СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по обществознанию : "Влияние моральных норм на общество и человека» Класс:7

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мы живем в обществе, в котором существуют определенные ценности. Практически ежедневно мы стоим перед выбором - протянуть руку помощи своему другу или сделать вид, что это тебя не касается, пройти мимо бездомной собаки или накормить ее, навредить человеку, или простить его. Чтобы понять, какой выбор нужно сделать, мы опираемся на два регулятора: мораль и право. Они указывают как нам себя вести.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по обществознанию : "Влияние моральных норм на общество и человека» Класс:7»

Конспект урока по обществознанию : "Влияние моральных норм на общество и человека»

Класс:7

Цель урокаопределение  роли моральных норм в жизни как решающих регуляторов общественной жизни.

Задачи:

  • образовательные: объяснить понятия «мораль», «добро», «зло», «золотое правило нравственности»;

  • обучающие: совершенствование УУД:

    • коммуникативных: умения полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации, владения монологической и диалогической формами речи.

    • познавательных: умения находить и выделить необходимую информацию, умения выдвигать и обосновывать гипотезу; умения структурировать информацию – ИКТ технологии.

    • личностных: умения дать нравственно-этическую оценку, формирование личностного самоопределения.

    • регулятивных: умения ставить учебную задачу, умения оценить качество и уровень усвоения материала.

  • воспитательные: выявлять причины и последствия совершения аморальных поступков; определять и объяснять свое отношение к поступкам людей; задуматься над своими нравственными ценностями.

  • развивающие: анализировать, сравнивать, участвовать в эвристической беседе, дискуссии; работать с текстом учебника; выделять главное, актуализировать ранее изученное; составлять таблицы; выработать навыки работы в группе.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Формы работы учащихся: Работа с учебником, работа с раздаточным материалом, беседа, работа в парах, индивидуальная работа, заполнение схем.

Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.

Ход урока

I. Организационный момент.

Мы начинаем наш урок. Давайте улыбнемся друг другу и пожелаем друг другу успехов, творчества и сообразительности на уроке.

Презентация.

2. Подготовка к изучению нового материала.

- Хочется начать наш урок с притчи “Яма”. Послушайте её внимательно. Притча “Яма”.

«Однажды пастух обидел одного человека, а тот затаил на него злобу и решил отомстить ему. Он знал, что обидчик пасёт животных в отдалённом месте, где почти никто не ходит, и решил воспользоваться этим: выкопать глубокую яму, чтобы пастух упал в неё. Поздней ночью человек начал копать. Когда он копал, то представлял себе, как его обидчик попадёт в яму и, может быть, что – нибудь себе сломает или умрёт в ней, не имея возможности вылезти оттуда. Или, по крайней мере, в яму упадёт его корова, овца или, на худой конец, коза. Долго и упорно он копал, мечтая о мести, не замечая, как яма становилась всё глубже. Но вот забрезжил рассвет, и он очнулся от своих мыслей. Каково же было его отчаяние, когда он увидел, что ….. ».

- Чем закончилась притча?

… за это время выкопал такую глубокую яму, что сам не сможет вылезти из неё.

- В чём смысл этой притчи?

Дети. Не желай зла другому.

- Какое отношение она имеет к сегодняшнему уроку?

3. Изучение нового материала.

- Мы живем в обществе, в котором существуют определенные ценности. Практически ежедневно мы стоим перед выбором - протянуть руку помощи своему другу или сделать вид, что это тебя не касается, пройти мимо бездомной собаки или накормить ее, навредить человеку, или простить его. Чтобы понять, какой выбор нужно сделать, мы опираемся на два регулятора: мораль и право. Они указывают как нам себя вести.

- Сегодня на уроке мы познакомимся с таким регулятором, как мораль, а о праве мы будем говорить в 8 классе.

- Откройте тетради, запишите тему урока «Мораль в жизни человека».

- План нашего урока вы видите на доске.

1. Что такое мораль?

2. «Золотое правило морали».

3. Нравственные (моральные) ценности.

- Давайте исходя из плана, сформулируем цель нашего урока. (Узнаем что такое мораль, для чего она существует, каковы ее признаки, что представляет собой  «золотое правило морали»)

Как вы думаете, на какой вопрос мы должны ответить во время урока?

Какую роль выполняет мораль в жизни человека и общества.

