СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по обществознания "Социальные статусы и роли"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по обществознанию на тему "Социальные статусы и роли"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по обществознания "Социальные статусы и роли"»

План-конспект

открытого урока по обществознанию в 8 классе

Тема урока: «Социальные статусы и роли».

Цель занятия:

- познакомить учащихся с понятиями «социальный статус» и «социальная роль», определить какие факторы влияют на социальный статус личности и социальную роль.

Предполагаемые образовательные результаты:

Личностные: формирование и развитие познавательного интереса к обществоведческим проблемам; выражение собственного мнения к проблемам взаимоотношения поколений; осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений; развитие творческих способностей через активные формы деятельности.

Предметные: владение базовым понятийным аппаратом социальных наук;

владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов.

Метапредметные: владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства, понятийный аппарат обществознания.

Задачи занятия:

- познакомить учащихся с новыми понятиями и терминами;

- сформировать представление о социальной роли личности в условиях современного общества; подвести учащихся к выводу о необходимости приобретения достойного социального статуса;

-развивать обществоведческое мышление учащихся на базе материала, представленного в презентации.


Ход урока


I.Орг. Момент. – Здравствуйте, ребята. Меня зовут Медведев Павел Юрьевич. Я учитель истории и обществознания в Дракинской школе.


II. Мотивационный этап. Постановка целей урока.

- У вас на партах лежат карточки с заданием. Нужно разыграть определённую ситуацию, а остальные учащиеся должны догадаться, о чём идёт речь.

Работа в группах.

Группа №1. Врач на приёме. К нему пришла бабушка, жалуется на различные недомогания (боли в спине, ломота в суставах, давление высокое). Врач её полностью игнорирует, слушает музыку в наушниках, пританцовывает.

Реквизит: Белый халат, шапочка, телефон с наушниками.


Реквизит: журнал, указка.

Группа №3. Сын пришёл домой из школы, а мама, вместо того, чтобы сварить еду, прибрать в квартире, целый день играет в компьютерную игру (стрелялки какие-нибудь). На просьбы сына покормить его, отмахивается, предлагает самому что-нибудь приготовить.

Реквизит: ноутбук.


Группа №4. Девушка подбегает к полицейскому в слезах, просит его задержать грабителей, которые отобрали у неё сумочку. Полицейский отвечает, что он их сам боится, и вообще пусть попросит кого-нибудь из прохожих.


Обсуждение:

 - Что Вам показалось странным в разыгранных ситуациях? (люди вели себя не так как положено);

 - А кто определил как положено вести себя данным людям? (их положение в обществе, т.е. статус)

Учитель на доске записывает слово «статус».

- Какое задание было у каждой группы? (разыграть ситуацию, то есть сыграть роль)

Учитель на доске пишет слово «роль».

 - Согласны ли вы, что роли героев сценок не соответствовали их статусу? (да)

 - Какая же тема сегодняшнего урока? ( «Социальные статусы и роли»)

 - О чём мы будем сегодня говорить? (постановка целей урока).

- Проблемный вопрос, на который вы должны дать ответ к концу урока: «Кто и что нас может ограничивать в нашей деятельности?»


III. Первичное усвоение новых знаний.

— Какие ассоциации вызывает у вас словосочетание «социальный статус»? (Ученики называют ассоциации)

(Социальный статус – положение человека в обществе  в соответствии с возрастом, полом, профессией, образованием и т.д.)


 - Назовите свой социальный статус.


 - Почему называем не один? (потому что каждый человек обладает статусным набором)

- Социальных статусов у человека в жизни великое множество. И в какой- то момент тот или иной социальный статус выходит на первый план (в школе ученик, дома ребёнок в семье.)


Таким образом социальный статус – это постоянно изменяющаяся позиция.


- Сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Найди место». Детям предлагается разделить различные социальные статусы на две группы: брат, хирург, сын, итальянец,  режиссер, президент компании,  бродяга.

(Дети записывают на доске)


- Обсуждение: почему так разделили статусы?

