МБОУ «СУПОНЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1 ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА Н.И.ЧУВИНА» БРЯНСКОГО РАЙОНА
Тема урока: «Эмоции и их отражение в предложении»
Подготовила: Евсикова А.А.,
учитель русского языка и литературы
Тип урока: развития речи
Цели урока:
1) Обучающие: закрепить знания детей об эмоциях человека и важности их в жизни;
знать виды предложений по интонации (восклицательные и невосклицательные) ;знать о пунктуационном оформлении повествовательных и побудительных восклицательных предложений; соотносить эмоциональную окраску предложений и цель высказывания; распознавать виды предложений по интонации; правильно пунктуационно их оформлять; интонационно верно произносить.
2) Развивающие: развитие внимания, устной и письменной речи, словарного запаса, орфографической и пунктуационной зоркости; развитие навыков работы в парах.
3) Воспитательные: воспитание любви к родному языку через литературу, привитие интереса к русскому языку.
УУД: Регулятивные: вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата
Познавательные: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков
Коммуникативные: строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Личностные: Формирование ценностного отношения к умению грамотно писать.
Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений.
Ход урока
1.Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)
- Вступительное слово (подготовка учащихся к усвоению материала)
СЛАЙД 1
Хорошо проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь отметку… («Пять!»)
- Итак, ребята, все ли готовы закрепить полученные знания? Очень хорошо, что у вас бодрое настроение, и я надеюсь, в течение урока оно будет только улучшаться.
Слушают учителя, демонстрируют готовность к уроку.
Л.: положительно относятся к учению, желают приобретать новые знания.
2. Актуализация знаний
- Мы с вами продолжаем говорить о предложении как о единице языка.
- Давайте вспомним, на какие три группы можно распределить предложения по цели высказывания?
- Вашему вниманию я предлагаю текст.
СЛАЙД 2
Как прекрасно нынче утро!
Ты пойдёшь со мной гулять?
Будем мы гулять по парку
И цветочки собирать.
- Какое время года описывается в тексте?
-Сейчас я буду читать предложения, а вы записывать их и делать синтаксический разбор.
- По какому признаку мы распределяли предложения?
- Оказывается, ребята, предложения можно распределять и по другому признаку.
Записывают предложение, определяют цель высказывания каждого предложения .
Л.: желают приобретать новые знания, совершенствовать имеющиеся.
П.: осознают познавательную задачу.
Р.: планируют (в сотрудничестве с учителем) необходимые действия, операции.
К.: обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера.
3. Подготовка учащихся к изучению темы урока. Стадия вызова
Вашему вниманию я предлагаю три предложения.
СЛАЙД 3
1.Мы были в парке.
2. Кто прочитал письмо?
3.Напиши мне письмо.
- Каким является 1 предложение по цели высказывания? (повествовательное)
- Прочитайте так, как будто вы рады .
- Что мы изменили?
- А как это отразится на письме?
- Каким является 2 предложение по цели высказывания? (вопросительное)
- Прочитайте с возмущением.
- Какой знак добавится в конце предложения?
- И каким является по цели высказывания последнее предложение?
- прочитайте со злобой.
- И как эта интонация отразится на письме?
- Мы с вами получили две группы предложений. Чем они отличаются друг от друга? (интонацией, знаком)
- Значит, предложения можно распределять и по интонации. Подумайте, как мы назовем полученные нами предложения. (Какой знак ставится в конце этих предложений?)
- А предложения, в противоположность им?
- Сформулируйте тему нашего урока.
Какие еще чувства могут выражать восклицательные предложения?
- Откройте тетради, запишите дату, тему урока
Учащиеся в группе выполняют задание, слушают учителя, оценивают свою работу.
П.:извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания.
Р.: планируют необходимые действия, действуют по плану.
К.: осуществляют совместную деятельность в группах с учетом конкретных познавательных задач.
4. Физкультминутка. Игра «Изобрази эмоции»
(Ученикам предлагается без слов изобразить ту или иную эмоцию)
5. Первичное закрепление материала.
СЛАЙД 4
Мочит поле, лес и луг,
Город, дом и всё вокруг!
Облаков и туч он вождь,
Ты же знаешь, это .....(дождь)
Учащиеся выполняют задание, слушают партнеров, оценивают свою работу.
П.:выполняют учебно – познавательные действия в материализованной и умственной форме, осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно – следственные связи, делают обобщения, выводы;
систематизируют собственные знания.
Р.: планируют необходимые действия, действуют по плану.
К.: осуществляют совместную деятельность в группах с учетом конкретных познавательных задач.
веселый — грустный
бодрый — усталый
довольный — сердитый
спокойный — взволнованный
смелый — трусливый
медленный — быстрый
ясная — мрачная
злой — добрый
радостный — печальный
6. Подведение итогов.
7. Домашнее задание. С. 102-103, выписать из учебника литературы 3 восклицательных предложения, чтобы они передавали разные эмоции.
8. Рефлексия учебной деятельности.
Закончи предложение:
Мне радостно, когда…
Маме грустно, когда…
Учительница удивляется, когда…
Ребенок злится, когда…
Малышу страшно, когда…
Мне любопытно, когда…