СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе по теме «Зона лесов. Смешанные леса»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока:

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Цели урока:

 - сформировать представления учащихся о лесной зоне,

  ознакомить с многообразием лесных растений и  животного мира в лесной зоне, показать взаимосвязь, которая складывается между обитателями зоны лесов,  роль леса в природе и жизни людей.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру в 4 классе по теме «Зона лесов. Смешанные леса»»

Урок по окружающему миру в 4 классе

по теме «Зона лесов. Смешанные леса.»

учителя МБОУ «Гимназия №2»

Огневой Ольги Викторовны


Тип урока:

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Цели урока:

- сформировать представления учащихся о лесной зоне,

ознакомить с многообразием лесных растений и животного мира в лесной зоне, показать взаимосвязь, которая складывается между обитателями зоны лесов, роль леса в природе и жизни людей.

Планируемые результаты (УУД):

Метапредметные:

Регулятивные УУД - умение планировать, контролировать, корректировать, оценивать свою деятельность, уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, сохранять цель и учебные задачи, уметь высказывать свое мнение на основе работы с материалом, формирование умения планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность, формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

Познавательные УУД - развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, анализа, синтеза и обобщения, ориентироваться в своей системе знаний, находить ответы на вопросы,  на основе опыта   и информации, полученную на уроке, умение работать с различными информационными источниками: учебником, энциклопедией, Интернетом, умение с помощью мультимедийной презентации и доклада провести опрос одноклассников, познакомить с географическим положением зоны лесов, климатическими условиями, растительным и животным миром и деятельностью человека.

Коммуникативные УУД - уметь оформлять свои мысли в устной речи, слушать и понимать речь других, формирование умения взаимодействовать в  паре, группе.

Личностные УУД - смыслообразование, самоопределение (сопричастность своей Родине), бережное отношение к природе, её богатствам. Развивать познавательный интерес учащихся, критическое мышление посредством чтения и письма, навыков самоконтроля; развивать умение анализировать, формулировать выводы, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости.


Оборудование: учебники, тетради, компьютер, интерактивная доска, презентация, аудиозапись с пением птиц, звуков леса, картинки с растениями и животными зоны смешанных лесов, карточки с таблицей самооценки, неполным текстом, загадками, шаблоны для экознаков, бабочки для рефлексии.



Ход урока

1. Орг.момент. Мотивация к учебной деятельности.

Снова пришел долгожданный миг –
Нам пора в дорогу,
Он зовет нас в загадочный мир,
Таинственный мир природы.


2. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

1. Фронтальная работа.

- Над каким разделом мы работаем? (Природные зоны России)

- С какими природными зонами уже познакомились? (показать на карте на экране)

- По какой природной зоне мы путешествовали на прошлом уроке?

(Зона лесов – тайга. В лесах тайги деревья только хвойные)

- Сегодня мы продолжим наше путешествие к югу по природным зонам нашей страны.

Но мы не можем отправиться, не проверив знания, которыми обогатились в предыдущих путешествиях – экспедициях.


Два ученика приготовили блиц-опрос в виде теста, проводят у экрана.


3. Формулирование темы урока, постановка целей.


- Продолжим путешествие по природным зонам России.

Закройте глаза, послушайте и угадайте, где мы с вами очутились? (Звуки леса)

- А теперь, послушайте внимательно стихотворение, в нём спрятаны тема и задачи нашего сегодняшнего путешествия. Подумайте, в какую природную зону отправится сегодня наша экспеди­ция?

Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чём шумишь листвою

Ночью темной, грозовою?

Что там шепчешь на заре,

Весь в росе как в серебре?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Все открой, не утаи:

Ты же видишь - мы свои!

(С. Погореловский)


 (В стихотворении говорится о лесе, значит, мы продолжаем путешествие по природной зоне лесов. Есть упоминание о листве, значит, будут встречаться не только хвойные деревья, но и лиственные. Есть вопросы: что за зверь, какая птица? – узнаем животных этой природной зоны)


- Что бы вам хотелось узнать про эту природную зону? Это и будут наши сегодняшние цели. Запомните их. В конце урока сделаем вывод – достигли мы их или нет. (Географическое положение зоны лесов, климат, растительный и животный мир, экологические проблемы.)

- А я хочу перед вами поставить проблемный вопрос, на который вы ответите в конце урока:

- Будет ли отличаться зона смешанных лесов от зоны ледяных пустынь, тундры и тайги? Если да, то почему?


4. Усвоение новых знаний через решение учебных задач.


Рассказ учителя (фото на слайде)


К югу на смену тайге приходит смешанный лес. Эта природная зона расположена в умеренном климатическом поясе, значит, ярко выражены все четыре времени года, холодная зима и тёплое лето. Растительный и животный мир лесов разнообразен.

