Тема урока: «Роль семьи в жизни человека».
Цель:
доведение до сознания детей, что семья – это самое дорогое, самое близкое, что есть у человека.
Задачи:
раскрыть понятие «семья»;
способствовать укреплению у детей чувства благодарности к родителям, бабушкам и дедушкам;
формирование у обучающихся уважительного восприятия своего дома, семьи;
выработать чувство ответственности за свою семью;
формировать желание жить в гармоничной, дружной семье.
Ход урока
Организационный момент.
-Здравствуйте, ребята. Все готовы к уроку? На экране сосуд, песок, горох и камни.
Ребята, сегодня мы продолжим изучение прошлой темы. На экране вы видите несколько предметов. Пока вам трудно ответить зачем они нам понадобятся. Но к концу нашего занятия мы поймем, что они означают.
Целеполагание.
- Ребята, я вам прочитаю легенду, а вы попробуете определить тему урока.
(Звучит музыка к песне " Маленький принц".)
Давным-давно, много веков тому назад, в ясную ночь можно было видеть только одну звездочку. Однажды Луна спросила у Звездочки: "Звездочка, почему твой свет то яркий, то тусклый и незаметный"?
Звездочка долго молчала, а потом, вздохнув, ответила: "Свет мой становится тусклым тогда, когда мне одиноко.
- "А в какие ночи твой свет становится ярким?" - спросила Луна.
- "Мой свет становится ярким тогда, когда я вижу спешащих странников. Мне всегда было интересно узнать, куда они так спешат"?
- "Ты узнала тайну странников"? - спросила Луна.
- "Да, - ответила Звездочка. - Однажды я задала этот вопрос страннику, который был долгое время в дороге. Он выглядел очень усталым от долгого пути, каждый шаг давался ему с большим трудом, но глаза..."
- "А какими были его глаза?" - недоуменно спросила Луна.
- "Они светились от счастья и радости" - ответила звездочка и продолжила.
- Чему ты радуешься, странник"?
И он ответил: "Замерзая в снегу, голодая без куска хлеба, я шагал вперед, преодолевая все преграды, потому что знал: дома меня ждет тепло и уют, забота и сердечность моей семьи.
Луна посмотрела на Звездочку и спросила: "Моя маленькая помощница! А ты хотела бы иметь свою семью?
- "А разве это возможно"? - с надеждой спросила Звездочка.
Луна, не говоря больше ни слова, махнула рукавом своего золотого одеяния, и в тот же миг на небе засияли тысячи новых звезд, которые мигали своим неповторимым светом маленькой звездочке, как будто говорили: "Мы рядом, мы здесь, дорогая, мы теперь - одна Семья"!
- Как вы считаете, какова тема урока?
- Тема классного часа – «Роль семьи в жизни человека».
- Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке? (о семье, о том, что такое семья, о том, что значит семья в жизни каждого человека и почему, семью нужно беречь).
- Ребята, почему звёздочка была такой грустной? Ответы детей.
- Откроем тетради, запишем сегодняшнее число и тему урока. А эпиграф к уроку звучит так: «Семья — это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро». Василий Александрович Сухомлинский.
- Ребята, объясните смысл высказывания В.А. Сухомлинского.
2. Работа по теме урока.
1.Игра «Устами младенца»
Определите понятия «Устами младенца»
- Это когда все вместе – мама, папа, бабушка, дедушка. (семья)
- Самый нежный, самый добрый, самый любимый человек для всех людей на Земле
(мама)
- Место, где все собираются вместе. (дом)
- Это такое маленькое, пищащее, доставляющее много хлопот, но его всё равно любят.
(ребенок)
- В семье это самое дорогое, ее берегут, передают из поколения в поколение.
(семейные традиции)
- Она вяжет всем носки и печет самые замечательные пирожки и булочки. (бабушка)
- Ребята, как вы понимаете, что такое семья? (дети дают свои варианты ответов).
- Посмотрите какое определение даётся в словаре.
Семья - это малая группа (объединение людей), основанная на браке или на кровном родстве, связанная общим бытом, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.
2. Работа с пословицами.
В народе всегда славилась дружная семья. Это отложилось в исторической памяти народа в виде пословиц и поговорок. Прочитайте пословицы. Как вы их понимаете?
"В гостях хорошо, а дома лучше". (В гостях хорошо, но дома спокойнее, всё своё)
"Дома и стены помогают". (Если у человека проблемы, их легче решитъ в своей семье, могут помочь друзья)
"Дружба да лад - в семье клад". (Хорошие отношения сохраняют здоровье, а здоровье не купишь ни за какие деньги, даже, если ты нашёл клад.).
