СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по предмету основы православной культуры на тему: «Подвижники Смоленской земли».

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по предмету основы православной культуры на тему: «Подвижники Смоленской земли».»

Конспект урока по предмету основы православной культуры на тему: «Подвижники Смоленской земли».


Подвижник — это тот, кто двигается навстречу Богу.

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

1. Подвижники благочестия

Подвижниками называют людей, которые ради достижения высоких целей работают на износ, терпят любые лишения. В истории известны подвижники науки, подвижники просвещения и т. д. Для христианских подвижников такой целью является соответствие евангельскому идеалу.
Благочестие — это образ жизни подлинного христианина, выражаемый в любви к Богу и деятельном стремлении к Нему, соблюдении Его заповедей. Подвижниками благочестия именуются праведники, люди святой жизни, мученики и исповедники за Христа, ещё не прославленные Церковью в лике святых.

Со Смоленщиной связаны имена многих подвижников, таких, например, как митрополит Смоленский Сильвестр II (Черницкий) († 1706), митрополит Смоленский Сильвестр III (Крайский) († 1712), митрополит Смоленский Дорофей (Короткевич) († 1718), митрополит Смоленский Парфений († 1795); Иван Яковлевич Корейша, московский юродивый († 1861); Михаил Иванович Сущинский, смоленский юродивый († 1854); архиепископ Смоленский Тимофей († 1862); игумения Макария, настоятельница Смоленского Вознесенского монастыря († 1885); священник Антоний Эльснер († 1937).

В XX в. этот список продолжили: иеромонах Никодим (Новиков) († 1937), настоятель «подпольного монастыря» и тайной церкви под башней Веселуха; епископ Вяземский, викарий Смоленской епархии Павел (Троицкий) († 1937); протоиерей Иоанн Соколов; настоятель Петропавловской церкви († 1937); архимандрит Рафаил (Баутин) († 1947); блаженная Анастасия Вяземская († 27 мая 1959); игумен Никон (Воробьёв) († 1963); схимонахиня Макария Темкинская (ум.1993); блаженная Любушка (ум.1997).

Объясните сущность понятия «подвижник благочестия».

2. Священник Никифор (Мурзакевич)

Каждому смолянину, который интересуется историей своего города, известно имя Никифора Адриановича Мурзакевича — священнослужителя, автора «Истории губернского города Смоленска», первого печатного труда по истории Смоленской земли.

Портрет смоленского историка Н. А. Мурзакевича. Неизвестный художник. 1813 г.

Его подвижническая жизнь ярко описывается в биографическом очерке И. И. Орловского «Священник Никифор Адрианович Мурзакевич».

Н. А. Мурзакевич родился 2 июня 1769 г. в семье священника. В детстве он проявил неординарные способности к наукам, и уже в 10 лет был зачислен в Смоленскую духовную семинарию. После окончания трёх семинарских классов он был вынужден оставить семинарию, так как в 1783 г. неожиданно умер отец и семья осталась без средств к существованию. В 14 лет он начинает своё служение псаломщиком в Богородицкой церкви. В 1792 г. его посвящают сначала в иподиакона, а потом и в диакона кафедрального собора Смоленска.

Всё своё свободное время диакон посвящал самообразованию. Особенно его интересовала история родных мест. Он активно и самоотверженно занимался составлением истории Смоленска и к 1803 г. закончил её. Не всегда его занятия встречали поддержку у духовных властей. В своём дневнике Никифор записывает: «Много раз падал я со скамьи от изнеможения и частого кровотечения, но не падал духом».

16 апреля 1803 г. отец Никифор был рукоположён в священники Одигитриевской церкви.

Одигитриевская церковь. Фото начала ХХ в.

Одигитриевская церковь — Смоленский храм 1760-х гг., уничтоженный при советской власти. Она располагалась на пересечении Большой и Малой Одигитриевских улиц (ныне улица Докучаева и часть улицы Ленина).

Отечественная война 1812 г. проявила самые высокие качества отца Никифора. В занятом французами Смоленске отец Никифор оказался одним из немногих оставшихся священников. В этой ситуации он не только служил в Успенском кафедральном соборе, но и был хранителем этой русской святыни. В первый день французской оккупации Мурзакевич сумел добиться от французского командования постоянного воинского караула, который был поставлен у собора и спас от разорения соборную ризницу и имущество архиерейского дома. От разорения отцом Никифором были также спасены Троицкая и Одигитриевская церкви. В обстановке, когда грабежи и мародёрство достигли предела, священник проявлял завидное мужество и силу духа, у него получалось заступаться за жизнь и имущество граждан перед французскими властями.

