СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по окружающему миру "Московское время"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока предназначен для педагогов, которые работают с четвероклассниками по УМК ПНШ

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру "Московское время"»

Конспект урока по окружающему миру

Тема урока: «Московское время»

Цель урока: Познакомить с часовыми поясами России, историей часов на протяжении жизни человечества.


Задачи:

Образовательные: познакомить с понятием «местное время», «Московское время», «часовой пояс», формировать представления обучающихся о часовых поясах.

Развивающие: развивать познавательный интерес к предмету «окружающий мир», способствовать развитию памяти, расширения кругозора, мышления, сформировать умение решать практические задачи по определению местного времени на основе знания московского времени;

Воспитательные: способствовать воспитанию интереса к истории возникновения часов, творческой активности на уроке.

Планируемые результаты:

 Предметные: учатся пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегуляции; развивают устную речь, логическое мышление; учатся высказывать свою точку зрения; учатся наблюдать, слушать, делать выводы, прогнозировать, высказывать свое мнение, вести диалог, осознавать свою учебную задачу; учатся наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; формировать собственную точку зрения, отстаивать её с помощью текста; осознанно выполнять заданные правила взаимодействия.


Регулятивные: осуществлять учебные действия в новом материале под руководством учителя, различать способ и результат действия; осуществлять контроль, сравнивая результаты с эталоном; корректировать действия по ходу его выполнения; осуществлять взаимоконтроль; принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять самоконтроль и контроль полученного материала.

Познавательные: выявлять существенную информацию из рассказа учителя; уметь фиксировать проблему; находить в тексте ответ на поставленный вопрос; выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками; строить сообщения в соответствии с учебной задачей; ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; формулировать собственное мнение и позицию;

Коммуникативные: осуществлять учебное сотрудничество с учителем и сверстниками на основе заданных правил взаимодействия; оформлять свои мысли в устной форме;

  Личностные:  формулировать познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; сформирован интерес к познанию окружающего мира, принятие ценности мира;



Организация класса

Сегодня нас ждет большая работа. Справиться с ней могут любознательные и трудолюбивые ребята.

На уроке понадобятся: внимательные глаза, чуткие уши, ловкие руки, сообразительные головы, а самое главное – хорошее настроение. Залог хорошего настроения это доброжелательная улыбка.

Актуализация опорных знаний

Отгадайте загадки:

Что летит быстрее мысли
И не имеет ни начала, ни конца?


Мы идём, идём, идём
День за днём, день за днём.
Мы идём уже лет двести,
Но всегда стоит на месте.


Столица нашей Родины?




Постановка учебной задачи


-Определите тему нашего урока, опираясь на отгадки. 

- Как вы думаете, какая цель нашего урока?

-Сегодня на уроке мы познакомимся с тем, что такое время, от куда оно взялось, как его можно измерять и с помощью чего, что значит Московское время и что такое часовые пояса.

-Как вы думаете, это урок изучения нового материала или урок закрепления?


Решение учебной задачи

-Что такое время?

- Время — это продолжительность какого-либо действия или существования чего-либо.

-С помощью чего мы можем измерить время?

-А всегда ли были часы и секундомеры в жизни людей?

-Как раньше люди узнавали время?

-А сейчас мы отправимся в путешествие в прошлое и познакомимся с тем, как самые древние люди измеряли время. Во время нашего путешествия вы работаете в парах: нужно составить ленту времени – историю измерения времени.

-Первые понятия для измерения времени (сутки, утро, день, полдень, вечер, ночь) древним людям подсказала регулярная смена времени года, смена дня и ночи, перемещение Солнца и Луны по небесному своду.

Древние люди наблюдали за природой, сутками, сменой дня и ночи

Длительный период люди подсчитывали количество истекших или предстоящих суток.

Приспособлениями для отсчета времени были ремешок с узелками и дощечка с зарубками. Ежесуточно делая зарубку, человек мог подсчитать количество прошедших дней; развязывая каждый день по узелку, можно было определить число оставшихся суток до какого-либо ожидаемого события.

-А как измеряется время?

-Какими были первые часы? (Солнечные часы, огненные часы, водяные часы, песочные часы)

Солнечные часы появились примерно 5,5 тысяч лет назад. Они состоят из указателя, отбрасывающего тень и играющего роль стрелки, а так же циферблата с нанесенными на него делениями, обозначающими часы суток. Перемещение стрелки-тени, отражающей суточное вращение Земли, позволяет определять время.

По таким часам можно было определить время с точностью до часа.

-А люди всегда могли пользоваться этими часами?

-Конечно, пользоваться такими часами можно было только в светлое время суток. Основным недостатком солнечных часов была абсолютная бесполезность в пасмурный день или в ночное время.

Попытки измерения ночного времени привели к созданию огненных часов.

Огненные часы измеряли время по количеству масла сгоревшего в лампе, или воска в свече. Распространенность огненных часов была столь велика, что единицей измерения времени стала свеча.

