СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по технологии в 10 классе

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по технологии в 10 классе»

Конспект урока по технологии

в 10 классе


Тема: Эвристические приемы решения практических задач.

Цель урока:

Познакомить учащихся с логическими и эвристическими задачами.

Задачи урока:

Образовательная - проконтролировать степень усвоения основных знаний, умений и навыков, изученных и сформированных на предыдущих уроках.

Развивающая - формировать интеллектуальные умения анализировать, активизировать мышление школьников, умение самостоятельно делать выводы.

Воспитательная - развитие познавательного интереса к предмету, расширение кругозора учащихся, показать возможность использования полученных на уроках знаний в жизненных ситуациях.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: проектор, презентация.


Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Актуализация опорных знаний.

-интуитивные методы поиска решений;

-алгоритмический метод поиска решений.

3. Формулирование темы урока и постановка цели.

Вы в своей жизни, вероятно, встречали человека, который прежде всего  поражал вас тем, что у него чрезвычайно развитое воображение, оригинальные и  неожиданные суждения, идеи, которые свойственны высокоразвитому  интуитивному мышлению. Такого человека мы, как правило, называем  творческой личностью. А способность к генерированию новых идей есть все  основания отнести к одному из важнейших признаков творческой личности.    

Каждый из нас слышал или сам употреблял фразу «методом проб и ошибок». При этом ранее мы даже и не задумывались, что под этим выражением как раз таки и подразумевается эвристический метод.

- Сегодня на уроке мы узнаем...

-Цели урока ...

4. Изучение нового материала

  Если все известные методы решения творческих задач разделить по признаку  доминирования логических эвристических (интуитивных) процедур и  соответствующих им правил деятельности, то можно выделить две большие  группы методов: а) логические методы ­ это методы, в которых преобладают логические правила  анализа, сравнения, обобщения, классификации, индукции, дедукции и т. д.; б) эвристические методы.   Почему эвристические? Давайте разберемся. Эврика ­

Термин «эвристика» произошёл от древнегреческого слова ευρίσκω – что переводится как «отыскиваю», «открываю». В настоящее время используется несколько значений этого термина.


Так, например, под эвристикой можно понимать совокупность логических приёмов, методов и правил, которые облегчают и упрощают решение познавательных, конструктивных, практических задач.

Эвристика – это момент открытия нового, а также методы, которые используются в процессе этого открытия. Эвристикой ещё называют науку, которая имеет дело с изучением творческой деятельности.


По одной из легенд, древнегреческий математик Архимед, принимая ванну, открыл один из главных законов гидростатики – закон вытеснения. После своего открытия он выкрикнул: «Эврика!», что и стало поводом привязки этого слова к открытию.


Эвристические методы (иногда их ещё называют интуитивные, иррациональные) — это система принципов и правил, которые задают наиболее вероятные стратегии и тактики деятельности человека, решающего творческую задачу. Другими словами, под эвристическими методами мы будем понимать описание того, как необходимо действовать и что необходимо делать в процессе решения задач определённого класса.

В эту группу входят следующие методы: метод «проб и ошибок»; метод «мозговой атаки» коллективного поиска новых идей; оригинальный метод решения творческих задач в ролевых группах; получивший широкое мировое признание метод синектики; метод личной аналогии, функционально-стоимостной анализ; повсеместно используемый ныне метод морфологического анализа; метод эвристических вопросов, метод сравнительных стратегий, ассоциативные методы.

Эвристические методы решения задач стимулируют интуитивное мышление, генерирование новых идей и на этой основе значительно повышают эффективность решения определённого класса творческих задач.

Без преувеличения можно сказать, что повышение продуктивности мышления в области технического творчества становится одной из главных проблем современной науки, основным направлением и источником повышения результативности и качества предпринимательской и изобретательской деятельности.


Сегодня методы эвристики нашли своё применение в различных областях управления и бизнеса, в рекламе, дизайне, даже в искусстве. 

Эвристические методы могут быть широко применены в практике современного руководителя любого ранга. Проведение совещаний, деловых игр с использованием данных методов открывает принципиально новые подходы к решению управленческих проблем, задач в области коммерческой деятельности, а также в сфере услуг.

Эвристические методы решения нестандартных задач представляют собой эффективные алгоритмы, которые позволяют рационализировать различные стороны поисковой деятельности. Эти методы опираются на активизацию творческой деятельности человека и развитие его творческих способностей на основе интуитивных процедур деятельности, фантазии, аналогий.


Процесс решения задач с помощью метода эвристических приёмов состоит из пяти последовательных шагов:

Первый шаг: постановка творческой задачи.

Второй шаг: выбор подходящих приёмов на основе анализа недостатков и дефектов прототипа и противоречий его развития. Прототипом называют наиболее близкий по смыслу и по достигаемому эффекту аналог предполагаемого изобретения.

На третьем шаге происходит преобразование прототипа с помощью выбранных приёмов и формирование нескольких новых решений.

Четвёртый шаг представляет собой анализ новых решений относительно осуществимости и степени эффективности использования.

И наконец, пятый шаг. На этом шаге выполняют действия со второго по четвёртый шаг, при этом выбирая другие прототипы.


В науке и технике выделяют следующие результаты эвристической (творческой) деятельности:

– открытие, то есть установление ранее неизвестных объективных закономерностей, свойств и явлений материального мира с обязательным экспериментальным подтверждением.

– изобретение, то есть новое и обладающее существенными отличиями техническое решение задачи, которое не является очевидным следствием известных решений.

– рационализаторское предложение, то есть предложение по улучшению конструкции реального изделия или процесса его изготовления, не содержащее существенно новых решений и с незначительной эффективностью.

– ноу-хау. Под этим термином обычно подразумевают техническую, организационную или коммерческую информацию, составляющую секрет производства и имеющую коммерческую ценность.



5. Закрепление

Задача №1. Можно ли без приборов установить, что Земля — шарообразна?

Ответ №1. Древнегреческий мыслитель Аристотель сумел это сделать. Он заметил: во время затмения, когда Земля загораживает Луну от Солнца, край земной тени на поверхности Лупы — круглый.

Задача №2. Как сделать обувь лыжника самоподогревающейся?

Ответ №2. Под стельку ботинка вкладывают материал, который при механическом изгибе выделяет тепло, например медную тонкую пластинку.


6. Итог урока

7.Рефлексия

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

мне захотелось…

на уроке мне понравилось……

я хотел бы узнать еще……

8. Домашнее задание. Выучить конспект.

 «Применение эвристического комплекса.  Проектирование шариковой ручки с новыми функциями»   Их задача  смоделировать и нарисовать эскиз новой ручки с дополнительными функциями  на выбор.



 


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!