СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по предмету: "Основы духовно-нравственной культуры народов России". Тема урока: "Семейные ценности".

Категория: ОРК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Семья - это самое дорогое, самое близкое, что есть у человека. Семья - это малая группа (объединение людей), основанная на браке или кровном родстве, связанная общим бытом, взаимной помощью, моральной и правовой ответсвенностью.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по предмету: "Основы духовно-нравственной культуры народов России". Тема урока: "Семейные ценности".»



Тема урока: «Роль семьи в жизни человека».

 

Цель:

 доведение до сознания детей, что семья – это самое дорогое, самое близкое,  что  есть у человека.

 

Задачи:

 раскрыть понятие «семья»;

 способствовать укреплению у детей чувства благодарности к родителям, бабушкам и дедушкам;

 формирование у обучающихся уважительного восприятия своего дома, семьи;

 выработать чувство ответственности за свою семью;

 формировать желание жить в гармоничной, дружной  семье.

 

Ход урока 

  1. Организационный момент.

-Здравствуйте, ребята. Все готовы к уроку? На экране сосуд,  песок, горох и камни.

Ребята, сегодня мы продолжим изучение прошлой темы. На экране вы видите несколько предметов. Пока вам трудно ответить зачем они нам понадобятся. Но к концу нашего занятия мы поймем, что они означают.

  1. Целеполагание.

- Ребята, я вам прочитаю легенду, а вы попробуете определить тему урока.

(Звучит музыка к песне " Маленький принц".)

    Давным-давно, много веков тому назад, в ясную ночь можно было видеть только одну звездочку. Однажды Луна спросила у Звездочки: "Звездочка, почему твой свет то яркий, то тусклый и незаметный"?

    Звездочка долго молчала, а потом, вздохнув, ответила: "Свет мой становится тусклым тогда, когда мне одиноко.

- "А в какие ночи твой свет становится ярким?" - спросила Луна.

- "Мой свет становится ярким тогда, когда я вижу спешащих странников. Мне всегда было интересно узнать, куда они так спешат"?

- "Ты узнала тайну странников"? - спросила Луна.

- "Да, - ответила Звездочка. - Однажды я задала этот вопрос страннику, который был долгое время в дороге. Он выглядел очень усталым от долгого пути, каждый шаг давался ему с большим трудом, но глаза..."

- "А какими были его глаза?" - недоуменно спросила Луна.

- "Они светились от счастья и радости" - ответила звездочка и продолжила.

 - Чему ты радуешься, странник"?

     И он ответил: "Замерзая в снегу, голодая без куска хлеба,  я шагал вперед, преодолевая все преграды, потому что знал: дома меня ждет тепло и уют, забота и сердечность моей семьи.

   Луна посмотрела на Звездочку и спросила: "Моя маленькая помощница! А ты хотела бы иметь свою семью?

- "А разве это возможно"? - с надеждой спросила Звездочка.

    Луна, не говоря больше ни слова, махнула рукавом своего золотого одеяния, и в тот же миг на небе засияли тысячи новых звезд, которые мигали своим неповторимым  светом маленькой звездочке, как будто говорили: "Мы рядом, мы здесь, дорогая, мы теперь - одна Семья"!

 

- Как вы считаете, какова тема урока?

- Тема классного часа – «Роль семьи в жизни человека».

- Как вы думаете,  о чём мы будем говорить на уроке?  (о семье, о том, что такое семья, о том, что значит семья в жизни каждого человека и почему, семью нужно беречь).

- Ребята, почему звёздочка была такой грустной? Ответы детей.

- Откроем тетради, запишем сегодняшнее число и тему урока. А эпиграф к уроку звучит так: «Семья — это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро». Василий Александрович Сухомлинский.

- Ребята, объясните смысл высказывания В.А. Сухомлинского.


         2. Работа по теме урока.

1.Игра «Устами младенца»

Определите  понятия  «Устами младенца»

- Это когда все вместе – мама, папа, бабушка, дедушка. (семья)

- Самый нежный, самый добрый, самый любимый человек для всех людей на Земле 

   (мама)

- Место, где все собираются   вместе. (дом)

- Это такое маленькое, пищащее, доставляющее много хлопот, но его всё равно любят.

   (ребенок)

- В семье это самое дорогое, ее берегут, передают из поколения в поколение.

  (семейные традиции)

- Она вяжет всем носки и печет самые замечательные пирожки и булочки.  (бабушка)

- Ребята, как вы понимаете, что такое семья? (дети дают свои варианты ответов).

- Посмотрите какое определение даётся в словаре.

Семья - это малая группа (объединение людей), основанная на браке или на  кровном родстве, связанная общим бытом, взаимной помощью, моральной и  правовой ответственностью.

2. Работа с пословицами.

       В народе всегда славилась дружная семья. Это отложилось в исторической памяти народа в виде пословиц и поговорок. Прочитайте пословицы. Как вы их понимаете?

