- знать грамматические формы неизменяемых имён существительных.
- ориентироваться в развороте учебника.
- контролировать и оценивать себя, корректировать допущенные ошибки.
- оформлять свои мысли в устной и письменной речи.
- развивать способность к самооценке, умение анализировать свои действия.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Организационный момент | Доброжелательный настрой на предстоящую деятельность. Проверка готовности обучающихся. | Проверяют свою готовность перед началом урока. |
Актуализация знаний | - Ребята, в начале урока я предлагают вам поработать в парах и вспомнить части речи, с которыми мы знакомились ранее на уроках русского языка. - Перед вами лежат карточки, на которых записаны слова разных частей речи. Распределите данные слова по разным столбикам (имена существительные, имена прилагательные, глаголы). - Предлагаю совместно проверить ваши результаты. - Можем ли мы сказать, что имена существительные, которые вы разместили в первый столбик, отличаются друг от друга по каким-то признакам? Что это за признаки? - Какие грамматические признаки есть у имени существительного? - Определим грамматические признаки у каждого из этих имён существительных | Слушают объяснения учителя. Работа в парах. Распределяют слова по столбикам. 1. Акула, карандашом, лепестки. 2. Красивый, жёлтая, синими. 3. Бегали, играл, танцевать - Да, они отличаются грамматическими признаками. - Род, число, падеж. Фронтальная работа. |
Постановка проблемы. Определение темы урока | Чтобы записать следующее существительное, отгадайте загадку: Многолюден, шумен, молод, Под землёй грохочет город. А дома с народом тут Вдоль по улице бегут. (Метро) - Запишите в свои тетради отгадку. Определите, к какой части речи относится данное слово. - А теперь изменим грамматические признаки данного слова. - Измените по числам слово метро. - Измените по падежам. - Как можно назвать существительное, которое не склоняется? - Сформулируйте тему урока. Какая учебная цель? | Отгадывают загадку Записывают слово «метро». Определяют часть речи (имя существительное). Фронтальная работа. - Не изменяется. - Не изменяется. Высказывают предположения. Формулируют тему, цель урока. |
Уточнение грамматической модели существительных | - Если слово не изменяется, может быть у него совсем нет значений числа и рода? - Как это проверить? - Прочитаем предложения, в которых встретилось данное слово: Первое метро появилось в Лондоне, столице Англии, более ста лет назад. 15 мая 1935 года поезда светлого и просторного метро пошли в Москве. - Сможете ли вы определить значения числа, падежа и рода? Какие слова помогли? - Есть грамматические значения у неизменяемых существительных? - С помощью чего они выражаются? - Надо изменять грамматическую модель для всех существительных? - Откройте в своих тетрадях грамматическую модель, которую мы строили для имён существительных на прошлом уроке. -Что нам нужно в ней дополнить? | Высказывают предположения. - Надо слово включить в высказывания и посмотреть с помощью чего оно связывается с другими словами. Один ученик читает, а остальные слушают. - С помощь форм зависимых слов. - Нет. Надо её уточнить. - Добавить графу «неизменяемые имена существительные». |
Исследование форм рода неизменяемых существительных | - Как вы думаете, какое грамматическое значение наиболее трудно определить у несклоняемых существительных? - В грамматике современного русского языка несклоняемые существительные, которые отвечают на вопрос «что?», формально относятся к форме среднего рода. Но в художественной литературе их можно встретить то в одном, то в другом грамматическом роде. - С какими существительными ассоциируется такси в речи? Анализ и запись высказываний. Такси остановился. Моя такси. Такси остановилось. Такси остановились. Анализ и запись цитат. Авеню Тереза широкое и прямое. Пятая авеню упирается в арку Вашингтона. | - Значение рода. (машина - ж. р., автомобиль - м. р.) Это улица, аллея. Это напиток. Устная работа в парах. Чтение цитат. Выделение словоформ зависящих слов. Составление высказываний. |
Выполнение упражнений на закрепление изученного | Чтение правила в учебнике на с. 85. Выполнение упражнения № 68. Самостоятельная работа. - А теперь предлагаю вам поработать в небольших подгруппах. Для этого вам нужно объединиться по 2 парты. - Напомните правила работы в подгруппах. -Прочитайте текст. Запишите предложения в том порядке, в котором будут появляться слайды с изображением предметов, обозначающих слова из теста. Укажите грамматические формы неизменяемых существительных. Демонстрация слайдов: Цунами. Колибри. Кенгуру. Джунгли. Совместная проверка групповой работы | Читают правило Выполнение упр. 68 - Договариваться, не спорить, все участвуют в обсуждении. |
Подведение итогов урока | - Над какой темой работали? - Почему в русском языке встретились неизменяемые существительные? - Зачем нужны в речи? Что могут называть? - Назовите вам известные неизменяемые существительные. | - Несклоняемые существительные. - Пришли из иностранных языков, трудны в изучении, не знаем правил грамматики иностранных языков. Явления природы, животных, птиц, новые предметы, процессы, которые появляются в жизни. Жабо, фиаско, партмоне, баккара, пенальти, кольраби, липси, солями, кашпо, кашне, бигуди, мулине, авеню, другие. |
Рефлексия | В чём ваш успех сегодня на уроке? Какие новые знания получили? - Для меня успех в том, что вы стали чуть образованней, что я учусь вместе с вами, повышаю свой уровень в изучении родного языка, совершенствую навык владения ИКТ. - Успех школьника оценивается на уроке в баллах. Выставление отметок. Арттерапия. - Символом успеха у людей считается парусник. Поднимите парусник того цвета, который выражает ваш эмоциональный успех от урока. (У каждого 7 парусников разных цветов). - Если желаете, объясните свой выбор. | Высказывают личное мнение. Рефлексируют собственное эмоциональное состояние. Высказывают личное мнение. |
Домашнее задание | Найти и записать (10-15 слов) неизменяемые существительные. Составить и записать с ними высказывания. - Обращайтесь к справочникам и словарям, которые помогут определить значение рода. | Фиксируют домашнее задание. |