СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по музыке

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработки уроков. Подготовка презентации.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по музыке»

Тема: Героические образы в музыке русских композиторов.

 

Цель урока: способствовать духовно-нравственному воспитанию обучающихся через взаимосвязь героических образов, музыки, изо и истории.

Задачи:

  • Воспитание чувства патриотизма, любви к Родине, гордости за великих защитников нашей Родины через слушание произведений героико-патриотического характера.

  • Формирование гражданской позиции, любви к истории Отечества через произведения искусства путём высказывания своего мнения о значимости этих произведений.

  • раскрыть понятие нравственного идеала на примере образов русских богатырей, героев прошлого времени и современных защитников Отечества.
    сформировать знания об особенностях характера героической музыки, способах передачи героических образов в классических и современных музыкальных произведениях, показать значение данной музыки в жизни людей.

Элементы содержания: произведения русской музыки, в которых отражена героическая тема защиты Родины и народного патриотизма

Методы и приёмы:  

     -  словесная группа методов (беседа, рассказ);

- наглядно-зрительная группа методов (видеозаписи, слайды);

     - методы эмоционального воздействия (ситуации успеха);

     - слуховая группа методов (аудиозаписи, исполнение голосом, инструментом);

- метод обобщения, закрепления;

     - методы  размышления о музыке;

     - информационно-коммуникационные методы;

     - проблемно-поисковые ситуации, методы поощрения, проверка знаний.

       -закрепление материала, посредством выполнения задания по «картам музыкальных путешествий во времени»

        Навыки и умения:

© приводить примеры музыкальных, произведений, в которых отражена героическая тема;

© рассуждать на поставленные проблемные вопросы.

Оборудование:

  •  синтезатор;

  •  компьютер;

  •  мультимедийный проигрыватель;

  •  словарь эмоциональных слов-синонимов, в помощь учащимся;

  •  «карты музыкальных путешествий во времени» для обучающихся, учителя, гостей

  • презентации.


Планируемые результаты:

Ученик научится:

Размышлять о музыкальных фрагментах отечественных композиторов разных времён, как способе выражения чувств и мыслей человека;

Эмоционально, эстетически откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в различных видах музыкально-творческой деятельности: слушании, пении.

Ученик получит возможность научиться:

- Раскрыть образное содержание музыкальных фрагментов отечественных композиторов;

- Реализовать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально-исполнительские замыслы в различных видах деятельности.

Тип урока:

Урок закрепления, повторение пройденного материала  с использованием межпредметных связей.

Методы: активный  диалог, сопоставление, осмысление, хоровое песни, слушание.

Музыкальный материал:

Песни:

1. «Ты живи, моя Россия» музыка А.Петрова, текст О.Одышева.

2. «Служить России» композитора А.Ермолова;

3. «От героев былых времён»;

4. «Я хочу, чтобы не было больше войны» слова и музыка О. Рутина.

 Музыкальные  фрагменты:

1.Былина об Илье Муромце;

2. «Патриотическая песня» М.И.Глинки;

3. «Богатырская симфония» № 2 А.П.Бородина;

4. «Ария князя Игоря» из оперы «Князь Игорь» А.П.Бородина;

5. Сцена «В госпитале» из оперы «Повесть о настоящем человеке» С.С.Прокофьева;

6. Хор «Стон Русской Земли» из балета «Ярославна» Б.И.Тищенко;

7. «Ария Кутузова» из оперы «Война и мир» С.С.Прокофьева.

Ритмические рисунки фрагментов музыкальных произведений:

  1. Хор «Вставайте, люди русские!» из кантаты «Александр Невский» С.С.Прокофьева;

  2. Хор «Славься!» из оперы «Иван Сусанин» М.И.Глинки;

  3. Нотная запись канта «Радуйся, Росско Земле»


Ход урока

На музыкальном языке живо-

писать значит будить в нашем

сердце те или иные воспоминания,

а в нашем уме те или иные образы. Оноре Бальзак

1.Слушание и анализ музыкальных произведений.

