СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по предмету: «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Тема урока: «Береги землю родимую, как мать любимую».

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка по предмету: "Основы духовно-нравстенной культуры народов России". Тема урока: "Береги землю родимую, как мать любимую". Предназначена для 5 класса. Помогает расширит знания о былинах, о русских богатырях - защитниках Родины.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по предмету: «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Тема урока: «Береги землю родимую, как мать любимую».»












Конспект урока по предмету:


«Основы духовно-нравственной культуры народов России»



Тема урока: «Береги землю родимую, как мать любимую»










Разработчик:

Карамутдинова И.В.












Береги землю родимую, как мать любимую. Дата проведения: 6.10.2022 г.

Цель

Формировать понятие о бережном отношении к родной земле.


Тип и вид урока

Изучение и первичное закрепление новых знаний / урок-исследование.

Задачи

коррекционно-образовательные:

Формировать умения отвечать на вопросы, аргументировать свою точку зрения.

коррекционно-развивающие: 

развивать познавательный интерес, кругозор, интерес к чтению исторической литературы; развивать навыки контроля и самоконтроля, навыки практической работы в группах; развивать познавательную активность, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы, развивать умение давать характеристику герою, совершенствовать культуру речи, способствовать обогащению словарного запаса. 

коррекционно-воспитательные: 

содействовать формированию положительных личных качеств обучающихся, поддерживать потребности и мотивы узнавать «новое»; углубить раскрытие нравственных категорий: ответственность, служение, любовь к Отечеству; формировать эмоционально-положительное отношение к предмету, показывая его прямую связь с жизнью.

Планируемые
результаты
(предметные)

Расширить знания о былинах, русских богатырях – защитниках Родины. 

Личностные
результаты

формировать целостный социально-ориентированный  взгляда на мир в его органичном единстве; формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; работать в группе; вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов; быть толерантным к чужим и собственным ошибкам, другому мнению и проявлять готовность к их обсуждению. Осознавать свою принадлежность к российскому народу.

Регулятивные

обнаруживать и формулировать учебную проблему; после предварительного обсуждения самостоятельно формулировать тему урока и цель урока; прогнозировать предстоящую работу: определение цели учебной деятельности, выбор темы; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

учиться давать оценку результатов учебной деятельности; выполнять корректировку своей деятельности.

Познавательные: 

ориентироваться в своей системе знаний; извлекать и перерабатывать  информацию для открытия новых знаний; извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, аудиофайл, иллюстрация); обрабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы.

Коммуникативные: 

высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы; оформлять свои мысли в речевой форме и доносить свою позицию до других; учиться выслушивать другую точку зрения, быть готовым изменить свою; совместно договариваться о правилах общения и поведения в группе и следовать им; осознанно выбирать критерий качественной оценки работы группы. 

Основное содержание темы, понятия и термины

Древние предания, пословицы и поговорки разных народов России о защите Родины. Пример героизма, представленный в эпическом образе.

Образовательные ресурсы

Картина В.М. Васнецова «Богатыри» , составление интеллектуальной карты снаряжения для богатыря.















































Конспект урока

I. Организационный момент

Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок. Я приглашаю вас отправиться в увлекательное путешествие. Мы будем исследовать далекое и загадочное прошлое, отголоски которого тесно переплетаются с нашей современной жизнью. Вы уже знаете, что Родина хранит немало неизведанных страниц, и поэтому я предлагаю вам изучать их сквозь призму самых разных направлений.

II. Постановка учебной задачи

Учитель: Давайте вместе прочитаем стихотворение Михаила Матусовского «С чего начинается Родина». Артикуляционная гимнастика.

Михаил Матусовский «С чего начинается Родина?»

С чего начинается Родина?

С картинки в твоем букваре.

С хороших и верных товарищей,

Живущих в соседнем дворе.

 

А может, она начинается

С той песни, что пела нам мать,

С того, что в любых испытаниях

У нас никому не отнять.


 Но как вы понимаете его значение?

      • Ребята, а с чего начинается Родина для вас? (ответы детей)

      • О чём же сегодня на уроке мы будем с вами говорить?

      • Давайте сформулируем тему урока.

      • Давайте определим цель нашего урока.

Учитель: Константи́н Дми́триевич Уши́нский, педагог и писатель говорил:

«Наше Отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и все в ней для нас родное, а матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила языку, как мать, защищает и бережет нас. Одна у человека мать, одна у него и Родина».

III. Усвоение знаний и способов действий.

Учитель: Одно лишь слово «Родина» способно вызвать необычайный трепет в душе каждого из нас. Но, пожалуй, человек не сумел бы прочувствовать все глубинные чувства любви, гордости, уважения, если б не познал горечь потерь. На Земле уже не осталось ни одного государства, ни одного народа, которые не столкнулись бы со страшным словом «война». 