3. Из кого состоит семья?
(На доске солнышко со словом «семья», по мере отгадывания загадок появляются лучики с членами семьи)
Давайте отгадаем загадки:
Кто милее всех на свете?
Кого любят очень дети?
На вопрос отвечу прямо:
— Всех милее наша... (мама)
Кто научит гвоздь забить,
Даст машину порулить
И подскажет, как быть смелым,
Сильным, ловким и умелым?
Все вы знаете, ребята, —
Это наш любимый... (папа)
Кто любить не устает,
Пироги для нас печет,
Вкусные оладушки?
Это наша... (бабушка)
Кто всю жизнь работал,
Окружал заботой
Внуков, бабушку, детей,
Уважал простых людей?
И ему уж много лет
Нестареющий наш... (дед)
Кто веселый карапузик —
Шустро ползает на пузе?
Удивительный мальчишка —
Это младший мой... (братишка)
Кто любит и меня, и братца,
Но больше любит наряжаться? —
Очень модная девчонка —
Моя старшая... (сестренка)
4. Деловая игра – работа в группах.
- Ребята, а что необходимо сделать, чтобы было как можно меньше тучек над вашей семьёй? Я предлагаю вам деловую игру в группах, и ответить на некоторые вопросы.
1 ГРУППА
Почему важно в семье любить друг друга?
Как выразить свою любовь к родителям?
2 ГРУППА
Как научиться не огорчать близких?
Как вести себя, когда провинился?
3 ГРУППА
Как научиться понимать настроение родителей?
Как повысить настроение папе, маме?
- Послушайте стихотворение. Я вам предлагаю заглянуть в гости в одну семью.
«Какой хороший вечер»
Какой хороший вечер!
Как хорошо быть вместе!
С газетой папа дремлет.
Готовит мама ужин.
Под крышкой пар в кастрюле
Насвистывает песню.
Глаза мои закрылись
Раскрыть бы их пошире.
Глядеть бы удивлённо.
Да открывать мне лень их.
Весь мир исчез.
Лишь мама
Посередине мира.
И я уже уснувший
У мамы на коленях.
- Хотелось ли вам жить в такой семье? Почему? (высказывания детей).
- Выберите слова, которые «живут» в такой семье?
(на слайде слова: уют, спокойствие, вражда, здоровье, болезнь, любовь, ненависть, чистота, добро, счастье, ссора, дружба, согласие, грубость).
5. Обязанности в семье.
- Как понимаете слово «обязанность»? (трудовое поручение).
- Вам предстоит распределить обязанности среди членов семьи и ознакомить нас.
Словосочетания (заранее заготовлены): мыть посуду, мыть полы, мыть обувь, вытирать пыль, стирать, готовить завтрак, готовить обед, готовить ужин, готовить в выходные дни, ухаживать за домашними животными, пылесосить в доме, поливать комнатные растения, заниматься с младшими детьми, выносить мусор, ходить в магазин, прибить что-нибудь, чинить одежду.
- У кого больше обязанностей? (у мамы).
- Что мы можем сделать для того, чтобы немного освободить от домашних хлопот маму? (высказывания детей).
6. Итог урока.
- Каких качеств надо придерживаться, чтобы семья была дружной, счастливой, на чём же должна строиться семья? (Понимание, Любовь, Уважение, Доверие, Доброта, Забота, Помощь, Дружба).
7. Домашняя работа. Написать 5 пословиц о семье.
Составление синквейна по теме урока.
- Ну а теперь настало время вернутся к нашей интриге.
Есть одна старая притча Однажды мудрец принес своим ученикам кувшин, песок, камни и горох. Ученики удивились и спросили, зачем учитель принес такие странные предметы. Мудрец ответил: «Я хотел, чтобы Вы осознали, что кувшин — это наша жизнь. Камни — самая главная составляющая жизни каждого: дети, семья, друзья, здоровье. Горох — это вещи, которые иметь приятно, но это не самое важное: дом, работа, машина, ценности и пр. Песок символизирует мелочи, которых полно в жизни любого человека.
Если сначала кувшин наполнить песком, не останется места для гороха и тем более камней. Так же и в жизни: если тратить время на пустяки, не останется времени на самое главное.
-Ребята, поэтому чтобы вы ни делали в своей жизни, вы должны быть уверены, что в основание вы положили самые большие камни.
-Ребята, а ваш класс можно назвать семьей?
(В какой-то степени можно. Мы должны друг к другу относиться, как в семье, заботливо, по-доброму и с пониманием.)
- Я надеюсь, что ваш класс станет дружной семьей и, как в хорошей семье, в нем будут царить уважение и взаимопонимание.