Тема: Героические образы в музыке русских композиторов.
Цель урока: способствовать духовно-нравственному воспитанию обучающихся через взаимосвязь героических образов, музыки, изо и истории.
Задачи:
Воспитание чувства патриотизма, любви к Родине, гордости за великих защитников нашей Родины через слушание произведений героико-патриотического характера.
Формирование гражданской позиции, любви к истории Отечества через произведения искусства путём высказывания своего мнения о значимости этих произведений.
раскрыть понятие нравственного идеала на примере образов русских богатырей, героев прошлого времени и современных защитников Отечества.
сформировать знания об особенностях характера героической музыки, способах передачи героических образов в классических и современных музыкальных произведениях, показать значение данной музыки в жизни людей.
Элементы содержания: произведения русской музыки, в которых отражена героическая тема защиты Родины и народного патриотизма
Методы и приёмы:
- словесная группа методов (беседа, рассказ);
- наглядно-зрительная группа методов (видеозаписи, слайды);
- методы эмоционального воздействия (ситуации успеха);
- слуховая группа методов (аудиозаписи, исполнение голосом, инструментом);
- метод обобщения, закрепления;
- методы размышления о музыке;
- информационно-коммуникационные методы;
- проблемно-поисковые ситуации, методы поощрения, проверка знаний.
-закрепление материала, посредством выполнения задания по «картам музыкальных путешествий во времени»
Навыки и умения:
© приводить примеры музыкальных, произведений, в которых отражена героическая тема;
© рассуждать на поставленные проблемные вопросы.
Оборудование:
синтезатор;
компьютер;
мультимедийный проигрыватель;
словарь эмоциональных слов-синонимов, в помощь учащимся;
«карты музыкальных путешествий во времени» для обучающихся, учителя, гостей
презентации.
Планируемые результаты:
Ученик научится:
Размышлять о музыкальных фрагментах отечественных композиторов разных времён, как способе выражения чувств и мыслей человека;
Эмоционально, эстетически откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в различных видах музыкально-творческой деятельности: слушании, пении.
Ученик получит возможность научиться:
- Раскрыть образное содержание музыкальных фрагментов отечественных композиторов;
- Реализовать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально-исполнительские замыслы в различных видах деятельности.
Тип урока:
Урок закрепления, повторение пройденного материала с использованием межпредметных связей.
Методы: активный диалог, сопоставление, осмысление, хоровое песни, слушание.
Музыкальный материал:
Песни:
1. «Ты живи, моя Россия» музыка А.Петрова, текст О.Одышева.
2. «Служить России» композитора А.Ермолова;
3. «От героев былых времён»;
4. «Я хочу, чтобы не было больше войны» слова и музыка О. Рутина.
Музыкальные фрагменты:
1.Былина об Илье Муромце;
2. «Патриотическая песня» М.И.Глинки;
3. «Богатырская симфония» № 2 А.П.Бородина;
4. «Ария князя Игоря» из оперы «Князь Игорь» А.П.Бородина;
5. Сцена «В госпитале» из оперы «Повесть о настоящем человеке» С.С.Прокофьева;
6. Хор «Стон Русской Земли» из балета «Ярославна» Б.И.Тищенко;
7. «Ария Кутузова» из оперы «Война и мир» С.С.Прокофьева.
Ритмические рисунки фрагментов музыкальных произведений:
Хор «Вставайте, люди русские!» из кантаты «Александр Невский» С.С.Прокофьева;
Хор «Славься!» из оперы «Иван Сусанин» М.И.Глинки;
Нотная запись канта «Радуйся, Росско Земле»
Ход урока
На музыкальном языке живо-
писать значит будить в нашем
сердце те или иные воспоминания,
а в нашем уме те или иные образы. Оноре Бальзак
1.Слушание и анализ музыкальных произведений.
Все внимание на экран!!! Смотрим и читаем следующие выражения, высказывания об этих синонимах:
(слайд)
1.Героизм во спасение других – высочайшая форма духовности.
