Конспект урока по русскому языку в 4 классе
«Однородные члены предложения (общее понятие)»
Цель: закреплять знания о предложении, словосочетании; познакомить с особенностями однородных членов предложения; ввести термин однородные члены предложения.
Планируемые предметные результаты освоения материала.
Научатся:
распознавать предложения с однородными членами предложения, находить их в тексте; определять, каким членом предложения являются однородные члены; соблюдать интонацию перечисления в предложениях с однородными членами.
Универсальные учебные действия:
Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; подведение под понятие;
Коммуникативные: инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнера;
Регулятивные: постановка учебной задачи; определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; оценивание качества и уровня усвоения материала;
Личностные: установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.
Образовательные технологии: личностно-ориентированная технология, ИКТ, технология критического мышления, технология сотрудничества.
Оборудование: компьютер, проектор, учебник по русскому языку для 4 класса (авторы: В. Г. Канакина, В.Г. Горецкий), раздаточный материал.
Организационный момент.
( Дети стоят.)
- Ребята, я желаю вам, чтобы сегодняшний урок был для вас интересным, полезным, чтобы мы вместе повторили и закрепили то, что мы уже знаем и постарались открыть новые тайны русского языка.
- Садитесь.
II. Актуализация знаний.
(Учитель читает стихотворение А. С. Пушкина)
Унылая пора! Очей очарованья!
Приятна мне твоя прощальная краса.
Люблю я пышное природы увяданья,
В багрец и золото одетые леса…
- О каком времени года говорится в этом стихотворении? (Об осени)
- Кто автор? (А. С. Пушкин)
- Ребята, а что происходит с природой осенью?
- Какие птицы улетают на юг?
- Можно ли это сказать об этом одним предложением?
- Молодцы!
- Запишите.
(Дети записывают в тетрадях, учитель на доске).
На юг улетают стрижи соловьи ласточки.
- Предложите задание? (Выполнить полный разбор предложения.)
- Молодцы! Очень интересное задание!
- Давайте его выполним!
- Что вы заметили? (3 подлежащих.)
- На какой вопрос отвечают подлежащие? (Кто?)
- От какого слова вы задаете вопрос к 1 подлежащему? 2? 3?
- Они относятся к одному и тому же слову или разным словам?
- А кто знает, как можно назвать такие подлежащие, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову?
2. – Откроем учебник на с. 26 и узнаем, верны ли ваши предположения. (Обратите внимание.)
- Прочитайте ещё раз предложение.
- Как произносятся однородные подлежащие?
(С интонацией перечисления)
- Откройте 28 страницу учебника. Прочитаем рубрику «Обрати внимание».
- А вы обратили внимание на наше предложение? Что заметили?
(Не хватает запятых.)
- Поставьте запятые в предложении.
На юг улетают стрижи, соловьи , ласточки.
- Проверим. Слайд
- Оцените свою работу стикером. (Красный – 5; желтый – 4; зеленый - 3)
- Сформулируйте тему урока?
(Однородные члены предложения.) Слайд
- Какую цель мы поставим перед собой?
(1. Научиться распознавать однородные члены в предложениях.
2. Научиться ставить знаки препинания в предложении с однородными членами предложения.)
III. Изучение нового материала.
- Обратимся к учебнику – с.26 упр. 33 (устная работа)
Чтение детьми предложений.
- А теперь читаем вопросы и адресуем их своим одноклассникам.
(Диалог: ученик-ученик-учитель)
Во время ответов детей обязательно спрашивать:
- А ты согласен?
- Ребята, а вы согласны с ответом?
- Как ты считаешь, он дал полный ответ? И т. д.)
- Давайте ещё раз убедимся, верны ли наши выводы.
- Прочитаем правило на с.27.
- Оцените устную работу стикером.
- Вы хорошо поработали, а теперь давайте отдохнём!
VI. Физминутка
(Взять физминутку для глаз по теме «Осень»)
VII. Закрепление полученных знаний.
1. - Отдохнули и снова за работу. с. 27 упр. 34.
- Прочитайте предложения.
- С чего начнём работу? (Со словарных слов.)
- Прочитайте словарные слова, которые вам встретились? (комбайн, комбайнер, комбайнёр)
- Объясните лексическое значение этих слов.
- Что поможет нам в работе? (Толковый словарь.)
- Найдите и прочитайте значение этих слов по толковому словарю.
(Толковые словари у детей на партах.)
- Запишите новые словарные слова, поставьте в них ударение, подчеркните безударную гласную.
2. Работа в парах.
- А сейчас я предлагаю вам поработать в парах.
- Все помнят правила работы в парах?
- 1 ряд - выпишите предложения с однородными подлежащими.
- 2 ряд – с однородными сказуемыми.
- 3 ряд – с однородными второстепенными членами.
(- Если будете готовы, поднимите руки в паре.)
- Проверим. При проверке: - Дайте характеристику каждому предложению. (По цели высказывания, интонации, распространенное, нераспространенное, простое или сложное.)
- Оцените работу в паре стикером.
- Молодцы!
VIII. Закрепление знаний. Самостоятельная работа.
- У вас на парте листочки.
- Прочитайте и расставьте знаки препинания. Подчеркните однородные члены предложения.
(На листочке:
Лебеди гуси утки собирались в дорогу с важным видом.
Шумели суетились хлопотали маленькие птички.
Ласковое солнце освещало лес траву речку горы.)
- Обменяйтесь листочками.
- Оцените работу друг друга стикером.
- Молодцы! Слайд
IX. Рефлексия. Слайд
- Продолжите фразу:
- Сегодня на уроке я узнал…
- Сегодня на уроке я научился…
X. Подведение итогов урока.
- Над какой темой мы работали сегодня на уроке?
- Какую цель мы ставили перед собой?
- Достигнута цель? (Да.)
- Поднимите руку, у кого на листе все стикеры красные.
- Поставьте себе «5».
- У кого нет, не расстраивайтесь. На следующем уроке мы продолжим работу. У вас всё обязательно получится!
XI. Домашнее задание. Слайд
- Найдите в художественной детской литературе 3 предложения с однородными членами предложения и запишите их.
Если во время выполнения домашнего задания, у кого - то возникнут трудности, то можно выполнить упр. 38, с. 30.
Приложение 1.
ЛИСТ САМООЦЕНКИ
Работа с предложением. | |
Устная работа. С.26 упр. 33. | |
Работа в паре. С.27 упр. 34. | |
Самостоятельная работа. Проверка со слайда самостоятельно. | |
Приложение 2.
Комбайн - Такая сельскохозяйственная машина, предназначенная для уборки зерна, картофеля, свеклы, хлопка и других культур.
КОМБАЙНЕР, -а. Рабочий комбайна.
КОМБАЙНЁР, -а, м. Водитель комбайна.
Приложение 3.
Прочитайте. Подчеркните однородные члены предложения. |
Расставьте знаки препинания. |
Лебеди гуси утки собирались в дорогу с важным видом. Шумели суетились хлопотали маленькие птички. Ласковое солнце освещало лес траву речку горы. |