Между тем личная история отца Никифора была далека от благополучия. Священник был неоднократно бит мародёрами, удар шпорой в бок давал потом о себе знать вплоть до самой смерти. Дом его был разорён, голод и болезни унесли жизни его матери, тётушки, двух дочерей и воспитанницы.

Но несчастья этим не ограничивались. 15 января 1813 г. отец Никифор был обвинён в измене и запрещён в священнослужении, что лишило его средств к существованию. Более того, его дом был определён для казённого постоя, а сам отец Никифор с семьёй ютился на чердаке. К счастью, дело было пересмотрено и справедливость восторжествовала. 24 марта 1814 г. отец Никифор был оправдан и вновь стал служить в Одигитриевской церкви.

Н. А. Мурзакевич умер 8 марта 1834 г. после краткой болезни в возрасте 64 лет. Его сын Н. Н. Мурзакевич в своей автобиографии отмечает:

«Одно обстоятельство меня поразило — это рассказ о том, как полгорода провожали покойного отца моего и как, по отшествии его в мир лучший, воздали должное его делам и характеру прямому».

Похоронен священник Никифор Мурзакевич в ограде Спасо-Окопной церкви. Могила его сохранилась до наших дней.
Неизвестный автор в 1840 г. написал стихотворение «На могиле Н. А. Мурзакевича»:

Бытописатель его славы,
Ты разделил с ним вражий плен
И не покинул в час кровавый
Его многострадальных стен!

В пылу огня, в разгаре битвы,
Где смерть воздвигнула свой трон,
К страдальцам ты принёс молитвы
И принял их последний стон.

Перед любимцем гордым рока
В убогом рубище своём
Предстал ты с ревностью пророка,
И пощадил он Божий дом.

Не сладость дружеских объятий
Тебе наградою была,
А клевета твоих собратий
И душ завистливых хула.

Но солнце правды победило,
И ложь рассыпалася в прах:
Нам дорога твоя могила,
Как память о минувших днях.

Могила Н. А. Мурзакевича на Окопном кладбище Смоленска

1. Подготовьте развёрнутый ответ по одному из пунктов плана «Жизнь и подвижническое служение Н.А. Мурзакевича»:

  1. Детские и юношеские годы.

  2. Работа над «Историей Смоленска».

  3. Жертвенное служение во время Отечественной войны 1812 г.

  4. Судебные процессы.

  5. Последние годы жизни.

2. Какие факты из жизни смоленского подвижника легли в основу стихотворения «На могиле Н. А. Мурзакевича»?

3. Игумен Никон (Воробьев)

Русская Православная Церковь богата людьми, которые оставляют яркий свет в её истории. Таким ярким «светочем» церкви был отец Никон (Николай Николаевич Воробьёв) — игумен, духовный писатель, православный философ.



Игумен Никон (Воробьёв)

Отец Никон родился в 1894 г. в селе Микшино Бежецкого уезда Тверской губернии в большой крестьянской семье. Он стал свидетелем всех трагических и великих событий XX века: революции, нескольких войн, репрессий, социальных потрясений и научных открытий.
Сын крестьянина, умный, талантливый, он выделялся среди шестерых братьев серьёзностью, особой честностью, кротостью и добрым, сердечным нравом. Ему всегда хотелось дойти до сути, узнать смысл жизни, он никогда не был поверхностным человеком, всегда искал глубину. Эти черты отец Никон сохранил на всю жизнь.

Николай получил предсказание о монашестве ещё в детстве и, став монахом в годы закрытия монастырей и разрушения храмов, он до конца своих дней подвизался в миру, на приходе. Пережил арест, заключение, ссылку в сибирских лагерях. Жил как аскет, относясь к себе со всей строгостью, а к окружающим с любовью.

Со Смоленщиной связаны последние годы жизни игумена Никона (Воробьёва) (1948–1963).

В 1948 г. его направили в Смоленск, но вскоре перевели в Гжатск (ныне Гагарин). Здесь батюшка служил в Вознесенской церкви, построенной ещё в конце XVIII в. При храме было кладбище. В народе церковь и кладбище называли Тарантаевскими. Перед Великой Отечественной войной храм был закрыт, но в годы войны было решено возобновить в нём богослужения.

