Конспект урока по русскому языку. Тема: Повторение. Способы проверки слов с безударными гласными.
Цель: Повторить способы проверки слов с безударными гласными.
Задачи: 1. Активизация познавательной деятельности через групповую форму работы, использование момента соревнования.
2. Развитие интереса к языку, используя занимательные задания, интересные сведения о словах и орфографическую зоркость, речи учащихся.
3. Воспитание любви к природе, бережного отношения к лесу.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, сигнальные карточки с гласными буквами А, О, Е, И, Я (на группу), листы с текстами для работы в группах (в зависимости от количества групп), перфокарты по теме «Безударные гласные», наборы фигур разного цвета (для каждой группы).
ХОД УРОКА
Организационный момент.
Сообщение темы урока.
Учитель: Сегодня мы повторяем способы проверки безударных гласных в корне слова, готовясь тем самым к следующим нашим занятиям. Но урок будет необычным, это будет урок путешествие по страницам грамматики и орфографии. На уроке вы покажите свои знания, умения работать в группах. Помните – важно не только самому выполнить задания, но ещё и товарищам помочь. Ведь важен не только личный результат, но и результат работы всей группы.
Класс поделён группы по 6-7 человек. У каждой группы на столе набор цветных кружков (красный – «отлично, верный ответ»; жёлтый – «хорошо»; синий – «можно подтянуться»). В зависимости от правильности и быстроты выполнения задания группа на каждом этапе урока оценивает свою работу соответствующим кружком. В конце урока будут подведены итоги.
Работа по теме урока.
- Для того, чтобы отправиться в наше путешествие, нужно заполнить наши билеты, поставить в них дату отправления.
Отправляемся в дорогу
Вот и руки, вот и ноги.
По дороге не скучай,
Не грусти, не унывай.
Первая станция «Повторяй-ка».
Повторение теоретического материала. Фронтальный опрос.
Объясните, что значит безударная гласная?
Как проверить написание безударной гласной в корне слова?
Всегда ли можно проверить написание безударной гласной в корне слова? Как поступают в этом случае?
Назовите гласные, которые чаще всего могут быть безударными.
- Оцените работу вашей группы на данной станции.
Отправляемся в дорогу
Вот и руки, вот и ноги.
По дороге не скучай,
Не грусти, не унывай.
3.2. Вторая станция «Аккуратная». (Минутка чистописания)
- Здесь нас ждёт минутка чистописания. Как вы думаете, какие буквы нас встречают? /Аа, Оо, Ее, Ии, Яя/.
- Оцените работу вашей группы на данной станции.
Отправляемся в дорогу
Вот и руки, вот и ноги.
По дороге не скучай,
Не грусти, не унывай.
3.3. Третья станция «Словарная». (Словарный диктант)
- Что же на этой станции?
- Правильно, словарный диктант, но не письменный, а устный. Я буду читать слова, а вы поднимать карточку с безударной гласной, и устно называть проверочные слова (кОрмушка, снЕгирь, крОльчиха, мАслёнка, смЕльчак, пОлезный, бЕглец, вЕрхушка, цЕпочка, пИлить, грЯда).
- Оцените работу вашей группы на данной станции.
Отправляемся в дорогу
Вот и руки, вот и ноги.
По дороге не скучай,
Не грусти, не унывай.
3.4. Четвёртая станция «Проверяй-ка». (Работа с перфокартами)
Безударные гласные в слове встречаются,
Предлагаю, друзья, я вам, не печалиться!
Правило вспомните и букву проверьте,
Всё хорошо будет, вы мне поверьте!
- У вас на столах лежат карточки со словами, в которых пропущена буква или буквы. Ваша задача прямо в этой карточке написать проверочное слово для проверки безударной гласной.
покр..снел зв..риный м..стерская д..брота к..рмушка д..леко ч..совщик в..с..льчак | ______________________________ ______________________________ ______________________________ ______________________________ ______________________________ ______________________________ ______________________________ |
- Оцените работу вашей группы на данной станции.
Отправляемся в дорогу
Вот и руки, вот и ноги.
По дороге не скучай,
Не грусти, не унывай.
3.5. Пятая станция «Это всё мы проходили» (Работа в группах)
- У вас на столах лежат листочки с текстом, в котором пропущены буквы вам нужно будет их вставить, используя правило проверки безударных гласных и не только.
- Посмотрите на текст.
- Как мы называем места в словах, в которые нужно вставить буквы? /«окошки»/
Вспомним правило простое
И оно же золотое!
Если в слове есть «окошко»,
Ты подумай тут немножко,
Карандашик свой возьми,
Орфограмму подчеркни.
Варианты текстов
Тр..пинка в..дёт в лес. На д..рев..ях др..жат солнечные зайчики. От ярких цв..тов рябит в глазах. Звонко кр..чит иволга. М..л..дой зайчишка выб..жал на д..рогу. Ч..десно пахнут душ..стые ландыш.. .
В л..су мы слышим птичьи г..л..са. Но птич..ки не тол..ко нап..лняют лес своим пением. Они сп..сают его от вр..дителей. Поэтому в..сной друз..я леса развешивают на д..рев..ях скв..речники. С новосел..ем, л..сные ж..тели!
Витя и Саша шли д..мой из школы. Они спустились к р..ке. Мал..чики поб..жали по л..ду. Хру..кий лёд треснул. Витя оч..тился в х..лодной в..де. Он хв..тался за кромку льда, но тонкий лёд кр..шился. Саша помог другу: он выт..щил его на бер..г.
В..сной р..ка вышла из б..регов. В..да зал..ла весь луг. По р..ке поплыли б..льшие льдины. На одной из них – телёнок. Он р..вёт от испуга. Надо сп..сать! Р..бята багром зац..пили льдину и пот..нули к бер..гу. Телёнок был сп..сён.
- Ваша задача записать текст в тетрадь, вставляя пропущенные буквы. Обозначить орфограммы.
- Оцените работу вашей группы на данной станции.
IV Итог: Какую орфограмму мы сегодня повторяли?
V Разгадайте кроссворд и дадите оценку своей работы на уроке.