Работа с учебником Учебник на экране.

Ребята, на стр.19 вашего учебника вам предлагают обсудить вопрос, почему люди воюют?

Уже наши предки, жившие в эпоху постоянных войн с чужеземцами, выработали житейское представление о патриотизме, о тех качествах человека, благодаря которым формируется это высокое чувство. У всех народов есть множество пословиц и поговорок о любви к родине.


IV. Основная часть.


Учитель: Объясните всем, как вы понимаете смысл данных пословиц.

      • Человек без родины, что соловей без песни (русская пословица);

      • Жить - Родине служить (говорят на Кавказе);

      • Родная сторона – колыбель, чужая – дырявое корыто (башкирская пословица);

      • На родной стороне даже дым сладок (утверждает татарская пословица);

      • Родина – мать, умей за неё постоять (русская пословица).

Учитель: В малых фольклорных жанрах представлена позиция человека: каждый должен любить и защищать свою Родину так, как защищают самого близкого человека – мать. Предать Отчизну, не встать на её защиту считалось позорным.

В древних преданиях, священных книгах прославлялись подвиги воинов, защищавших родную землю. Образы былинных богатырей всегда были примером для народа.

Сценка башкирская легенда об Урал – батыре. Сейчас вам прочитаю легенду, слушаем внимательно. Ваша задача сыграть эту легенду.

      • Какова главная мысль легенды?

      • О каких нравственных качествах говорит герой?

      • Имеют ли значения слова, сказанные Урал-батыром, для современных людей?

Учитель: На уроках истории вы говорили о том, что Русь подвергалась частым нападениям. И во все времена находились герои, которые вставали на защиту родного края. Мы познакомимся с одними из первых защитников нашей Родины. Об их подвигах слагали легенды, ими восхищались, их могущество и силу отражали картины самых известных художников. Кто же это?

Обучающиеся: Богатыри.

Учитель: Конечно же, богатыри. А кого на Руси так называли?

Ответы обучающихся.

Работа со словарем.

Богатыри (от др.-тюрк. багатур — храбрый воин), герои русских былин, защитники русской земли, совершающие воинские подвиги, отличающиеся особой силой, удальством, умом, самообладанием.

Учитель: Из былин многие из вас знают, что богатыри любили родную землю, стояли на страже ее границ, в минуту опасности приходили на помощь своему народу, спасая его от порабощения и унижения. Их образы обросли легендами, но они всегда были примером для народа. А почему?

Ответы обучающихся.

Учитель: Да, читая об их подвигах, люди проникались уважением к ним, и им хотелось поступать так же, как нашим далеким предкам, творить добро и противостоять злу в лице захватчиков, защищать землю от врага. Нет такого врага, которого не смогли бы одолеть богатыри. Обычно богатырь в одиночку справляется с неприятелем. Так сказатели усиливали его личностные качества: смелость, отвагу, силу, бесстрашие. На примере богатырей воспитывались нравственные качества у народа. А как называются произведения, в которых воспевается сила и могущество богатырей?

Обучающиеся: Былины.

Учитель: что такое былины и когда они впервые возникли?

Ответы обучающихся.

Учитель: Были́на (стáрина) — древнерусская, позже русская народная эпическая песня о героических событиях или примечательных эпизодах национальной истории XI—XVI веков.

Учитель: А сегодня мы рассмотрим былины о самых известных русских богатырях. Их имена знакомы вам с раннего детства. Нет ни одного школьника, который бы не восхищался подвигами Алеши Поповича, Добрыни Никитича, Ильи Муромца. Мы знаем их как бесстрашных воинов. А что говорит о них наука История?

Учитель:  Образы богатырей запечатлены не только в произведениях литературы, но и в музыке, живописи и даже архитектуре. Давайте обратимся к одной из самых известных картин В.М. Васнецова «Богатыри».

Доподлинно известно, что Алеша Попович, Илья Муромец и Добрыня Никитич жили в разное время, но художник, объединив их на картине, показывает нам, что необъятная сила этих героев будет передана потомкам. Что придет время, когда и мы, подобно богатырям, будем стоять на страже покоя Родины. В центре на вороном коне сидит Илья Муромец. По правую руку от Ильи Муромца – Добрыня Никитич. Третий богатырь Алёша Попович.

Скажите, как художник изображает былинных богатырей? Как передает их настроение?

      • Что придаёт людям и предметам, изображённым на полотне, особую живопись и убедительность?

      • Назовите основные краски, которые художник использует в картине?