Должны выйти на понятия предписанный статус и достигаемый:

Предписанный (приписанный) статус: брат, сын, итальянец.

Достигаемый статус:  хирург, режиссёр, президент компании, бродяга.


- Приписанный (предписанный) принадлежит человеку от рождения

- Достигаемый статус человек обретает собственными усилиями (профессия, место работы, образование, семейное положение)

- Социальный статус человека даёт ему определённые права, накладывает обязанности и предполагает соответствующее поведение.


- Как вы думаете, что такое социальная роль?

(Социальная роль — способ поведения человека, ориентированный на социальный статус.)

- Вернёмся к разыгранным в начале ситуациям.

- Что произойдёт, если социальный статус и социальная роль не совпадут?


(общество может не принять человека, могут последовать санкции. Доктора,  учителя, полицейского  уволят с работы, маму поставят на учёт в комиссию по делам несовершеннолетних, возможно, лишат детей).




- Большую роль в формировании социального статуса играют понятия:

 «престиж» и «авторитет».

 - Чем отличаются эти понятия?

- Составьте словосочетания с прилагательными «престижный» и «авторитетный».

Престижное место, престижная профессия, престижный автомобиль, престижный курорт.

Авторитетный руководитель, авторитетный депутат, авторитетный учитель.

Т.е. Престижным может быть место, а авторитетным – человек.


(Престиж – оценка обществом или социальной группой общественной значимости тех или иных позиций, занимаемых людьми.

Авторитет – степень признания обществом личных и деловых качеств определённого человека.)


- Задание «Престижно или авторитетно?» 


а) быть студентом известного столичного ВУЗа?

б) добиться крупного успеха в предпринимательской деятельности?

в) стать лидером футбольной команды?

г) быть в числе постоянных клиентов популярного ресторана?

д) быть человеком способным дать дельный совет в определённой  области знаний?

е) ежегодно отдыхать на всемирно известном курорте?

ж) оказывать влияние на принятие важных политических решений?


IV. Закрепление изученного материала. Закрепление изученного материала. 

(индивидуальная работа в карточке)


1.      Социальный статус, приобретаемый собственными усилиями человека, называют

1)      прирожденный

2)      предписанный

3)      приписываемый

4)      достигаемый

 

2.      Иван имеет статус ученика 8 класса, он посещает школу и выполняет домашние задания. Как называется поведение, ожидаемое от человека того или иного социального статуса?

1)      социальное положение

2)      социальная роль

3)      социальная норма

4)      социализация

 

  1. Какие из перечисленных статусов можно отнести к предписанным?

Выберите несколько из 4 вариантов ответа:

          1) татарин

          2) священник

          3) принц

          4) мужчина

4.Какая социальная роль характерна для подростка и для взрослого

 Выберите один из 4 вариантов ответа:

1)      пользователь мобильной связи

2)      избиратель

3)      работник завода

4)      ученик школы

 

5.      Верны ли следующие суждения:

А. При  рождении человек приобретает все свои социальные роли

Б. Общество предъявляет человеку ролевые требования

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны


(Слайд 9) Проверь себя!

1-4

 2-2

3-1,3,4

4-1

5- 2


- А сейчас вспомним наш проблемный вопрос «Кто и что нас может ограничивать в нашей деятельности?».

(Предполагаемые ответы учеников: Ограничивать нас могут наш статус, мнение общества и роли, которые мы должны выполнять соответственно нашему статусу, и если перепутаем роли, то столкнемся с осуждением окружающих.)


- Может ли человек в современном обществе изменить свой социальный статус, если он его не устраивает?

Д/з

Проанализируйте свой собственный статусный набор. Выделите предписанные и достигаемые статусы. Какой из своих статусов вы считаете главным?



Рефлексия

 Предлагаю Вам проанализировать свою работу. Для этого я

предлагаю выбрать Вам один из фразеологизмов, который

характеризует ваше участи в уроке и прикрепить его в

советующий сектор.


Шевелить мозгами

Краем уха

Хлопать ушами














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!