На вопрос: - «Который час?» следовал ответ: - «Две свечи»; что соответствовало примерно трем часам ночи, поскольку вся ночь делилась на три свечи. Такие часы были дешевы и удобны, но неточны. Именно в эти годы был впервые изобретен будильник. Естественно он был огненным.

-Как вы думаете, почему они показывали не точное время?

-Точность их показаний была низка из-за различной скорости выгорания масла и воска у разных ламп и свечей.

На смену солнечным и огненным часам 2500 лет назад пришли водяные часы. Они были более точны и совершенны. Эти часы надежно работали и днем и ночью. Устройство их было простым: сосуд с отверстием в днище и делением на стенках, по которым можно следить за падением уровня воды.

Сосуд изготавливался, как правило, из металла, глины или стекла, наполнялся водой, которая медленно, по капле, вытекала, понижая уровень воды, а деления на сосуде определяли который час.

Водяные часы быстро стали популярны. Их использовали как в домашнем быту, так и в войсках, правительственных учреждениях, школах. Они были на ипподромах, стадионах и судебных учреждениях.

Песочные часы

Работа песочных часов основана на пересыпании точно откалиброванного речного песка из одного сосуда в другой через узкое отверстие, в одну песчинку в одинаковые промежутки времени, принцип работы идентичен водяным часам, но из сосуда в сосуд бежит не вода, а песок.

Механические часы, по своему устройству напоминающие современные, появились в 14 веке.

Это были огромные тяжеловесные механизмы башенных часов.

Точность хода подобных часов со шпиндельным регулятором была низка, а суточная погрешность превышала 60 минут.

Семнадцатый век был веком стремительного развития часового искусства. Теперь в опять поработаете в парах: вам нужно составить дерево с корнем часы

(разные виды часов )

Работа по учебнику (с. 126 ) :

-Что означает значок?

- Ответьте на вопросы, предложенные авторами учебника.

- Прочитайте статью на с.126.

- В тетрадях закончите предложение: Местное время -…………………. . 

Почему местное время разных населённых пунктов России отличается друг от друга?

-Почему люди пришли к мнению, что нужно разделить Землю на часовые пояса?

-Как вы думаете, на сколько поясов они её разделили?

- Почему?

Работа карте часовых поясов земного шара: 

- Как увеличивается порядковый номер часового пояса?

-Найдите подтверждение в учебнике.

- Сравните поясное время в каждом часовом поясе?

- Сравните поясное время одного часового пояса с соседними часовыми поясами?

-Какой вывод можно сделать?

-В каждом часовом поясе поясное время одинаковое и отличается ровно на час от времени соседнего пояса.

- Сколько часовых поясов на территории нашей страны?)В тетрадях закончите предожение:

Территория России имеет протяженность примерно … часов.


Работа по учебнику (с. 127 )

-Почему все виды транспорта и средства связи в нашей стране работают по московскому времени ?

-Для чего это сделано?

Физминутка.


Составляют ленту времени в тетрадях

Первичное закрепление


Работа карте часовых поясов России

-Смотря на карту скажите, сколько часов в Кемерово, если в Москве 11.00. (15.00)

-Разница с Москвой сколько часов? (4 часа)

-В каком часовом поясе, в каком городе раньше всего начинается день?

-В каком городе быстрее всего наступит новый год?

-А какой город будет самым последним, где наступит новый год?

Работа по учебнику (с. 127, задания )


Работают по карте


Работают по заданиям учебника

Самостоятельная работа с самопроверкой


Тест «Россия на карте часовых поясов» (работа карте часовых поясов России)

1.На сколько часовых поясов разделена Россия?

А) 10 Б) 11 В) 14 Г) 36

2. Сколько раз на территории России можно встретить новый год?

А) 9 Б) 10 В) 11 Г) 12

3. В каком часовом поясе расположена Москва?

А) 1 Б) 2 В) 3 Г) 4

4. В каком часовом поясе расположен Кемерово?

А) 1 Б) 2 В) 3 Г) 4

5. В каком часовом поясе должен находиться населенный пункт России, если время этого населенного пункта отличается от московского на 5 часов?

А) 4 Б) 5 В) 6 Г) 7

6. Какой из перечисленных городов расположен в пятом часовом поясе?

А) Калининград Б) Омск В) Владивосток

Г) Анадырь

7. Какой из перечисленных городов расположен в седьмом часовом поясе и имеет 4 часа разницы с Москвой?

А) Брянск Б) Калининград В) Тура

Г) Биробиджан

8. В каком из перечисленных городов будет 13 часов, когда в Кемерове полдень?

А) Калининград Б) Санкт – Петербург

В) Новосибирск Г) Чита

Проверьте себя по образцу и оцените свою работу.


Рефлексия

- Закончите высказывание: 

Сегодня на уроке я научился (лась)…

- Урок заставил(ла) меня задуматься о …

- Для меня стало открытием, что…

Домашнее задание:

Творческое задание: Заочное путешествие по часовым поясам России.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!