- Итак, с чего начнем? (С определения мораль)

- Ребята, какие ассоциации у вас возникают при слове “мораль”? Пусть каждый подумает о собственном понимании морали и попробует найти ключевые термины, характеризующие это чувство (хорошее, доброе, правильное).

(Высказывают свои ассоциации: хорошее, доброе)

- Давайте посмотрим, какое определение дается в учебнике на странице 122.

Мораль – это особые духовные правила, регулирующие поведение человека, его отношение к другим людям, к окружающей среде и к самому себе с позиции добра и зла, справедливости и несправедливости.

Работа с текстом учебника

А сейчас я предлагаю вам изучить пункт «Что такое мораль» на с. 122-123 и ответить на вопросы.

- Что включает в себя мораль? (Идеалы, традиции, нормы, принципы, критерии добра, чести, совести, справедливости)

- Какова основная функция морали? ( регулирует поведение человека, чтобы оно соответствовало требованиям общества)

- Какие существуют механизмы самоконтроля личности? (совесть, чувство долга)

- Приведите примеры поступков, на которые человека подвигает чувство долга и совесть. (защита Родины во время войны, помощь пострадавшим людям в случае аварий, катастроф, стихийных бедствий и т.д.)

- Попробуйте привести примеры моральных норм (уступить место в общественном транспорте пожилому или женщине, здороваться с незнакомым человеком, вставать при взрослых, обращаться к старшим по имени отчеству и т.д.).

Основные моральные нормы сформировались много веков назад и хорошо известны: не лги, не кради, не причиняй другому зла, почитай старших, уважай труд, делай добро... Постепенно на основе этих и других норм сложились принципы морали.

Принципы морали — исходные положения, на основе которых строится вся мораль, всё моральное поведение человека.

Они формировались, изменялись и совершенствовались на протяжении всей истории человечества. Часть из них почти исчезла.

Пример:

принцип «око за око» давно не считается правильным, а в древности он был одним из главных. Кодекс древневавилонских законов царя Хаммурапи был построен именно на его основе.

Однако с течением веков все народы пришли к единому набору моральных принципов.

  • Гуманизм. Это отказ от насилия, человеколюбие, признание за человеком всех его естественных прав и свобод.

Пример:

основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Каждый имеет право на жизнь. Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. Всё это записано в нашей Конституции.

  • Моральная автономия личности. Это значит, что каждый сам выбирает, каким нравственным принципам следовать, и сам несёт за них ответственность.

Пример:

во время Великой Отечественной войны в Советском Союзе были люди, сотрудничавшие с фашистами, но абсолютное большинство не жалея сил и жизни трудилось и сражалось для Победы. Первых вспоминают с презрением, вторых — с благодарностью.

  • Патриотизм. Это любовь к Родине, готовность трудиться для её блага и защищать её, если потребуется.

Пример:

во время Великой Отечественной войны мальчишки приписывали себе годы, чтобы их взяли на фронт, потому что искренне хотели сражаться с фашистами.

  • Альтруизм. Это бескорыстие в помощи людям, сострадание и самоотречение, готовность пожертвовать чем-то ради других людей.

Пример:

самый яркий пример альтруизма — это наши родители. Они тяжело трудятся, чтобы обеспечить нас всем необходимым. Они не спят, когда мы болеем. Они страдают, когда нам плохо, и радуются, когда нам хорошо.

  • Толерантность. Это признание права каждого человека иметь собственные взгляды и убеждения, быть неповторимым, непохожим на других.

Пример:

великий русский писатель Лев Толстой обожал косить траву, ходил в лаптях, как простой крестьянин. Это не мешало ему писать гениальные произведения.

  • Принцип «золотой середины». Нужно избегать крайностей, во всём соблюдать меру.

Пример:

плохо, когда человек всегда спорит. Но плохо и когда человек всегда со всеми соглашается. Нужно уметь при необходимости отстаивать свою точку зрения, но и признавать свою неправоту.

  • Принцип наибольшего счастья. Это значит, что нужно вести себя так, чтобы как можно больше людей вокруг тебя были счастливы.

Пример:

актёр Константин Хабенский организовал благотворительный фонд помощи детям и молодым людям с онкологическими заболеваниями. Многие вылечились за счёт средств, собранных этим фондом.

Нормами морали называют определённые правила морального поведения. Благодаря существованию моральных норм в обществе устанавливаются допустимые границы возможного поведения.

Пример:

не лги, не обижай младших, уважительно относись к старшим и другим.