      • Что этими красками изобразил живописец на полотне?

      • Какое настроение оставляет вся картина? Почему вы так думаете?

Учитель: Как вы считаете, что объединяет Алешу Поповича, Илью Муромца и Добрыню Никитича?

Ответы обучающихся.

Учитель: Конечно же, это любовь к Родине, на которую способен только человек с большим сердцем. Поэтому на нашей интеллект – карте, внутри которого мы разместим богатыря, а в центр с левой стороны помещу огромное сердце.

(учитель совместно с детьми приступает к созданию интеллект - карты)

Ответы обучающихся.

Ответы обучающихся.

Физкультминутка «Богатыри» (музыка «Богатырская сила»).

Есть среди вас богатыри?

Вправо-влево посмотри

Мы сегодня вместе с вами

Будем все богатырями

Раз, два! Две ноги-

Надеваем сапоги.

Ходьба на месте.

Раз, два, три, четыре!

Раз, два, три, четыре!

Ноги выше! На живот

Нам кольчуга подойдет

Пять, шесть! Латы здесь

Семь, восемь! Шлемы носим

Девять, десять! Это меч-

Будем Родину беречь!


Учитель: Давайте на основе текстов былин, наших представлений о богатырях в картине В.М.Васнецова составим интеллект - карту о русских защитниках Родины.

(учитель напоминает классу правила создания интеллект-карт)

  • Располагать главную идею, предмет в центре листа.

  • Нужно приклеить 3 ключевых слова. 

  • Деталей на карте может быть бесконечное множество – столько, сколько нужно для полного понимания темы.

Учитель: А теперь давайте посмотрим, как снаряжался русский богатырь.

Основное вооружение богатыря – меч и щит. Вначале меч был рубящим и колющим оружием. Щит- это средство обороны. Щиты богатырей изготавливались из слоновой кости.

Ещё один предмет воинского вооружения – лук со стрелами.

Тело богатыря защищала кольчуга – рубашка, сплетённая из железных колец для предохранения тела от поражения металлическим оружием. Колец в кольчуге было очень много – 20 тысяч, поэтому стоила она очень дорого. Весила 12-16 кг. Её ещё называли панцирем. Голову богатыря защищал шлем. Непременные атрибуты богатырского снаряжения: копье, палица, булава. Копье - колющее металлическое оружие. Наконечник копья железный или булатный (стальной) 15-20 см длиной. Палица -деревянная дубина с утолщённым концом. Булава – усовершенствованная палица с металлической головкой в виде шара. Служила для поражения защищённой шлемом головы воина.

Учитель: Мы назвали самых известных русских богатырей. Давайте еще и назовем три главных качества, которыми они обладали (мудрость, смелость, верность Родине). А теперь перенесем их на нашу карту.

Объясним каждое понятие. Как вы понимаете, что такое мудрость. Что такое смелость? Как понимаете слово защищать Родину. Совместное заполнение с учителем интеллект-карты «Снаряжение богатырей».

Ответы обучающихся.

Игра «Найди лишний предмет»:

Учитель: Найди лишний предмет и объясни:

Учитель: Найди лишний предмет и объясни:



V. Закрепление знаний

Подведение итогов

Учитель: Как вы думаете, а что придавало смелости богатырям?

Ответы детей (умение найти выход из любой сложной ситуации, победить самого сильного врага, любовь к Родине).

Учитель: Как вы считаете, только ли в сражениях проявляются богатырские качества, каким надо быть и как надо себя вести, чтобы стать защитником Родины?

Ответы детей.

Учитель: Я соглашусь с вами, что человеку нельзя жить без Родины. Это чувство приходит к нам с колыбельными песнями, с запахом родных полей. И наша задача заботиться о ней, сохраняя природу, язык, исторические памятники. Думаю, что вы все согласитесь, что любовь к Родине проявляется не в громких словах, а в бережном отношении к тому, что нас окружает. А вокруг нас с детских лет природа родного края. Природа дала нам жизнь, и наша задача отплатить ей тем же, сохраняя леса, реки и поля в чистоте, приумножая ее богатства. Мы должны защитить ее от войн и несправедливости, потребительского отношения. «Береги землю любимую, как мать родимую». И вот мы опять вернулись к теме нашего урока.

Рефлексия.

Мне понравилось...

Я сегодня узнал...


VI. Информация о домашнем задании

-Ребята, я надеюсь, вы будете и дальше любить и беречь свою родину, гордиться ее красотой и славными подвигами ее героев.

Домашнее задание я предлагаю выполнить задание на листочках. Написать 5 пословиц о Родине.о

VII. Выставление оценок за урок

Следующее задание:

Лабиринт "Укажи путь богатырю".



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!