2.Народ без героических людей – сирота.
3.Герой – тот, кто в опасной ситуации ценою своей жизни спасает жизнь других или делает, для них что-то жизненно важное.
4.Героем движет сердце – на раздумывание у него нет времени.
5.Герой, совершая подвиг – о славе не думает.
6. О поколении судят по героям, которые ему принадлежат.
7.Патриотизм - это чувство, которое делает народ и каждого
человека ответственным за жизнь страны. Без патриотизма нет такой ответственности.
8. Патриот — патриотичный человек — тот, кто любит своё Отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины.
Учитель:
Ответьте, пожалуйста,
В каких видах искусства раскрываются образы героев, патриотов, богатырей, доблестных защитников?
Ответ учащихся.
Учитель: читаю (Слайд)
Защитники обители.
Отважные бойцы.
И доблестные рыцари.
Лихие храбрецы.
Сил тёмных победители.
Без званий и имён.
Отечества служители.
Солдаты всех времён.
Образ героя, богатыря родился в русском искусстве с древних времён, как образ могучего защитника Родины.
И сегодня мы обратимся к одному из видов искусства это музыка. И поговорим о том, какими интонациями отечественные композиторы разных времён передавали, наделяли музыкальные образы в своих произведениях.
Эпиграфом нашего урока послужит следующее выражение (Слайд)
«Образ Родины через русскую музыку, песни о русских полководцах, солдатах-воинах»
Второе путешествие:
Слушаем фрагменты произведений, и отвечаем на заданные вопросы.
1.«Патриотическая песня» М.И.Глинка;
Ответы детей: это произведение называется «Патриотическая песня» русского композитора XIX века М.И.Глинки.
А в XX веке это произведение являлось гимном нашей страны, какой была интонация?
2.«Богатырская» симфония № 2 А.П.Бородина;
Героические образы в музыке:Иван Сусанин (опера "Иван Сусанин"М.И. Глинка)Князь Игорь (опера "Князь Игорь" А.П. Бородин)Александр Невский (кантата "Александр Невский" С.С. Прокофьев)
Слайд . 1941 году Германия напала на нашу страну. В годы войны все также становятся на защиту Родины наши богатыри. И из всех радиоприемников звучала песня «Вставай, страна огромная!» музыка А.В. Александрова и «Вставайте, люди русские» музыка С.С. Прокофьева.
Слушание фрагмента песни: «Вставай, страна огромная!»
Вопрос: Что общего у этих песен? ( призыв, патриотизм, призыв защитить Родину). Песни вызывали у людей патриотические чувства, вели на битвы, помогали совершать подвиги.
Слайд. А имя Александра Невского навсегда осталось в истории как символ героизма и командирской доблести. Во время войны в 1942 году был учрежден орден Александра Невского, которым награждались офицеры Красной армии за проявленную личную отвагу.
За великие дела во славу земли русской Александр Невский был причислен к лику святых.
Слайд . Ребята, образы каких героев- защитников Родины мы сегодня с вами рассматривали? (Сусанин, Невский и богатыри). С музыкой каких композиторов мы сегодня познакомились? (Бородин, Прокофьев, Глинка).
Ребята, что же объединяет всех композиторов ? Сочиняли героическую музыку, прославляли подвиг русского народа, защитников Родины.
Слайд. Какими качествами должен обладать защитник Родины: ум, смелость, отвага, доброта, любовь к Родине, мужество. А у Вас есть такие качества? Да. А что же объединяет и композиторов и героев-патриотов и нас с вами? (Любовь к Родине).
Слайд. На этот вопрос ответ мы найдем с помощью кроссворда.
Любовь к Родине.
Слайд. Исполнение песни «Моя Россия».
Ребята, я надеюсь, что вы будете достойными потомками наших великих предков и храбрыми защитниками Отечества.
Слайд. Наш урок окончен, спасибо за внимание.