СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по окружающему миру в 1-м классе на тему «Когда появилась одежда?»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Описание материала: конспект составлен в соответствии с ФГОС, будет полезен учителям начальной школы. Тип урока: ознакомление с новыми знаниями. Цели: Образовательные: познакомить с историей одежды, с разнообразием современной одежды, её назначением (деловая, спортивная, рабочая, домашняя). Развивающие: способствовать развитию речи, памяти, произвольного внимания, наглядно-образного мышления, умения рассуждать, делать выводы на основе рассуждений. Воспитывать внимательное отношение к своей одежде, культуру поведения при фронтальной работе, работе в парах. Формировать УУД:  - Личностные: развивать умение выказывать своё отношение, выражать свои эмоции, оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;

формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; способствовать к адекватной самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. - Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; оценивать правильность выполнения действий; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки; высказывать своё предположение. - Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; работать в команде. - Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру в 1-м классе на тему «Когда появилась одежда?»»

Конспект урока по окружающему миру в 1-м классе

на тему «Когда появилась одежда?»

Описание материала: конспект составлен в соответствии с ФГОС, будет полезен учителям начальной школы.
Тип урока: ознакомление с новыми знаниями.
Цели:
Образовательные: познакомить с историей одежды, с разнообразием современной одежды, её назначением (деловая, спортивная, рабочая, домашняя).
Развивающие: способствовать развитию речи, памяти, произвольного внимания, наглядно-образного мышления, умения рассуждать, делать выводы на основе рассуждений.
Воспитывать внимательное отношение к своей одежде, культуру поведения при фронтальной работе, работе в парах.
Формировать УУД: 
- Личностные: развивать умение выказывать своё отношение, выражать свои эмоции, оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;

формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; способствовать к адекватной самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
- Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; оценивать правильность выполнения действий; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки; высказывать своё предположение.
- Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; работать в команде.
- Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Планируемый результат:
Предметные: научатся прослеживать историю появления одежды и развития моды; подбирать подходящую для конкретного случая одежду.
Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; оценивать правильность выполнения действий; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение (регулятивные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной речи; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (коммуникативные УУД).
Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, презентацию, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (познавательные УУД).
Основные понятия: деловая, спортивная, рабочая, домашняя одежда; прядильный станок, ткацкий станок.
Межпредметные связи: окружающий мир.
Ресурсы: 
- основные: А.А.Плешаков Окружающий мир. Учебник для 1-го класса. Часть 2. Стр. 20 – 21,
- дополнительные:
- презентация «Когда появилась одежда?», презентация физминутки для глаз «Матрёшки»;

- аудиозапись «Детской музыки странствий и путешествий» Архипова, песенки старухи Шапокляк;

- карточки с изучаемыми вопросами;

- бумажные куклы для творческой работы;
- шаблоны современной одежды;
- лупы, кудель для практической работы;
- ткань в форме прямоугольника для исследовательской деятельности,
- костюмы разных эпох.
Организация пространства: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах.

Ход урока

1.Организационный момент

Звучит «Музыка странствий и путешествий» Архипова. Дети стоят у своих мест. Гости входят и рассаживаются по местам.

Под приглушённые звуки музыки учитель, психолог и дети здороваются друг с другом и с гостями.

Психолог.

- Ребята, прислушайтесь к музыке, прочувствуйте её (1мин).

- Вам нравится такая музыка? (Ответы детей).

- Слушая такую музыку, что хочется делать? (Ответы детей).

- Правильно. Вы смогли прочувствовать настрой этой музыки. Она зовёт нас куда-то, открывает новые дали. Хочется идти за ней. И это не случайно. Музыка зовёт нас в мир странствий, путешествий и приключений. Сегодня у нас необычный урок. А урок – путешествие. Путешествовать мы будем вот такими дружными группами, как сидим на самолёте (Дети по парам сидят за партами).

(Слышен гул самолёта. На электронной доске появляется самолёт).

Психолог.

- Внимание! Пристегните, пожалуйста, ремни безопасности. Взлетаем…

- Наш самолёт совершит полёт по маршруту Прошлое – Настоящее. Высота полёта 8000 метров. Скорость полёта 500 км в час. Время в пути 40 минут. Командир корабля – пилот высшей категории – Яворская Наталья Викторовна

Учитель.

и члены экипажа – психолог высшей категории – Букша Светлана Александровна, которая поможет нам настроиться на работу и работать вместе дружным коллективом, Муравьишка Вопросик и Мудрая Черепаха. В своё увлекательное мы приглашаем наших гостей.

Психолог.

Я рада приветствовать вас на борту нашего воздушного судна. Рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что урок принесёт нам всем радость общения друг с другом. Вы многое узнаете и многому научитесь. Пожелаем друг другу успехов в учении. Помогать нам в нашем увлекательном путешествии будут талисманы – они у нас на груди и девиз.

Мы умные, мы дружные

Мы - внимательные, мы - старательные

Мы в первом классе учимся

Всё у нас получится!

2.Актуализация знаний и умений.

Учитель.

- Ребята, на прошлом уроке мы путешествовали в страну динозавров!  Мы много узнали нового и интересного о жизни древних животных.