- А кто устанавливает нормы морали? (общество)

- А где записаны эти правила? (они неписанные)

- Мудрецы придумали правило, благодаря которому люди стараются поступать правильно (морально). Это правило называется «золотым правилом морали».

Кто из вас знаком с этим правилом?

Чтобы с ним познакомиться прочитайте  текст на учебника и выполните задание в парах.

Задание: Запишите, как звучит «золотое правило морали» в разных источниках.

  1. Древнеассирийское поучение (VII в. до н.э)

  2. Конфуций: Китайский философ Конфуций на вопрос ученика, можно ли всю жизнь руководствоваться одним словом, ответил: «Не делай другому того, чего не желаешь себе»

  3. Будда: Одно из изречений Будды гласит: «Как он поучает другого, так пусть поступает и сам» « ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО МОРАЛИ» Конфуций ( ок . 551г. до н.э- 479 г. до н.э)

  4. Ветхий Завет:

  5. Христос:

  6. Мухаммад: « ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО МОРАЛИ» В Сунне, мусульманском предании о жизни и деятельности пророка Мухаммада, сказано: «Чего в другом не любишь, того и сам не делай» 

Поступай по отношению  к другим так, как хочешь, чтобы они относились к тебе.

- Почему его называют золотым?

В древности существовало поверье, что на одном плече человека сидит ангел, а на другом – дьявол, и каждый нашептывает свое. Кого послушает человек, так себя и поведет.

Но у человека всегда есть выбор: он ведь может услышать, что шепчет ангел и послушаться его. Но для этого ему необходимо вырабатывать мнение поступать в соответствии с нормами морали, а это нелегко.

Категории морали:долг,честь,достоинство

Добру противостоит зло.

 Между этими категориями с самого основания мира идёт борьба. К сожалению, в этой борьбе подчас сильнее оказывается зло, потому, что оно активнее и меньше требует усилий. Зло всегда связано с жестокостью, насилием. Насилие в современном обществе, к сожалению, не редкость, но его можно и нужно избегать. Насилию всегда противостоит ненасилие. История знает немало людей, для которых принцип ненасилия становился нормой. Таким человеком являлся индийский общественный деятель Махатма Ганди. Отстаивая независимость своей страны, он оставался сторонником этого принципа. И благодаря его усилиям Индия в 1947 г. мирным путем получила независимость.
С ненасилием связано еще одно понятие – это милосердие. Как вы его понимаете?

Милосердие - сердечность, сострадание к нуждающимся.

Послушайте сообщение о Дарье Севастопольской и ответьте на вопрос – Можно ли назвать Дарья Севастопольскую милосердным человеком? Почему?

Сообщение уч-ся

Милосердие движет и людьми, которые занимаются благотворительностью.

Благотворительность – добровольная деятельность людей, которые оказывают бескорыстную и безвозмездную помощь нуждающимся.

Фонды помощи детям:«Подари жизнь», «Мир детям», «Детские сердца», «Созидание», «Волонтёры в помощь детям-сиротам» 

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ Фонд «Подари жизнь» создан 27 ноября 2006 года. Учредители фонда – Дина Корзун Цель : оказание социальной и психологической помощи детям больным раком, а также нахождению средств на их лечение и реабилитацию

Сообщение учащегося  о благотворительном фонде.

Значение морали в жизни общества.

Ребята, но если у нас есть законы, которые строго поддерживают порядок в стране и наказывают за несоблюдение правовых норм, то зачем нам нужна мораль? Может быть, мы сможем обойтись и без неё? (Ответы детей)

Мораль играет большую роль в жизни общества. Она воспитывает в человеке качества, которые помогают ему совершать хорошие поступки, а не плохие.

А теперь давайте с вами составим синквейн со словом «мораль».

Синквейн

Мораль
Регулирует, воспитывает
Чистая, справедливая, правдивая
Регулирует поведение человека в обществе
Добро

4. Домашнее задание

§ 18, термины

В.У. – Придумать макет медали «За милосердие»

Оценивание

5. Рефлексия

Учитель подводит итоги:

- Что  вы почувствовали на уроке?

- Задумывались ли вы о проблеме добра и зла раньше всерьёз?

- Полезен ли был урок?

- Надо ли говорить о добре и зле?

- Достаточно ли знать просто моральные нормы?

Просто знать недостаточно, самое главное – выполнять эти нормы, совершать добрые поступки. Проблема добра и зла – это вечная проблема, и, чтобы мир стал добрее, мы должны соблюдать моральные нормы.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!