Допустимые значения переменных,
входящих в дробное выражение
Цели: формировать умение находить допустимые значения переменных, входящих в дробные выражения.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устная работа.
Представьте в виде степени: а)(-7)(-7)(-7)(-7); б)(аху)(аху)(аху); в) .
Вычислите: 33; (-4)2; 24; (-5)2.
III. Объяснение нового материала.
Объяснение нового материала происходит в т р и э т а п а:
1. Актуализация знаний учащихся.
2. Рассмотрение вопроса о том, всегда ли рациональная дробь имеет смысл.
3. Вывод правила нахождения допустимых значений переменных, входящих в рациональную дробь.
При актуализации знаний учащимся можно задать следующие
в о п р о с ы:
– Какую дробь называют рациональной?
– Всякая ли дробь является дробным выражением?
– Как найти значение рациональной дроби при заданных значениях входящих в неё переменных?
З а д а н и е.
Выполним упр. 542
Найдите значение дроби при указанных значениях переменной:
при х = 3; -1; 1.
Выполняя данное задание, учащиеся понимают, что при х = 1 невозможно найти значение дроби. Это позволяет им сделать следующий в ы в о д: в рациональную дробь нельзя подставлять числа, которые обращают её знаменатель в нуль (этот вывод должен быть сформулирован и произнесён вслух самими учащимися).
После этого учитель сообщает учащимися, что все значения переменных, при которых рациональное выражение имеет смысл, называют допустимыми значениями переменных.
Далее ставится вопрос: как находить допустимые значения переменных? При поиске ответа на этот вопрос учащиеся должны сформулировать р я д в о п р о с о в:
1) Если выражение является целым, то все значения входящих в него переменных будут допустимыми.
2) Чтобы найти допустимые значения переменных дробного выражения, нужно проверить, при каких значениях знаменатель обращается в нуль. Найденные числа не будут являться допустимыми значениями.
IV. Формирование умений и навыков.
О б р а з е ц о ф о р м л е н и я:
г)
4х (х + 1) = 0
4х = 0 или х = 0 | х + 1 = 0 х = –1 |
О т в е т: х ≠ 0 и х ≠ 1 (или все числа, кроме 0 и –1).
2. Упр.962,963 найти допустимые значения, а затем подставить.
Найти область допустимых значений
. . .
V. Итоги урока.
В о п р о с ы у ч а щ и м с я:
– Какие значения называются допустимыми значениями переменных, входящих в выражение?
– Каковы допустимые значения переменных целого выражения?
– Как найти допустимые значения переменных дробного выражения?
– Существуют ли рациональные дроби, для которых все значения переменных являются допустимыми? Приведите примеры таких дробей.
Домашнее задание: № 961
Раздать
. . .