СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку по теме "Склонение имен существительных" 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан для 3 класса при изучении темы " Склонение имен существительных".

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку по теме "Склонение имен существительных" 3 класс»

Тема урока: Склонение имён существительных.

Ход урока:

1.Организационный момент.

У. Посмотрите на меня, я хочу видеть ваши глазки.  Посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Садитесь. С каким  настроением вы пришли на урок? Если с хорошим покажите солнышко, а плохое настроение -  тучку. Теперь настроимся на работу – откроем ладошки к новым знаниям и произнесем волшебную фразу: Я хочу много знать! У. Сегодня у нас новая тема урока. Какая? Вы узнаете чуть позже.

2. Минутка чистописания. (2 слайд)У. А сейчас минутка чистописания. Чтобы узнать, какие буквы будем писать на минутке чистописания, давайте прочитаем слова и назовём безударные гласные.

П . года, п . нал, п . льто, п . сок, п . суда, пл . вец, пш . ница.

У. Какие же буквы будем писать?

Д. а, о, е.

3. Словарная работа.(+ индивидуальная работа по карточкам)

1) У. Вернёмся к нашим словам. Что у них общего?

Д. Все они словарные и являются именами существительными.

У. Докажите, что это имена существительные.

Какое слово можно назвать лишним и почему?

Д. Пловец – это одушевлённое существительное, а все остальные имена существительные неодушевлённые.

У. На какие группы можно разделить эти слова? (3 слайд)

Д. 1) по родам, докажите.

2) в зависимости от безударной гласной: а; о; е.

У. В каком числе записаны эти имена существительные?

Д. В единственном числе.

У. В каком ещё числе могут быть имена существительные?

Д. Во множественном числе.

У. Чем отличаются имена существительные в единственном числе от существительных во множественном числе?

Д. Существительные в единственном числе обозначают один предмет, а существительные во множественном числе обозначают несколько предметов.

2) У. Сегодня на уроке вы познакомитесь с новым словарным словом. (4 слайд)

У. Прочитайте его.

Д. Ужин

У. Что обозначает слово ужин?

Д. Вечерняя еда.

У. На какую букву падает ударение?

Назовите безударную гласную.

Запишите это слово и запомните как оно пишется.

Назовите однокоренные слова.

У. Разберите по составу однокоренные слова.

4. Чтение стихотворения вслух.

- Я предлагаю вам выполнить следующее задание, нужно восстановить стихотворение, вставляя слово «кот», при этом изменяя форму этого слова:

У норы добычи ждет,

У норы добычи ждёт,

Притаившись, серый ______

Мышь осталась без хвоста,

Вырываясь от ______

А теперь и за версту

Не приблизится к ______

Крыса старая - и та,

Видя грозного ______

Убежит в нору под дом,

Чтоб не встретится с ______

Там дрожит и в темноте

Вспоминает о ______


Притаившись, серый кот.

Мышь осталась без хвоста,

Вырываясь от кота.

А теперь и за версту

Не приблизится к коту.


Крыса старая – и та,

Видя грозного кота,

Убежит в нору под дом,

Чтоб не встретиться с котом.

Там сидит и в темноте

Вспоминает о коте.

(А.Грачев)

Слово, которое изменяется? (Кот)

-Проговорим все формы этого слова(Кот, от кота, к коту, кота, с котом, о коте)

-Найдите слова, с которыми связано слово кот. (Слова подчёркнуты.).

-Ставим вопросы от этих слов к существительному кот и записываем их в тетрадь, выделяя окончания.

Самопроверка.(Слайд №6)

ждет (кто?) кот

вырываясь (от кого?) от кота

не приблизится (к кому?) к коту

видя (кого?) кота

не встретиться (с кем?) с котом

вспоминает (о ком?) о коте


 - Что можно сказать о выписанных словах? (Это формы одного и того же слова).

  -Выделяем ту часть слова, которая изменяется (окончание).             

 - Почему менялись окончания? (Потому что изменялись вопросы)

                -Изменение имен существительных по вопросам называется

                изменением по падежам или склонением.