Церковь Вознесения Господня города Гжатска. Фото 1941 г.

Приход Вознесенского храма был очень бедным. Основная масса горожан была настроена против Церкви. Священника многие воспринимали в штыки, как «классово чуждый элемент». Отец Никон столкнулся и с проблемой материального содержания как прихода, так и себя. У самого батюшки почти не было вещей: только простая и ветхая одежда, несколько алюминиевых столовых приборов и книги. Но несмотря ни на что игумен Никон воспринимал свою Гжатскую ссылку со смирением и благодарностью. Его терпение, внимательность и человеколюбие, высокая духовная жизнь привлекали людей к нему. К батюшке приезжали за советом даже из других городов. Так захудалый приход благодаря подвижнику стал духовным центром возрождения православной культуры.

Мирная кончина игумена Никона наступила 7 сентября 1963 г. Похоронен он в Гжатске за алтарём Вознесенского кладбищенского храма, в котором прослужил 15 лет.

На могиле отца Никона стоит большой беломраморный крест с мозаичным образом Спасителя и лампадкой под ним. На надгробной плите слова из его духовного завещания: «Прошу жалеть и любить друг друга». Такова самая краткая биография великого подвижника XX столетия.

Могила игумена Никона (Воробьёва)

После кончины игумена Никона стараниями его духовного ученика А. И. Осипова — профессора Московской духовной академии, известного русского богослова, педагога, публициста — были опубликованы письма отца Никона о духовной жизни, основанные на личном опыте. Прочитайте фрагменты этих писем и ответьте на вопросы.

«Сохраняй мир внутри себя, а потом и с ближними».

«Лучше испортить дело, но сохранить мир с ближним, не забывай этого».

«Старайся жить со всеми так, чтобы от тебя люди уходили утешенные и за тебя благодарили Господа».

«Люди по существу, в глубине все лучше, чем в своём проявлении в жизни».

«Никакая правда земная не может оправдать вражду. Говорю „земная“, потому что небесная правда даёт мир и внутренний, и внешний.
Если вы умрёте во вражде (да не будет этого), то знайте, что все ваши добрые дела и вся надежда на спасение погибнут. Вы пойдёте в руки сеющих вражду. Царствие Божие есть царство любви и мира. Не может в него войти вражда».

«Никогда не говорите плохого или иронически ни о ком… Ваши слова могут быть переданы даже не по злобе или неприязни, а просто по невниманию или в виде шутки — и вот, вы приобрели врага себе».

«Путь ко спасению — через покаяние в своих грехах, а не в осуждении ближних. Если же человек осуждает ближних, то, значит, он не чувствует своих грехов и нет у него покаяния».

«Закрой глаза на чужие грехи, а если нельзя не видеть, то молись о грешащих, как о себе, чтобы Господь простил им, тогда получишь милость от Господа».

«Не бойся ничего. Внедряй в себя мысль, что во всём мире не происходит ни малейшего движения без ведома и соизволения Божия».

«Не требуйте от себя больше, чем можете. Надейтесь на милосердие Божие, а не на свои добродетели».

«Ещё раз советую: больше читай хороших книг. Мало есть людей, от которых можно что получить, да и заняты часто или больны, а книгу всегда можно читать».

  1. О каких духовно-нравственных человеческих качествах размышляет отец Никон в приведённых фрагментах из его духовных писем?

  2. Какие духовные советы отца Никона являются полезными для вас?

Какие факты из жизни игумена Никона (Воробьёва) вам показались наиболее интересными?

  1. Напишите сочинение о Н. А. Мурзакевиче.

  2. Подготовьте сообщение на тему «Основные этапы жизненного пути игумена Никона (Воробьёва)».

  3. Каковы общие черты жизненного подвига Н. А. Мурзакевича и игумена Никона (Воробьёва)?

  4. Подготовьте презентацию об одном из перечисленных в параграфе смоленских подвижников (подвижниц).

  5. Кто из святых и подвижников Смоленской земли, с духовным подвигом которых вы познакомились, произвел на вас наибольшее впечатление? Почему?

  6. Найдите на карте Смоленской области места, связанные с жизнью и духовным подвигом святых и подвижников Смоленской земли.

  7. Пользуясь материалами 2—3 глав пособия и дополнительными источниками, внесите в таблицу имена смоленских святых и подвижников.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!