Конспект урока по технологии
в 10 классе
Тема: Эвристические приемы решения практических задач.
Цель урока:
Познакомить учащихся с логическими и эвристическими задачами.
Задачи урока:
Образовательная - проконтролировать степень усвоения основных знаний, умений и навыков, изученных и сформированных на предыдущих уроках.
Развивающая - формировать интеллектуальные умения анализировать, активизировать мышление школьников, умение самостоятельно делать выводы.
Воспитательная - развитие познавательного интереса к предмету, расширение кругозора учащихся, показать возможность использования полученных на уроках знаний в жизненных ситуациях.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: проектор, презентация.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Актуализация опорных знаний.
-интуитивные методы поиска решений;
-алгоритмический метод поиска решений.
3. Формулирование темы урока и постановка цели.
Вы в своей жизни, вероятно, встречали человека, который прежде всего поражал вас тем, что у него чрезвычайно развитое воображение, оригинальные и неожиданные суждения, идеи, которые свойственны высокоразвитому интуитивному мышлению. Такого человека мы, как правило, называем творческой личностью. А способность к генерированию новых идей есть все основания отнести к одному из важнейших признаков творческой личности.
Каждый из нас слышал или сам употреблял фразу «методом проб и ошибок». При этом ранее мы даже и не задумывались, что под этим выражением как раз таки и подразумевается эвристический метод.
- Сегодня на уроке мы узнаем...
-Цели урока ...
4. Изучение нового материала
Если все известные методы решения творческих задач разделить по признаку доминирования логических эвристических (интуитивных) процедур и соответствующих им правил деятельности, то можно выделить две большие группы методов: а) логические методы это методы, в которых преобладают логические правила анализа, сравнения, обобщения, классификации, индукции, дедукции и т. д.; б) эвристические методы. Почему эвристические? Давайте разберемся. Эврика
Термин «эвристика» произошёл от древнегреческого слова ευρίσκω – что переводится как «отыскиваю», «открываю». В настоящее время используется несколько значений этого термина.
Так, например, под эвристикой можно понимать совокупность логических приёмов, методов и правил, которые облегчают и упрощают решение познавательных, конструктивных, практических задач.
Эвристика – это момент открытия нового, а также методы, которые используются в процессе этого открытия. Эвристикой ещё называют науку, которая имеет дело с изучением творческой деятельности.
По одной из легенд, древнегреческий математик Архимед, принимая ванну, открыл один из главных законов гидростатики – закон вытеснения. После своего открытия он выкрикнул: «Эврика!», что и стало поводом привязки этого слова к открытию.
Эвристические методы (иногда их ещё называют интуитивные, иррациональные) — это система принципов и правил, которые задают наиболее вероятные стратегии и тактики деятельности человека, решающего творческую задачу. Другими словами, под эвристическими методами мы будем понимать описание того, как необходимо действовать и что необходимо делать в процессе решения задач определённого класса.
В эту группу входят следующие методы: метод «проб и ошибок»; метод «мозговой атаки» коллективного поиска новых идей; оригинальный метод решения творческих задач в ролевых группах; получивший широкое мировое признание метод синектики; метод личной аналогии, функционально-стоимостной анализ; повсеместно используемый ныне метод морфологического анализа; метод эвристических вопросов, метод сравнительных стратегий, ассоциативные методы.
Эвристические методы решения задач стимулируют интуитивное мышление, генерирование новых идей и на этой основе значительно повышают эффективность решения определённого класса творческих задач.
Без преувеличения можно сказать, что повышение продуктивности мышления в области технического творчества становится одной из главных проблем современной науки, основным направлением и источником повышения результативности и качества предпринимательской и изобретательской деятельности.
Сегодня методы эвристики нашли своё применение в различных областях управления и бизнеса, в рекламе, дизайне, даже в искусстве.
Эвристические методы могут быть широко применены в практике современного руководителя любого ранга. Проведение совещаний, деловых игр с использованием данных методов открывает принципиально новые подходы к решению управленческих проблем, задач в области коммерческой деятельности, а также в сфере услуг.
Эвристические методы решения нестандартных задач представляют собой эффективные алгоритмы, которые позволяют рационализировать различные стороны поисковой деятельности. Эти методы опираются на активизацию творческой деятельности человека и развитие его творческих способностей на основе интуитивных процедур деятельности, фантазии, аналогий.
Процесс решения задач с помощью метода эвристических приёмов состоит из пяти последовательных шагов:
Первый шаг: постановка творческой задачи.
Второй шаг: выбор подходящих приёмов на основе анализа недостатков и дефектов прототипа и противоречий его развития. Прототипом называют наиболее близкий по смыслу и по достигаемому эффекту аналог предполагаемого изобретения.
На третьем шаге происходит преобразование прототипа с помощью выбранных приёмов и формирование нескольких новых решений.
Четвёртый шаг представляет собой анализ новых решений относительно осуществимости и степени эффективности использования.
И наконец, пятый шаг. На этом шаге выполняют действия со второго по четвёртый шаг, при этом выбирая другие прототипы.
В науке и технике выделяют следующие результаты эвристической (творческой) деятельности:
– открытие, то есть установление ранее неизвестных объективных закономерностей, свойств и явлений материального мира с обязательным экспериментальным подтверждением.
– изобретение, то есть новое и обладающее существенными отличиями техническое решение задачи, которое не является очевидным следствием известных решений.
– рационализаторское предложение, то есть предложение по улучшению конструкции реального изделия или процесса его изготовления, не содержащее существенно новых решений и с незначительной эффективностью.
– ноу-хау. Под этим термином обычно подразумевают техническую, организационную или коммерческую информацию, составляющую секрет производства и имеющую коммерческую ценность.
5. Закрепление
Задача №1. Можно ли без приборов установить, что Земля — шарообразна?
Ответ №1. Древнегреческий мыслитель Аристотель сумел это сделать. Он заметил: во время затмения, когда Земля загораживает Луну от Солнца, край земной тени на поверхности Лупы — круглый.
Задача №2. Как сделать обувь лыжника самоподогревающейся?
Ответ №2. Под стельку ботинка вкладывают материал, который при механическом изгибе выделяет тепло, например медную тонкую пластинку.
6. Итог урока
7.Рефлексия
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…
на уроке мне понравилось……
я хотел бы узнать еще……
8. Домашнее задание. Выучить конспект.
«Применение эвристического комплекса. Проектирование шариковой ручки с новыми функциями» Их задача смоделировать и нарисовать эскиз новой ручки с дополнительными функциями на выбор.