В смешанном лесу значительно больше, чем в тайге, различных древесных пород, не только хвойных, но и лиственных. Здесь много кустарников и часто встречаются поляны. Животный мир в этих лесах также богаче и разнообразнее, чем в тайге.


Карта природных зон на экране, учитель показывает зону смешанных лесов.

С карты в тетрадях дети срисовывают границу природной зоны на свою контурную карту и раскрашивают ее светло-зелёным цветом.

Учитель на доску вешает тему – «Зона смешанных лесов»


- Вы готовы отправиться в путешествие по природной зоне смешанных лесов?

Выполняя задания, мы вместе будем создавать на доске наш уголок смешанного леса.

Успешность путешествия будем отображать в таблице-самооценке.


Раздел темы

«Зона смешанных лесов»

Самооценка

знаний

по разделу

Самооценка

знаний

по теме урока

Растения




Грибы



Животные



Экология



Работа с таблицей самооценки на протяжении всего урока













Задание №1.

Растения

Групповая работа с текстом на карточке и с учебником – в теме «Зона смешанных лесов» найти информацию о растениях (деревья, кустарники, травы) и дополнить описание растений на листочках в группах словами из текста.


- Как располагаются растения в зоне смешанных лесов? (ярусами)

Проверка восстановленного текста по фразе от группы.

Учитель прикрепляет картинки с изображением растений на доску (можно обратить внимание на лекарственные растения).

Оценить знание растений в таблице самооценки.


Задание №2.

- Что еще растёт в зоне смешанных лесов?

Грибы

На экране картинка с изображением гриба и название - соединить изображение и название. У детей в группах разделённый набор тех же грибов, что на экране (по 2 гр). Находят такой же гриб и прикрепляют к доске.

Обратить внимание, что среди грибов есть несъедобные (мухомор, бледная поганка).


Оценить знание грибов в таблице самооценки.

Физминутка

Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали. (ходьба на месте)

Вверх на солнце посмотрели, (поднять голову)

И их всех лучи согрели. (потянуться вверх)

Ветер тихо клён качает, (наклоны вправо-влево,

Вправо, влево наклоняет. руки на поясе)

Раз – наклон

И два – наклон, (наклоны вправо-влево с рукой)

Зашумел листвою клён. (руки вверх, вращение кистями)



Задание №3.

- В зоне смешанных лесов есть обитатели? (животные: звери, птицы, земноводные, пресмыкающиеся, насекомые; рыбы – водоёмы)


Животные

В группы раздаются загадки (в каждую группу по 3 загадки – зверь, птица, насекомое).

Нужно отгадать загадки в парах (в тройках), написать отгадки, поменяться для взаимопроверки в группах, загадать по очереди свои загадки другим группам и проверить выполнение друг друга.

Учитель прикрепляет картинку-отгадку на доску.

Оценить знание животных в таблице самооценки.



Задание №4.

- Арина, напомни нам ещё раз последнюю строчку стихотворения о лесе! (Ты же видишь – мы свои!) Как вы понимаете эти слова?


Экология

- Посмотрите, какой богатый природный мир в нашей стране! Как надо людям к нему относиться?

- Что такое экологические знаки? (запрещающие и указывающие)

Нарисовать в парах экологический знак, сформулировать правило и прикрепить к правой створке доски под заголовок «Береги природу!»

(пока дети рисуют, к доске прикрепить заголовок)

Звучит песня о лесе.


Вспомнить о растениях и животных, занесённых в Красную книгу Тверской области.


Оценить знание об экологии в таблице самооценки.


Контролирующее задание

Кроссворд для фронтального выполнения.


Учитель читает вопросы, дети отгадывают, на экране в кроссворде появляются слова и картинки. Ключевое слово – «молодцы!».

5. Итог урока

- Над какой темой работали?

- Какие цели были поставлены? (Узнать о географическом положении зоны смешанных лесов, климате, растительном и животном мире, экологических проблеммах.)

- Достигли поставленных целей?

- Проблемный вопрос: изменится ли растительный и животный мир, двигаясь по природным зонам к югу? Почему? (климат становится теплее)


- Оцените свои общие знания по теме урока (карта самооценки)


- Хоть тема и была новая, но вы успешно с ней справились и многое уже знали раньше, что вам помогло? (мы живём в этой природной зоне)


Оценки за активную работу на уроке (можно, чтобы дети сами выделили активно участвующих в уроке).


Домашнее задание

  1. Нанести на контурную карту зоны смешанных лесов животных.