-Сегодня, мы с вами снова окажемся в прошлом! И оттуда будем двигаться в настоящее. Только разговор пойдет не о животных. А о чём, нам поможет узнать Муравей –Вопросик, который подготовил для вас загадки.

Я как зонт не промокаю,

От дождя вас защищаю,

И от ветра вас укрою,

Ну так, что же я такое? (Плащ)

Черна, а не земля,

Пушиста, а не снег,

Греет, а не печка. (Шуба)

Как только отправляются

Они зимой гулять,

Жильцы в дома вселяются,

И в каждых целых пять. (Перчатки).

- Назовите отгадки одним словом (Одежда). На доске табличка со словом ОДЕЖДА.

- Зачем нам одежда?

- Какая бывает одежда?

- Когда появилась одежда?

3. Работа над новым материалом. Сообщение темы урока.

Учитель.

- Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке? (Об одежде).

- Правильно. Тема нашего урока-путешествия «Когда появилась одежда».

Итак, начинаем рассказ об одежде

Заглянем мы в разные времена.

Расскажем о той, что нужна была прежде,

И как изменилась сегодня она.

Мальчик

Шкуры носили далёкие предки,

Недаром были они ловки и метки.

А каждый костюм добывался в бою

Предки ценили одежду свою.

  • Слайд 1: изображение первобытного человека.

Учитель.

– Одежда появилась давно. Человеку нужно было защитить тело от палящего солнца, ветра, дождя, снега. Потом одежда стала еще и украшением.

В шкуры животных люди стали одеваться много-много лет назад, когда на Земле наступило похолодание. Первобытные люди сначала просто связывали и обматывали звериные шкуры вокруг тела, позже научились их сшивать.

- Наше путешествие продолжается и мы оказываемся в Древней Греции.

  • Слайд 2: Древняя Греция.

 Выходит подготовленный ученик в древнегреческом костюме.

Греция, Рим. Одеяние строгое.
Звались одежды хитоном и тогою.
В тогах атласных те, кто богаче.
Рабы одевались, конечно, иначе.

Учитель

– Такую одежду носили в Древней Греции. Ее делали из большого прямоугольного куска ткани, который оборачивали вокруг тела, а на одном или двух плечах закрепляли брошью. У простых людей одежда была короткая, чтобы не мешала работать, а у богатых – длинная.

  • Слайд 3: Одежда людей средних веков.

Шло время и люди научились шить красивые одежды, шляпы, шарфы. Также люди научились делать ткани изо льна, хлопка, скручивать шерсть животных и делать из них шерстяные ткани.


4. Практическая работа в группах. Прядение.

Слайд 4: Прядение.

Психолог

Наше путешествие продолжается.

Сейчас, ребята, мы будем работать ручками и раскроем тайну, а какую, вы догадаетесь сами.

У меня в руках волокно-кудель. Перед вами корзинки с волокном. Возьмите кудель и скручивайте пальцами, а при этом  немножко растягивайте. Что получилось? Нить! Не очень ровная, правда, но настоящая шерстяная нить. Волоконца у шерсти  ворсистые, и, когда вы сжали их пальцами, да ещё и скрутили, они сцепились своими ворсинками.

А, знаете, чем вы занимались, скручивая короткие волоконца в длинную нить? Прядением! Наиболее примитивная и древняя форма прядения – это скручивание вытянутой пряди волокон прокатыванием её между ладонями или на колене.
Потом изобрели веретено, прялку (скручивали нить вращением колеса), а затем и прядильный станок. А сейчас нити прядут, то есть скручивают из  волокон, огромные прядильные машины. Не только шерстяные нити, но хлопчатобумажные льняные. (На электронной доске последовательно появляются картинки).

Тайна создания нити раскрыта. Всё из ручек положили, встали. После хорошей работы, нужно хорошо и дружно отдохнуть. Все на зимнюю прогулку.


5. Физминутка. Закличка. «Зимняя прогулка»

Психолог.

- Я буду говорить фразу, а вы повторять её так же, как сказала я. С той же интонацией, с той же громкостью, в том же ритме. А, если я буду что-то показывать, то вы будете повторять за мной и движения.

Раз, два, три, четыре, пять (загибаем по очереди пальцы на обеих руках)

Собираемся гулять (Ходьба на месте.) 

Завязали Катеньке (Имитируется завязывание шарфика)

Шарфик полосатенький.

Наденем на ножки

Валенки-сапожки (Имитируется надевание сапожек)

И пойдём скорей гулять, (ходьба на месте.) 

Прыгать, бегать и скакать. (Прыжки, лёгкий бег на месте). 
Ой, как нагулялись (Руки к щекам)

Домой засобирались.


6. Продолжение знакомства с новой темой.

Учитель

  • Слайд 5: Одежда красивых особ.

- Шло время… Люди научились делать ткани! Сколько на свете стало разных вещей из тканей! А сами ткани, какие разные: гладкие и  ворсистые, лёгкие и тяжёлые, тёплые и прохладные, плотные и редкие... Но раз их называют одним именем - ткани, значит, все они, даже самые непохожие с виду, всё-таки чем-то похожи, верно? Сейчас мы узнаем тайну  тканей!