"В гостях хорошо, а дома лучше". (В гостях хорошо, но дома спокойнее, всё своё)

"Дома и стены помогают". (Если у человека проблемы, их легче решитъ в своей семье, могут помочь друзья)

"Дружба да лад - в семье клад". (Хорошие отношения сохраняют здоровье, а здоровье не купишь ни за какие деньги, даже, если ты нашёл клад.).

3.     Из кого состоит семья?

(На доске солнышко со словом «семья», по мере отгадывания загадок появляются лучики с членами семьи)

    Давайте отгадаем загадки:
Кто милее всех на свете?
Кого любят очень дети?
На вопрос отвечу прямо:
— Всех милее наша... (мама)
Кто научит гвоздь забить,
Даст машину порулить
И подскажет, как быть смелым,
Сильным, ловким и умелым?
Все вы знаете, ребята, —
Это наш любимый... (папа)

Кто любить не устает,
Пироги для нас печет,
Вкусные оладушки?
Это наша... (бабушка)

Кто всю жизнь работал,
Окружал заботой
Внуков, бабушку, детей,
Уважал простых людей?
И ему уж много лет
Нестареющий наш... (дед)
Кто веселый карапузик —
Шустро ползает на пузе?
Удивительный мальчишка —
Это младший мой... (братишка)
Кто любит и меня, и братца,
Но больше любит наряжаться? —
Очень модная девчонка —
Моя старшая... (сестренка)

4.     Деловая игра – работа в группах.

- Ребята, а что необходимо сделать, чтобы было как можно меньше тучек над вашей семьёй? Я предлагаю вам деловую игру в группах,  и ответить на некоторые вопросы.

1 ГРУППА

            Почему важно в семье любить друг друга?

            Как выразить свою любовь к родителям?

2 ГРУППА

            Как научиться не огорчать близких?

            Как вести себя, когда провинился?

3 ГРУППА

           Как научиться понимать настроение родителей?
           Как повысить настроение папе, маме?

- Послушайте стихотворение. Я вам предлагаю заглянуть в гости в одну семью.

«Какой хороший вечер»

Какой хороший вечер!

Как хорошо быть вместе!

С газетой папа дремлет.

Готовит мама ужин.

Под крышкой пар в кастрюле

Насвистывает песню.

Глаза мои закрылись

Раскрыть бы их пошире.

Глядеть бы удивлённо.

Да открывать мне лень их.

Весь мир исчез.

Лишь мама

Посередине мира.

И я уже уснувший

У мамы на коленях.

- Хотелось ли вам жить в такой семье?  Почему? (высказывания детей).

- Выберите слова, которые  «живут» в такой семье?  

(на слайде слова:  уютспокойствие, вражда, здоровье, болезнь, любовь, ненависть, чистота, добросчастье, ссора, дружбасогласие, грубость).

5.     Обязанности в семье.

- Как понимаете слово «обязанность»? (трудовое поручение).

 - Вам предстоит распределить обязанности среди членов семьи и ознакомить нас.

Словосочетания (заранее заготовлены): мыть посуду,  мыть полы,  мыть обувь,  вытирать пыль,  стирать, готовить завтрак, готовить обед, готовить ужин, готовить в выходные дни, ухаживать за домашними животными, пылесосить в доме, поливать комнатные растения, заниматься с младшими детьми, выносить мусор, ходить в магазин, прибить что-нибудь, чинить одежду.

- У кого больше обязанностей? (у мамы).

Что мы можем сделать для того, чтобы немного освободить от домашних хлопот маму? (высказывания детей).

 

   6. Итог урока.

-  Каких качеств надо придерживаться, чтобы семья была дружной, счастливой,  на чём же должна строиться семья?    (Понимание, Любовь, Уважение,  Доверие,  Доброта, Забота,  Помощь,  Дружба).

 

7. Домашняя работа. Написать 5 пословиц о семье.

Составление синквейна по теме урока.

- Ну а теперь настало время вернутся к нашей интриге.

Есть одна старая притча Однажды мудрец принес своим ученикам кувшин, песок, камни и горох. Ученики удивились и спросили, зачем учитель принес такие странные предметы. Мудрец ответил: «Я хотел, чтобы Вы осознали, что кувшин — это наша жизнь. Камни — самая главная составляющая жизни каждого: дети, семья, друзья, здоровье. Горох — это вещи, которые иметь приятно, но это не самое важное: дом, работа, машина, ценности и пр. Песок символизирует мелочи, которых полно в жизни любого человека.

Если сначала кувшин наполнить песком, не останется места для гороха и тем более камней. Так же и в жизни: если тратить время на пустяки, не останется времени на самое главное.

-Ребята, поэтому чтобы вы ни делали в своей жизни, вы должны быть уверены, что в основание вы положили самые большие камни.

-Ребята, а ваш класс можно назвать семьей?

(В какой-то степени можно. Мы должны друг к другу относиться, как в семье, заботливо, по-доброму и с пониманием.)

- Я надеюсь, что ваш класс станет дружной семьей и, как в хорошей семье, в нем будут царить уважение и взаимопонимание.


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!