Конспект урока по окружающему миру 2 класс на тему:
«Про воздух… и про воду».
Цель урока:
образовательная: познакомить учащихся с составом воздуха, познакомить со значением воды в жизни человека, расширять знания o формах существования воды в природе;
развивающая: развитие логического мышления, внимания, памяти, устной речи;
воспитательная: воспитание бережного отношения к окружающей среде, воспитание чувства товарищества, уважительного отношения к одноклассникам.
Задачи урока: познакомить учащихся с составом воздуха; познакомить со значением воды в жизни человека; развивать познавательную активность детей, наблюдательность, речь; умение сравнивать, рассуждать, анализировать, делать выводы.
Оборудование:
для учителя: учебникА. А. Плешаков, диаграмма «Состав воздуха»,
плакат «Движение воздуха», плакат «Какая бывает вода», плакат «Берегите воду».
для учащихся: учебникА. А. Плешаков, рабочая тетрадь.
Ход урока:
I. Организационный момент.
А теперь проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручки, книжка и тетрадка?
- Всё на месте (да). Молодцы.
II. Повторение пройденного материала.
- Что такое полезные ископаемые?
- Какие полезные ископаемые вы знаете?
- Какие из них являются горными породами, а какие - минералами?
III. Сообщение темы урока.
- Ребята, отгадайте загадки:
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый и все же
Без него мы жить не можем.
- Что это? (Воздух)
В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает,
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять.
- А это что? (Вода)
- Правильно, сегодня на уроке мы будем говорить про воздух и про воду.
IV. Работа по теме урока.
- Вся наша планета окутана воздухом. Обычно мы его не видим и не чувствуем. Как можно почувствовать воздух? (Если мы побежим, откроем окно или включим вентилятор, то почувствуем движение воздуха.)
- Ребята, а вы знаете, что всего 200 лет назад ученые установили состав воздуха – это смесь азота – 78 процентов, кислорода – 21 процент и углекислого газа – 1 процент.
- Какой из этих газов наиболее важен для человека? (Кислород)
- Мы дышим кислородом. Для нормальной жизнедеятельности человеку необходимо небольшое количество углекислого газа. Он необходим для процесса дыхания, кровообращения. Но если углекислого газа в воздухе больше допустимой нормы, это может навредить организму человека. Кислород мы получаем из воздуха, которым дышим. Выдыхаем мы углекислый газ. То же самое происходит у животных. Растения – наоборот. Они «вдыхают» углекислый газ, а «выдыхают» кислород. Таким образом, поддерживается постоянный состав воздуха. Но человек вмешивается в этот баланс и нарушает его своей деятельностью.
- Вспомните отчего загрязняется воздух?
- Рассмотрите рисунок на странице 39. попробуйте объяснить значение схемы, которую нарисовал Сережа.
- Чем заводы и фабрики вредят составу воздуха?
V. Практическая работа.
- Откройте тетради на странице 17 и сделайте задание 2.
Отметь красным карандашом то, что загрязняет воздух, а зеленым – то, что не загрязняет.
VI. Физкультминутка.
Хомка, Хомка – хомячок (ходьба на месте)
Полосатенький бочок (показываем полосочки на животике)
Хомка раненько встает (потягиваемся)
Щечки моет, носик трет (моем щечки, трем носик)
Подметает Хомка хатку (типа подметаем)
И выходит на зарядку (ходьба на месте)
Раз, два, три, четыре, пять (приседания)
Хомка хочет сильным стать.
VII. Работа по теме урока (продолжение)
- Мы знаем, что без еды человек может прожит несколько недель, без воды несколько дней. А если мы попробуем задержать воздух, то не сможем продержаться и нескольких минут!
- Воздух нужен людям, растениям и животным, чтобы дышать, а значит – жить. Ребята, а скажите, что еще необходимо для жизни? (Вода)
- Правильно, даже организм человека состоит на 80 процентов из воды.
- Вода – самое распространенное вещество на Земле. В чистом виде она не имеет ни запаха, ни вкуса, ни цвета. Водой заполнены океаны, моря и реки. Без неё невозможно существование всего живого.
- Давайте посмотрим, на формы существования воды в природе.
- Вода – вещество, которое может находится в трех состояниях. Можете ли вы назвать эти состояния? (В жидком, в твердом, в газообразном)
- Где мы видим воду в жидком состоянии? (В реках, озерах, морях, океанах)
- Что из себя представляет вода в твердом состоянии? (Лёд)
- Как мы можем получить лёд? (Заморозить воду)
- При нагревании воды она закипает и превращается в пар.
- Общие мировые запасы воды во всех трех состояниях огромны. Но 97% всей воды приходится на долю океанов.
VIII. Практическая работа.
- Откройте тетради на странице 18 и сделайте задание 2.
Если расположить кораблики правильно, получится очень важная фраза. Запиши её. Объясни эту фразу устно.
- Выполните задание 3.
Рассмотрите рисунки. Какую воду пить безопасно? (Отметь синим карандашом.) Какая вода может быть опасной для здоровья? (Отметь красным карандашом.)
- Откройте учебники на странице 43 и посмотрите на схему, которую нарисовал Сережа. Что он хотел показать своей схемой? Вспомните, отчего загрязняется вода?
- Вода используется человеком для питья и мытья, для орошения полей, садов. Много воды идёт в производство. Водяные богатства надо беречь и охранять.
IX. Итог урока.