое количество какого-либо вещества может вместиться в какой-либо сосуд)
3. Практическая работа.
- Правильно. Обратите внимание – у нас с вами имеются стеклянная банка и пластиковая бутылка. Обе эти емкости наполнены водой. Сможете предположить, какая из емкостей вмещает в себя больше воды, а какая меньше?
(дети высказывают свои предположения)
- А давайте проверим это опытным путем? Для этого мы возьмем пластиковый стаканчик и с помощью него будем выливать воду сначала из банки, а потом и из бутылки. Нам нужно посчитать сколько стаканов воды уместилось в каждой из емкостей.
(учитель проводит практическую работу, а дети подсчитывают количество стаканчиков.
Дети: в банке Х стаканчиков, а в бутылке У стаканчиков.
(Дети делают выводы и сравнивают вместимости емкостей)
- Нужно запомнить, что для измерения вместимости используется единица вместимости – литр. Сокращенно ее записывают так – «л» (изобразить на доске). Точка после этого обозначения не ставится. Также используют и меньшую единицу вместимости –
миллилитр, ее записывают так – мл (изобразить на доске) и точка после обозначения также не ставится. В 1 литре вмещается 1000 мл (на доске: 1л = 1000 мл).
Масса 1 л чистой воды равна 1 кг, но при этом масса 1 л другой какой-то жидкости может быть как больше, так и меньше 1 кг. Наглядно мы можем в этом убедиться, если откроем страницу 56 и рассмотрим рисунок к шестому упражнению. Здесь изображены несколько сосудов с различными жидкостями и каждая из них имеет свой вес. Кто назовет каждую из жидкостей и ее вес?
(дети: 1 л воды – 1 кг; 1 л масла – 925 г; 1 л ртути – 13 кг 600 г; 1 л бензина – 690 г)
- А теперь, следуя заданию, расположите все жидкости в порядке убывания их веса.
Можем ли мы сразу приступить к выполнению этого задания или нет? Почему?
(дети: нет. Сначала нужно привести все величины к единой наименьшей единице измерения – грамм. Тогда получается: вода – 1000 г, масло – 925 г, ртуть – 13600 г, бензин – 690 г)
- Правильно. Теперь в тетради записываем номер упражнения и располагаем вес жидкостей в порядке убывания. Как закончите, озвучьте мне, что у вас получилось.
(дети: ртуть – 13600 г, вода – 1000 г, масло – 925 г, бензин – 690 г)
4. Коррекция и закрепление знаний и умений.
- Приступим к следующему упражнению. Вернемся на страницу 55, номер 4 «вычислите устно» говорит оно нам. Итак, решаем по одному примеру по цепочке. Начинаем с первой парты.
(дети: 56 л + 100 л = 156 л
207 л + 80 л = 217 л
126 л – 120 л = 6 л
200 л + 12 л = 212 л
418 л – 18 л = 400 л
909 л + 60 л = 969 л)
- Хорошо. Теперь обратимся к следующему номеру – 5. «В бочке 40 л кваса. За час продали восьмую часть всего кваса, а еще через час в бочке осталось 25 литров кваса продали за 2 часа?» Так же к этой задаче есть дополнительный вопрос и задание: «Есть ли в условии лишнее данное? Сформулируй задачу без нее и реши ее». Просмотрите текст задания еще раз внимательно и подумайте над вопросом. Может ли кто-то сразу определить это лишнее данное?
(дети: информация о том, что за час продали восьмую часть всего кваса является лишней, так как уже известно, что после 2 часов торговли осталось 25 литров кваса. Задача должна звучать так: В бочке 40 л кваса. За через 2 часа торговли в бочке осталось 25 литров кваса продали за 2 часа?)
Кто-то из учеников выходит к доске и оформляет задачу, остальные работают в тетрадях.
Дети строят модель и решают задачу: 40-25=15 л кваса продали за 2 часа торговли)
- Молодцы, справились. Теперь посмотрим на страницу 54 №2. Что мы видим на картинке?
(дети: на картинке изображены заяц и волк. У волка бочка с молоком, а у зайца пятилитровая канистра. Волк должен заполнить канистру с помощью половника вместимостью 1 литр)
- Вопрос, который перед нами ставят авторы учебника: сколько таких ковшей придется налить волку в канистру?
(дети: 5 ковшей)
5. Домашнее задание:
- Вашим домашним заданием будет упражнение четвертое, на странице 55. На этом наш урок окончен.