Конспект урока по математике
2 класс
Тема: «Составные задачи на нахождение суммы»
Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас урок математики. Меня зовут Ольга Александровна. Нас ждет интересная и насыщенная работа, поэтому от вас потребуется все внимание и конечно, хорошее настроение.
Ребята, посмотрите на экран. Вы наверняка предположили, что сегодня мы будем работать со схемами.
На экране схемы : слайд №2
Схема – это инструмент для решения задач. Подумайте, на какие две группы можно разделить эти схемы? Многие наверняка решат, что схемы 1 и 2 относятся к линейным схемам, а 3 и 4 к ступенчатым. Слайд №3
Давайте подумаем, по какому признаку еще можно разделить эти схемы? Разделить эти схемы можно еще по количеству знаков вопроса. Слайд №4
Тогда 1, 2, и 3 схемы попадают в 1 группу, т. к они содержат один знак вопроса, а 4 схема – в другую группу, потому что знаков вопроса 2.
Сегодня нас будут интересовать схемы к задачам, в которых кроме основного вопроса есть второстепенные. Ребята, такие задачи называются составными.
Посмотрите на экран, прочитайте и подумайте, какая из трех задач подходит к данной схеме. (Читаю задачи). Слайд №5.
1. В реке плавало 15 окуней. Пришел рыбак и поймал 5 окуней. Сколько окуней осталось плавать в реке?
2. На верхней полке лежало 18 книг. На нижней полке на 10 книг больше. Сколько книг лежало на нижней полке?
3. В первый день на лесной поляне выросло 10 подснежников. Во второй день на 7 подснежников больше. Сколько всего подснежников выросло на поляне за 2 дня?
Я думаю, многие из вас выбрали задачу номер 3, а кто ошибся, тому мы сейчас постараемся объяснить, решив эту задачу. Слайд № 6
Нам известно, что в первый день выросло 10 подснежников. Обозначим это на схеме.
Известно ли, сколько подснежников выросло во второй день? Нет, а что сказано про второй день?
Во второй день выросло на 7 подснежников больше. То есть подснежников столько же и еще 7. Вопрос задачи: сколько всего подснежников выросло за два дня? Обозначим фигурной скобкой.
Можем ли мы сразу ответить на главный вопрос задачи? Нет, т.к мы не знаем, сколько подснежников выросло во 2 день.
Чтобы это узнать, надо к 10 прибавить 7: 10+7=17(п) – 2 день.
Теперь можно ответить на главный вопрос задачи. К количеству подснежников в 1 день прибавляем подснежники, которые выросли во второй день.
10+17=27(п) – всего.
Мы решили эту задачу в 2 действия, теперь запишем решение выражением 10+(10+7)=27(п)
Ответ: 27 подснежников всего.
Мы решили составную задачу, так как ответили на два вопроса. Как вы думаете, бывают задачи, в которых больше двух вопросов? Узнаем , решив следующую задачу.
Я уверена, что многие из вас любят смотреть мультфильмы про супергероев. Если это так, следующая задача – специально для вас. Слайд № 7
Внимание на экран: Уже несколько дней в Париже (столице Франции) паника. Главный злодей послал на город страшных монстров. Но на защиту города встали супергерои: Леди Бак и Супер Кот. В первый день героям удалось победить 8 монстров, во второй день на 4 монстра больше, а в третий день на 5 монстров меньше, чем во второй. Сколько всего монстров удалось победить супергероям Леди Бак и Супер Коту?
Начертим схему. Слайд №8
Чтобы ответить на главный вопрос задачи, надо знать, сколько монстров победили супергерои во второй и третий день. Чтобы узнать, сколько монстров побеждены во второй день, надо к 8+3
1) 8+3=11(м)- 2 день
Чтобы узнать, сколько монстров побеждены в 3 день, надо из 11 вычесть 5
2) 11-5=6(м) -3 день
Чтобы ответить на главный вопрос задачи, надо к 8 прибавить 11 и 7
3) 8+11+6= 25(м) –всего
Запишем ответ: Ответ: 25 монстров побеждены супергероями за 3 дня.
Итак, мы убедились, что составные задачи могут содержать 2 и более вопросов.
Подведем итог урока : С каким видом задач мы познакомились на уроке? С составными задачами на сложение. Какие задачи называются составными? Те, которые имеют 2 и более вопросов. Слайд №10
Ребята, если вас заинтересовали задачи подобного вида, можете найти и порешать их в своем учебнике или задачнике по математике.
А я вам желаю удачи, успехов в учебе и отличного настроения. Спасибо за внимание. Слайд №11.