7. Практическая работа. Работа с лупами. 

Учитель

Дети работают в группах.

-Возьмите образцы тканей, которые лежат у вас на партах. Рассмотрим их с помощью нашей помощницы лупы.

-Какой секрет у всех тканей? (все нити у тканей крепко держатся друг за друга)

- Что ещё заметили? Нити как будто переплетены.

-Кто же их переплел? (ответы учеников)

-Правильно специальный станок! А называется он ткацкий станок! (На доске появляется картинка ткацкого станка).

Раньше, тысячи лет назад, ткач протаскивал поперечную нить между продольными с помощью заостренной палки. Отсюда и само слово «ткач»: ведь он тыкал палкой с нитью то в одну сторону, то в другую. Уберем из слова «тыкать» букву «ы»… . И получится? (ткать)

Слайд 6: Тайна тканей.

Итак, тайна тканей открыта! Что нам помогло открыть тайну тканей?

- Правильно. Это дружная и внимательная работа.


  1. Физминутка для глаз «Матрёшки».

Психолог.

Наш самолёт садится на дозаправку в аэропорту «Матрёшки». Физминутка для глаз. Водим глазками за движущимися предметами.

- Внимание. Пристегнули ремни безопасности. Взлетаем.


  1. Работа с учебником

Учитель

Наше путешествие продолжается. Следующая остановка в учебнике на странице 20.

- Рассмотрите картинки. Перед вами одежда разных времён. Обратите внимание на костюм Муравья – Вопросика. Кого он вам напоминает в этом костюме? (Ответы детей).

  • Слайд 5: Рыцарь.

Учитель

- Чем одежда рыцарей отличалась от обычной одежды? (Ответы детей).

- Для чего была нужна такая одежда? (Ответы детей).

Вывод: люди создавали, украшали одежду. А ещё, придумывали одежду для защиты.

-И вот наш самолёт, вместе с муравьишкой и черепахой, переносит нас  в современность, в наше время.

- Всегда ли мы одеваемся с вами одинаково? (Ответы детей). Т.е. для каждого случая своя одежда. Давайте рассмотрим картинки на странице 21, сравним одежду людей.

Вывод: одежда бывает разная: деловая, спортивная, для дома и рабочая.

Слайды 6,7,8, 9, 10, 11.

- А теперь, давайте прочитаем вывод в учебнике.

- Закройте учебники.


  1. Фронтальная работа с применением мультимедийного приложения (задание №2).

Учитель

- Людей, каких профессий мы с вами встретили? Как назвать можно такую одежду. (Профессиональная). Как называется профессия человека, создающего новые модели одежды? (Дизайнер). Карточка на доске.

- Продолжаем путешествие - остановка игровая.

Звучит «Песенка Шапокляк. Входит старуха Шапокляк.

- Здравствуйте, друзья! Вы узнали меня? (Дети говорят, что узнали).

- Да, я известная модница и красавица. Ой, ребята, а почему вы такие нарядные. Я вижу много гостей. У вас праздник? Я тоже хочу участвовать в вашем празднике. Только я к нему не совсем готова.

Учитель

- Не расстраивайся, Шапокляк, как раз сейчас, мы собираемся с ребятами поиграть в «Юного дизайнера». Присоединяйся к нам, а ребята научат тебя правильно одеваться.


  1. Игра «Юный дизайнер».

Слайд 12: Современная одежда.

Учитель

Играть будем командами. Для каждой команды на столе приготовлены бумажные куклы и разные элементы одежды.

- Вам необходимо одеть куклу и в определённый стиль одежды.

Карточки со стилями одежды на доске.

Представитель каждой команды выходит с одетой куклой и помещает её под нужной таблицей. Шапокляк тоже выходит с одетой куклой.

Ну что, Шапокляк, понравилась тебе игра? Ты почаще к нам заходи, и мы научим тебя многим полезным вещам.

- Спасибо, ребята. А мне пора. До следующей встречи. (Шапокляк уходит).


  1. Итог урока. Рефлексия.

Учитель

- Наше путешествие подходит к концу. Мы совершаем посадку и подводим итог нашего путешествия.

- Что нового и интересного вы узнали об одежде? (Ответы детей).

- На сегодняшнем уроке мы много говорили об одежде, о её назначении.

И, я думаю, нам с вами необходимо запомнить ещё одно правило: как правильно относиться к одежде. (Ответы детей).

Вывод: одежда должна быть практичной, удобной, опрятной и аккуратной.

Психолог.

- Уважаемые пассажиры, наш самолёт совершил посадку в аэропорту Настоящее. Экипаж самолёта просит поделиться впечатлениями от полёта. На столе перед вами – солнышки. Кому понравилось наше путешествие, кто узнал много нового, интересного, поднимите солнышко. А нашим гостям мы вручаем талисманы нашего путешествия. (Дети вручают гостям календарики).

- Наш полёт окончен. Мы прощаемся с вами. Надеемся ещё раз увидеть вас на борту нашего воздушного судна. Всего доброго. Первыми покидают самолёт гости.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!