СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку "Однородные члены предложеня"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:

Образовательные:

  1. познакомить с понятием «однородные члены предложения»;
  2. научить находить в предложениях однородные члены предложения; учить читать предложения с интонацией перечисления, ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами предложения;
  3. научить чертить схемы предложения с однородными членами;

Формировать УУД:

Познавательные УУД:

  1. Понимать, что такое однородные подлежащие, однородные сказуемые, однородные второстепенные члены предложения.
  2. Уметь находить их в предложении и обозначать их на схемах: находить смысловые отрезки - однородные члены по их опознавательным признакам, составлять и читать схемы предложений с однородными членами, устно и графически объяснять постановку знаков препинания между однородными членами. Уметь отличать предложения с однородными членами от других предложений; учиться ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами; уметь проверять правильность написания слов и предложений, воспитывать потребность составлять алгоритм, как условие решения любой проблемы, возникающей в практической жизни ребенка.

Личностные УУД:

1) Уметь проводить самооценку успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД:

1) Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать алгоритм действий на уроке; работать по коллективно составленному плану в парах и группах; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД:

1) Учиться формулировать связный ответ на поставленный вопрос;

2) Учиться умению совместно договариваться о правилах поведения и общения в группе и следовать им.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку "Однородные члены предложеня"»

Цели:

Образовательные:

  1. познакомить с понятием «однородные члены предложения»;

  2. научить находить в предложениях однородные члены предложения; учить читать предложения с интонацией перечисления, ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами предложения;

  3. научить чертить схемы предложения с однородными членами;

Формировать УУД:

Познавательные УУД:

  1. Понимать, что такое однородные подлежащие, однородные сказуемые, однородные второстепенные члены предложения.

  2. Уметь находить их в предложении и обозначать их на схемах: находить смысловые отрезки - однородные члены по их опознавательным признакам, составлять и читать схемы предложений с однородными членами, устно и графически объяснять постановку знаков препинания между однородными членами. Уметь отличать предложения с однородными членами от других предложений; учиться ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами; уметь проверять правильность написания слов и предложений, воспитывать потребность составлять алгоритм, как условие решения любой проблемы, возникающей в практической жизни ребенка.

Личностные УУД:

1) Уметь проводить самооценку успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД:

1) Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать алгоритм действий на уроке; работать по коллективно составленному плану в парах и группах; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД:

1) Учиться формулировать связный ответ на поставленный вопрос;

2) Учиться умению совместно договариваться о правилах поведения и общения в группе и следовать им.

Предметные:

  • устанавливать при помощи смысловых (синтаксических) вопросов связь между словами в предложении;

  • использовать разные способы решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове;

Личностные:

  • уметь проводить самооценку успешности учебной деятельности;

  • осознавать роль языка и речи в жизни людей;

Метапредметные:

  • определять и формулировать цель деятельности на уроке;

Регулятивные УУД:

  • учиться планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

  • проговаривать последовательность действий на уроке;

  • учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

  • учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты;

  • использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов;

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

  • учиться слушать и понимать речь других; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

  • готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества


Ход урока

Добрый день!

Ну, а что это значит?

Значит, день был по - доброму начат,

Значит, день принесет и удачу,

И здоровье, и радость нам всем.

- Словами «добрый день» мы друг другу желаем только хорошее. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и мысленно пожелайте друг другу всего хорошего.

-Ия хочу всем вам пожелать, чтобы не только этот день, но и все дни в вашей жизни были добрыми. Сегодня на уроке вас ждет большая и интересная работа, желаю вам всем успеха. Начинаем наш урок.

Девиз урока: (на доске на плакате)

А подлежащие или сказуемые могут быть однородными членами предложения

Давайте проведём исследование.

Упр. 537 вместе найдём однородные всё объясняют дети Правило стр. 156

Физминутка

Составляем памятку про однородные члены предложения (в группах)

Упр. 545

Осторожно ветер

Из калитки вышел,
Постучал в окошко,
Пробежал по крыше,

Поиграл немного

Ветками черёмух,
Пожурил за что-то
Воробьёв знакомых.

И расправив бодро

Молодые крылья,

Полетел куда-то

Вперегонку с пылью. (М.Исаковский)


- Какое слово вам показалось незнакомым? (пожурить) разг. поругать; высказать кому- либо недовольство за что-либо


Поиск решения. Организация наблюдения над текстом ( 5 мин).

- Понравилось ли вам это стихотворение замечательного русского поэта
Михаила Исаковского? Кто главный герой стихотворения? Каким вы представили себе образ ветра? (Ветер, обычный ветер одушевлён. Он похож на юношу, которому не сидится дома в тепле и покое, ему нужно двигаться, играть молодыми силами, лететь на молодых крыльях...)

«Работать будем дружно,
Потому что
Всем нам это нужно

Отвечаем чётко, внятно, чтобы было всем понятно.»

Поставьте себе оценку, которую хотите получить сегодня за урок
(Приложение)


Актуализация знаний учащихся

Слайд 2

Совет: Внимательно слушайте - и всё услышите!
Внимательно смотрите - и всё увидите!
Думайте - и всё обязательно поймёте!

Запись числа и классной работы

Чистописание прописываем ту букву которая у вас на полях, соблюдая правильность написание этой с буквы и слова и слоги.