                - Сколько вопросов в столбике?  ( Шесть )

                - В русском языке шесть падежей. Имена существительные

                изменяются по падежам.

5. Тема урока.

1) У. Прочитайте в учебнике с. __ правило о том, называется изменение окончаний имён существительных по вопросам.

Д. Изменение окончаний имён существительных по вопросам называется изменением имён существительных по падежам или склонением.

У. Так какая же тема нашего урока? Склонение имён существительных. (6 слайд)

2) У. Сегодня на уроке вы будете учиться изменять имена существительные по падежам или склонять их.

В русском языке 6 падежей. - У каждого падежа есть свое название (имя), которое отличает его от других падежей. Послушайте сказку о происхождении падежей и постарайтесь запомнить их название. (Подготовленный ученик рассказывает сказку «Откуда пошли названия падежей»)

Уч.1 У слова есть 6 падежей,

6 верных маленьких пажей.

Они проходят чередой,

За слово в бой готов любой!

Вверяют окончаниям

Судьбу и жизнь свою!

И про своё признание

На ушко им поют.


Он ещё не родился, а уже думали, какое дать ему имя, и решили назвать – именительный.

Уч.2 Я именительный падеж,

И нет на мне чужих одежд.

Меня легко все узнают
И в подлежащее зовут.

Предлогов с детства не люблю,

С собою рядом не терплю.

Мои вопросы – кто? и что?

Ни с чем не спутает никто.

ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ (есть) кто? что?


Родился – стал родительный. Это имя ему ещё больше понравилось.


Уч.3 А я – падеж родительный.

Характер мой общительный.

Кого? Чего? – и вот он я!

Предлоги часто мне друзья.

РОДИТЕЛЬНЫЙ (нет) кого? чего?


Он был малышом, ему всё давали, и он стал дательным.


Уч.4 Я называюсь дательным,

Работаю старательно.

Кому отдать? К чему призвать?

Лишь только я могу сказать.

ДАТЕЛЬНЫЙ (дать) кому? чему?


Но он был и большим озорником, за всяческие проделки его винили, и он стал винительным.

Уч.5 А я – винительный падеж,

И я во всём виню невежд.

Зато отличников люблю,

Для них «пятёрки» я ловлю.

Кого позвать, во что играть,

Готов ребятам подсказать.

ВИНИТЕЛЬНЫЙ (винить) кого? что?


Потом подрос, стал творить добрые дела и называться стал творительным.


Уч.6 А я – творительный падеж,
Исполнен всяческих надежд.

Творите! Чем? Творите! С кем?

Я подскажу вам – нет проблем!

ТВОРИТЕЛЬНЫЙ (творить) кем? чем?


Он всем предлагал свою помощь, о нём заговорили и назвали теперь предложным.

Уч.7 А я – падеж предложный!

Со мною случай сложный.

Мне без предлогов свет не мил.

О ком? О чём я расскажу?

О чём мечтать и в чём гулять.

ПРЕДЛОЖНЫЙ (думать) о ком? о чем?

Какие падежи вы запомнили?

Название падежей и соответствующие вопросы вам предстоит выучить в учебнике.

3) Сейчас мы с вами попробуем просклонять (изменить по падежам) новое словарное слово ужин, не забывая выделять окончание. (7 слайд)

Существуют вспомогательные слова, которые помогают правильно записать слово в том или ином падеже. Их обычно не пишут, а только произносят.

Почему у каждого падежа по 2 вопроса?

Д. Один вопрос для одушевлённых существительных, а другой – для неодушевлённых.

(Один ученик у доски склоняет слово ужин)

4) Самостоятельная работа по вариантам.

1вариант склоняет слово сосна

2 вариант – сова

(Дети пользуются вспомогательными карточками: падеж, вспомогательное слово, вопрос)

(Проверка по слайду №8)

У. Вот, таким образом, склоняются имена существительные. Вы научитесь не только склонять (изменять по вопросам ) существительные, но и определять падеж имён существительных в предложениях.