Все внимание на экран!!! Смотрим и читаем следующие выражения, высказывания об этих синонимах:

 (слайд)

1.Героизм во спасение других – высочайшая форма духовности.

2.Народ  без героических людей – сирота.

3.Герой – тот, кто в опасной ситуации ценою своей жизни спасает жизнь других или делает, для них что-то жизненно важное.

4.Героем движет сердце – на раздумывание у него нет времени.

5.Герой, совершая подвиг – о славе не думает.

6. О поколении судят по героям, которые ему принадлежат.

7.Патриотизм - это чувство, которое делает народ и каждого

человека ответственным за жизнь страны. Без патриотизма нет такой ответственности.

8. Патриот — патриотичный человек — тот, кто любит своё Отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины.

Учитель:

Ответьте, пожалуйста,

В каких видах искусства раскрываются образы героев, патриотов, богатырей, доблестных защитников?

Ответ учащихся.

Учитель: читаю (Слайд)

Защитники обители.
Отважные бойцы.
И доблестные рыцари.
Лихие храбрецы.
Сил тёмных победители.
Без званий и имён.
Отечества служители.
Солдаты всех времён.

 Образ героя, богатыря родился в русском искусстве с древних времён, как образ могучего защитника Родины.

И сегодня мы обратимся к одному из видов искусства это музыка. И поговорим о том, какими интонациями отечественные композиторы разных времён передавали, наделяли  музыкальные образы в своих произведениях.

Эпиграфом нашего урока послужит следующее выражение (Слайд) 

«Образ Родины через русскую музыку, песни о русских полководцах, солдатах-воинах»

Второе путешествие:

Слушаем  фрагменты произведений,  и отвечаем на заданные вопросы.

1.«Патриотическая песня» М.И.Глинка;    

Ответы детей: это произведение называется «Патриотическая песня» русского композитора XIX века М.И.Глинки.

А в XX веке это произведение являлось гимном нашей страны, какой была интонация? 

2.«Богатырская» симфония № 2 А.П.Бородина;


Героические образы в музыке:Иван Сусанин (опера "Иван Сусанин"М.И. Глинка)Князь Игорь (опера "Князь Игорь" А.П. Бородин)Александр Невский (кантата "Александр Невский" С.С. Прокофьев)

Слайд . 1941 году Германия напала на нашу страну. В годы войны все также становятся на защиту Родины наши богатыри. И из всех радиоприемников звучала песня «Вставай, страна огромная!» музыка А.В. Александрова и  «Вставайте, люди русские» музыка С.С. Прокофьева.

Слушание фрагмента песни: «Вставай, страна огромная!»

Вопрос: Что общего у этих песен? ( призыв, патриотизм, призыв защитить Родину). Песни вызывали у  людей патриотические чувства, вели на битвы, помогали совершать подвиги.

Слайд. А имя Александра Невского навсегда осталось в истории как символ героизма и командирской доблести. Во время войны в 1942 году был учрежден орден Александра Невского, которым награждались офицеры Красной армии за проявленную личную отвагу.
                                             
    За великие дела во славу земли русской Александр Невский был причислен к лику святых.

Слайд . Ребята, образы каких героев- защитников Родины мы сегодня с вами рассматривали? (Сусанин, Невский и богатыри). С музыкой каких композиторов мы сегодня познакомились? (Бородин, Прокофьев, Глинка).

Ребята, что же объединяет всех композиторов ? Сочиняли героическую музыку, прославляли подвиг русского народа, защитников Родины.

Слайд. Какими качествами должен обладать защитник Родины: ум, смелость, отвага, доброта, любовь к Родине, мужество. А у Вас есть такие качества? Да. А что же объединяет и композиторов и героев-патриотов и нас с вами? (Любовь к Родине).

Слайд. На этот вопрос ответ мы найдем с помощью кроссворда.

Любовь к Родине.

Слайд. Исполнение песни «Моя Россия».

Ребята, я надеюсь, что вы будете достойными потомками наших великих предков и храбрыми защитниками Отечества.

Слайд. Наш урок окончен, спасибо за внимание.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!