-Тема урока - ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (читаем хором)

-Сейчас нам не совсем понятно это определение, эти слова. Но как вы думаете чему мы должны будем научиться к концу урока? Что должны знать, уметь? (ответы детей: знать, что такое ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ, как их найти, как они подчёркиваются, на какие вопросы отвечают и.т.д.)

-В конце урока мы снова вернёмся к теме и посмотрим достигли ли мы своих целей, решили ли поставленные задачи


Повторение

- Так как мы сегодня будем говорить о предложении, о членах предложения, давайте вспомним, что мы знаем.

Работа в парах

Игра « Лови ошибку». Если я говорю правильно, значит вы соглашаетесь молча, если услышали ошибку, поймайте хлопок:

-Предложение это слово или несколько слов связанных между собой по смыслу и выражающий законченную мысль

- Подлежащее -это главный член предложения

-Сказуемое- это второстепенный член предложения (хлопок)

-Подлежащее и сказуемое образуют грамматическую основу предложения

-Определение, дополнение -это второстепенные члены предложения

-Определение - подчёркивается двумя чертами (хлопок)

-Предложение :зима пришла является распространённым (хлопок)

-Если в предложении есть хотя бы один второстепенный член предложения, оно является распространённым

Разберём предложение Пришла холодная зима (самостоятельно один у доски)


Работа по теме

-А сейчас очень интересное задание!

  • Давайте попробуем из нескольких предложений составить одно (читаем с доски ) (СЛАЙДЫ 3, 4, 5, 6)

- Пришла холодная зима

  • Пришла морозная зима.

  • Пришла снежная зима.

(Пришла холодная морозная снежная зима.) ( запись в тетрадь с комментированием с места - учащиеся)

  • Какую особенность вы заметили в этом предложении?

- Верно. С какой интонацией нужно прочитать предложение? С интонацией перечисления! Чего - то не хватает в предложении, кто догадался? Правильно, запятых. Такие слова в предложениях связаны запятыми.

-Давайте попробуем определить все члены данного предложения.

-О чём говорится в предложении? (о зиме, значит зима - это подлежащее. Подчёркиваем одной чертой, выражено существительным. Зима что сделала? Пришла - это сказуемое - подчёркиваем двумя чертами. Главные члены предложения есть, остались какие? - второстепенные, верно! Пробуем определить какие. От какого члена предложения нужно задавать вопрос к второстепенным? От подлежащего - зима. Зима какая? Холодная, как называется второстепенный член предложения, который отвечает на вопрос какая? Определение - верно, подчёркиваем какой линией - волнистой, верно, выражено прилагательным. Остались ещё слова - какие? задаём к ним вопрос, снова от подлежащего, опять эти слова отвечают на вопрос какая? Подчёркивается волнистой линией и выражены прилагательным).

  • Найдите похожие между собой члены предложения (холодная, морозная, снежная)

Чем они похожи? (все определения, все отвечают на один и тот же вопрос и все относятся к одному слову - к подлежащему зима.)

  • Такие члены предложения называются ОДНОРОДНЫМИ (т.е к одному слову относятся, похожи между собой, как родные, имеют много общего (один вопрос, одна часть речи)

Можем нарисовать схему однородные члены обозначаем кругами, а в них каким членом предложения является и не забудем про запятые.

- Какие слова помогли поэту создать образ весёлого, подвижного, радостного
ветра? (Глаголы - сказуемые, которые относятся к подлежащему ветер).

- Какой литературный приём использует автор (оживляет ветер- олицетворение)

- А теперь взгляните на этот текст глазами человека, который изучает
русский язык. Выполняем задания с учебника. Работа в парах находят
однородные члены предложения

Давайте проверим. Правильно ли вы выполнили это задание. Так сколько здесь предложений?

- Какую грамматическую основу предложения вы подчеркнули? (Ветер вышел постучал пробежал поиграл пожурил.)

(Умение находить однородные члены в тексте) Если вы нашли все
однородные членов предложения – 5б если затруднялись- 3 а если не нашли 0.

Вывод в группе повторяет каждый члену своей группы используя памятку.

Однородными называются члены предложения, которые:

  1. Отвечают на один и тот же вопрос, относятся к одному и тому же слову.

  2. Могут быть и главными и второстепенными членами предложения (Являются одним и тем же членом предложения).

  3. Выражены одной и той же частью речи.

  4. Связываются интонацией перечисления и союзами,

  5. Отделяются друг от друга запятой

- С какой интонацией читаются такие предложения? (с перечислительной) -Каким знаком препинания они разделяются? (Запятыми).

- Так как же называются подобные члены предложения?)

Подсчитайте кол-во балов полученных на уроке, оцените свою работу, поставьте оценку соответствующую кличеству баллов.

Встаньте те, кто получил оценку «5»

Встаньте те, кто получил оценку «4»

Встаньте те, кто получил оценку «3»

12 б. – «5»

10-11 б. – «4»

7-9б. – «3»

1-6 б. – «2»


Домашнее задание: упр. 543, сделать памятку в тетради на основе правила.

Отметьте (поставьте плюс):

  1. Знаю правило об однородных членах предложения.

  2. Умею находить однородные члены предложения.

  3. Умею ставить запятую в предложениях с однородными членами.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!