А чтобы научиться это делать, давайте прочитаем правило в учебнике.

Посмотрите, у какого падежа нет предлогов?

Д. У Именительного падежа.

У. И ещё открою секрет про И.п. Имя существительное, которое в предложении является подлежащим, всегда стоит в И.п.

5) Работа по таблице.

У. Поупражняемся в определении имён существительных. Прочитайте предложения. От выделенных слов поставьте вопрос к существительному лиса и запишите полученные словосочетания вместе с вопросами.

Д. легла (кто?) лиса

увидали (кого?) лису

подлетели ( к кому?) к лисе

У. Какая часть слова изменялась?

Д. Окончание.

У. Выделите его.

Кто запомнил, как называется изменение окончаний имён существительных по вопросам?

Д. Склонением или изменением по падежам.

У. Определите падеж существительного лиса.

5. Закрепление.

1) У. Продолжим упражняться в определении падежей имён существительных и выполним устно упражнение №____.

Прочитайте задание. Что нужно знать, чтобы правильно определить падеж имени существительного?

Д. Падежные вопросы и предлоги.

У. Определите падеж существительного земля.

Это упражнение вы будете выполнять дома.

2) Письмо по памяти. Работа в парах. (9 слайд)

Ст . ричок отправился к морю,

(Поч . рнело синее море)

Стал он кликать з . л . тую ры . ку.

Приплыла к нему ры . ка, спросила:

«Чего тебе надобно, старче?»

У. Прочитайте текст. Из какой сказки этот отрывок? Кто его написал?

Объясните правописание пропущенных орфограмм. Определите падеж выделенных существительных.

(Взаимная проверка тетрадей)

6. Итог урока.

У. Что нового узнали на уроке?

Чему учились?

7. Рефлексия. (10 слайд)

У. Оцените себя, как вы поняли тему урока. Выберите подтверждение (+)

- всё понял (а)

- всё понял (а), могу помочь другим

- могу выполнить, но нужна помощь

- не понял (а)

8. Домашнее задание. (11 слайд)











Приложение

Уч.1 У слова есть 6 падежей,

6 верных маленьких пажей.

Они проходят чередой,

За слово в бой готов любой!

Вверяют окончаниям

Судьбу и жизнь свою!

И про своё признание

На ушко им поют.


Уч.2 Я именительный падеж,

И нет на мне чужих одежд.

Меня легко все узнают
И в подлежащее зовут.

Предлогов с детства не люблю,

С собою рядом не терплю.

Мои вопросы – кто? и что?

Ни с чем не спутает никто.


Уч.3 А я – падеж родительный.

Характер мой общительный.

Кого? Чего? – и вот он я!

Предлоги часто мне друзья.


Уч.4 Я называюсь дательным,

Работаю старательно.

Кому отдать? К чему призвать?

Лишь только я могу сказать.


Уч.5 А я – винительный падеж,

И я во всём виню невежд.

Зато отличников люблю,

Для них «пятёрки» я ловлю.

Кого позвать, во что играть,

Готов ребятам подсказать.


Уч.6 А я – творительный падеж,
Исполнен всяческих надежд.

Творите! Чем? Творите! С кем?

Я подскажу вам – нет проблем!


Уч.7 А я – падеж предложный!

Со мною случай сложный.

Мне без предлогов свет не мил.

О ком? О чём я расскажу?

О чём мечтать и в чём гулять.


У норы добычи ждёт,

Притаившись, серый ______

Мышь осталась без хвоста,

Вырываясь от ______

А теперь и за версту

Не приблизится к ______

Крыса старая - и та,

Видя грозного ______

Убежит в нору под дом,

Чтоб не встретится с ______

Там дрожит и в темноте

Вспоминает о ______


У норы добычи ждёт,

Притаившись, серый ______

Мышь осталась без хвоста,

Вырываясь от ______

А теперь и за версту

Не приблизится к ______

Крыса старая - и та,

Видя грозного ______

Убежит в нору под дом,

Чтоб не встретится с ______

Там дрожит и в темноте

Вспоминает о ______










































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!