2. Творческое задание по группам:

- придумать несколько загадок о растениях и животных зоны смешанных лесов,

- составить кроссворд по растениям и животным зоны смешанных лесов,

- «собрать» «Лесную аптечку» из нескольких лекарственных растений зоны смешанных лесов,

- приготовить одно сообщение о некоторых животных и растениях смешанных лесов из Красной книги.


На следующем уроке нужно представить свою групповую работу на оценку (можно с презентацией).


Рефлексия (звучит музыка)

Раскрасить бабочку, передав цветом свою работу на уроке, впечатление от урока.

Бабочек прикрепляют к доске.


Спасибо за урок!
















Приложение 1


Тест по теме «Тайга»

  1. Зона тайги расположена…

а) севернее тундры

б) южнее тундры


  1. В тайге…

а) ярко выражены все четыре времени года

б) короткая зима и длинное лето


  1. Почвы в тайге…

а) сильно увлажнены, бедны перегноем

б) богаты перегноем


  1. Растения тайги…

а) низкорослые с мелкими листьями

б) преобладают хвойные леса



  1. К растениям тайги относятся…

а) карликовая ива, ягель, морошка

б) сосна, папоротник, мох



  1. В тайге обитают…

а) бурые медведи, рыси, сойки

б) песцы, лемминги, полярные совы



  1. Укажи верную цепь питания для тайги…

а) растения – лемминг – волк

б) растения – заяц – лиса



Приложение 2


Лист самооценки по теме

«Зона смешанных лесов»

Раздел темы

«Зона смешанных лесов»

Самооценка

знаний

по разделу

Самооценка

знаний

по теме урока

Растения




Грибы



Животные



Экология













Приложение 3


Верхний древесный ярус занимают высокие _______________и ___________________, ниже растут _____________, ______________, ________________, ___________________, ______________, _________________. Ещё ниже – кустарниковый ярус: _______________________, ______________________, ____________________________, ___________________________. Под кустарниками прячутся _______________, _____________, ________________________.


(текст в учебнике на стр.26)



Приложение 4


Кто длиннее, чем чулок?
У кого ни рук, ни ног?
Кожа, словно чешуя.
По земле ползет ... (змея)

На вид, конечно, мелковаты,

Но всё, что можно, тащат в дом.

Неугомонные ребята —

Вся жизнь их связана с трудом. (муравьи)


Разноцветный лоскуток
Сел на маленький цветок,
Аромат его вдохнул
И, довольный, упорхнул. (бабочка)


Скачет зверушка,
Не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку
И комар, и мушка. (лягушка)


За деревьями, кустами

Промелькнуло будто пламя.

Промелькнуло, пробежало…

Нет ни дыма, ни пожара. (лиса)


Полежала между ёлками

Подушечка с иголками.

Тихонечко лежала,

Потом вдруг побежала. (ёж)


На овчарку он похож,
Что ни зуб - то острый нож,
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть. (волк)


Кто по ёлкам легко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы? (белка)


Приложение 5


Кроссворд на обобщение темы

«Зона смешанных лесов»



1.

М

Е

Д

В

Е

Д

Ь

2.

З

А

П

О

В

Е

Д

Н

И

К

3.

Л

И

П

А











С

О

Л

О

В

Е

Й

5.

Б

Л

Е

Д

Н

А

Я


П

О

Г

А

Н

К

А


6.

Я

Щ

Е

Р

И

Ц

А




Л

А

Н

Д

Ы

Ш


Вопросы:

  1. Кого называют хозяином леса?

  2. Особо охраняемая территория, где оберегают редкие растения и животные

  3. Из коры какого дерева плели лапти?

  4. Угадайте птицу по пению

  5. Самый ядовитый гриб наших лесов

  6. Маленькая, быстрая,

Юркая, извилистая

Меж камней бежит,

Хвостиком рулит.

  1. Цветёт он майскою порой,

Его найдёшь в тени лесной.




















Приложение 6



Групповое домашнее задание

по теме «Зона смешанных лесов»


Придумать загадки по теме

«Растительный и животный мир зоны смешанных лесов».



-------------------------------------------------------------------------------


Групповое домашнее задание

по теме «Зона смешанных лесов»


Составить кроссворд по теме

«Растительный и животный мир зоны смешанных лесов».



-------------------------------------------------------------------------------


Групповое домашнее задание

по теме «Зона смешанных лесов»


Приготовить групповое сообщение «Лесная аптечка»

о лекарственных растениях зоны смешанных лесов.



-------------------------------------------------------------------------------


Групповое домашнее задание

по теме «Зона смешанных лесов»


Приготовить групповое сообщение о животных и растениях

зоны смешанных лесов, занесённых в Красную книгу.



-------------------------------------------------------------------------------




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!