Дата:_______
Группа_______
Тема: «Процессы матричного синтеза».
Цель: сформировать у обучающихся знания о процессах матричного синтеза (РНК, ДНК, биосинтез белка), которые характеризуются важнейшими признаками живой материи.
Образовательные: сформировать у обучающихся знания и обеспечить понимание особенностей матричных процессов в клетке: ДНК-репликация; ДНК и гены, генетический код и его свойства, транскрипция- матричный синтез РНК, трансляция и ее этапы. Роль рибосом в биосинтезе белка.
развивающие: продолжить развитие у обучающихся умений объяснять научные факты и устанавливать взаимосвязи между биологическими понятиями.
воспитательные: сформировать убеждение в познаваемости явлений живой природы.
Формируемые компетенции:
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам.
ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности.
Основные понятия: ген, генетический код, кодон (триплет), реакции матричного синтеза, транскрипция, РНК-полимераза; промотор, этапы транскрипции: инициация, элонгация, терминация; сплайсинг, антикодон; трансляция; центры рибосомы: аминоацильный, пептидиальный; этапы трансляции:инициация, элонгация, терминация; инициаторная тРНК; полирибосома(полисома).
Тип урока: комбинированный.
Педагогические технологии: коммуникативно-диалоговая; информационные технологии.
Методы урока: диалог, частично-поисковый, наглядный.
Оборудование: компьютер, презентация
Ход урока
Организационный момент.
Проверка готовности обучающихся к уроку. Эмоциональный настрой.
Актуализация знаний.
СЛАЙД 2
-Рассмотрите рисунок.
- Какие органические вещества принимают участие в синтезе и-РНК?
-Каким образом соединяются нуклеотиды молекул ДНК и РНК между собой?
-Какие типы нуклеотидов НК вы знаете?
-Что такое «принцип комплементарности»?
-Белки- это биополимеры, мономерами которых являются….?
Мотивация.
-Почему мы все с вами выглядим по-разному?
-Как реализуется информация о человеке, записанная в 46 хромосомах зиготы?
Целеполагание.
-Как вы думаете, о чём пойдёт речь сегодня на уроке?
- Попробуйте сформулировать тему и цель нашего урока.
СЛАЙД 3
Тема: «Процессы матричного синтеза».
Цель: изучить процессы матричного синтеза (РНК, ДНК, биосинтез белка), которые характеризуются важнейшими признаками живой материи.
Изучение нового материала.
Способность клеток поддерживать высокую степень упорядоченности своей химической и структурной организации связана с генетической информацией. Именно она определяет особенности строения и жизнедеятельности клеток, тканей, органов и всего организма в целом.
ДНК и гены.
Вся информация о жизнедеятельности клетки находится в ДНК. Долгое время учёные считали, что передача наследственной информации в клетке осуществляется белками. На тот период это были единственные известные науки органические вещества, обладающие большим структурным разнообразием, поэтому предполагали генетическим материалом. Исследования бактерий и вирусов показывали несостоятельность этой гипотезы.
И только предложенная Дж.Уотсоном и Ф.Криком модель молекулы ДНК привлекла внимание ученых. Были высказаны предположения, что спирали ДНК способны раскручиваться и каждая из них может служить матрицей для новых молекул ДНК.
Специфичность каждой клетки, организма определяется имеющимся в ней набором белков.
-О чем это может свидетельствовать? (об отличии клеток, живых организмов их свойствах, признаках…)
Информация о первичной структуре белка записана в виде нуклеотидной последовательности ДНК и находится в ядре (ген).
Ген (от греч. genos-род, происхождение)- структурно-функциональная единица генетического материала, в которой закодирована первичная структура белка или молекулы транспортной и рибосомной РНК, синтез которых контролируется им.
Центральным вопросом в 50-х гг. ХХв. Стал вопрос о том, как клетка осуществляет перевод последовательности нуклеотидов ДНК в последовательность аминокислотных остатков в молекуле белка.
Генетический код.
Белки составляют половину всей массы органических веществ клетки и выполняют многочисленные функции.
Какие функции выполняют белки? (обеспечивают рост, развитие, дифференциацию клеток, поддержание их структуры и функций).
Синтез белка представляет собой сложный многоэтапный процесс и зависит от деятельности ДНК и различных видов РНК.
-В виде чего хранится наследственная информация в ДНК? (генов)
СЛАЙД4
Реализация наследственной информации происходит по схеме.
Ген-----белок-----признак
Как записана генетическая информация в ДНК? (в виде линейной последовательности 4 типов нуклеотидов-А,Т,Г,Ц, т.е. 4-х буквенным алфавитом).
Число вариантов последовательностей нуклеотидов в ДНК очень велико и составляет 4n,, где n-число нуклеотидов в молекуле ДНК.
Система перевода последовательности нуклеотидов в нуклеиновой кислоте в аминокислотную последовательность белка называют генетическим кодом.
Он был расшифрован в 60-х гг. ХХв.
Последовательность из трёх нуклеотидов называют кодоном или триплетом.
СЛАЙД 5
(табл. Генетический код (кодоны и-РНК))
Найдите на стр. 63 табл. и прочитайте правила пользования.
СЛАЙД6
(Свойства генетического кода)
Работа с книгой с 204. Запись в тетрадь свойства генетического хода.
Свойства генетического кода
Код триплетен: одна аминокислота кодируется тремя ну-клеотидами – триплет (кодон), 43=64.
Код вырожден: каждая аминокислота кодируется более чем одним кодоном (2–6). Исключение: три, мет – 1.
Код однозначен: каждый кодон шифрует только одну аминокислоту.
Между генами есть «знаки препинания» – стоп-кодоны: УАА, УГА, УАГ.
Внутри гена нет «знаков препинания».
Код универсален, т.е. един для всех живущих на Земле. (запись в тетради со слайда)
*Синтез белка идет в цитоплазме, а информация о белке зашифрована в ДНК, которая находится в ядре. Каким образом информация о белке достигает цитоплазмы?
Посредниками в процессе синтеза белка являются все виды РНК.
*Вспомните функции и-РНК, т-РНК, р-РНК.
Именно ДНК служит матрицей для синтеза всех НК.
Эти процессы носят название - реакции матричного синтеза
синтез ДНК синтез РНК синтез белка
(репликация) (транскрипция) (трансляция)
3. Синтез РНК
*Какие этапы характерины для всех реакций матричного синтеза?
СЛАЙД7
1. Инициация – начало реакции. Фермент РНК-полимераза связывается с промотором (участок ДНК, старт-кодон). Молекула ДНК расплетается, одна из цепей служит матрицей для синтеза РНК.
2. Элонгация – основная стадия, рост цепи РНК. Фермент РНК-полимераза связывает нуклеотиды в цепь до тех пор пока не встретит на пути стоп-кодон (терминатор).
3 Терминация – окончание синтеза цепи РНК. Молекула ДНК спирализуется.
После транскрипции молекула РНК эукариот созревает – сплайсинг.
СЛАЙД8
Сплайсинг – процесс вырезания интронов и сшивания экзонов.
Первичное закрепление.
Определите структуру фрагмента молекулы иРНК, если фрагмент одной из цепей молекулы ДНК имеет следующую последовательность нуклеотидов: АГГЦТТАЦАГТА.
Биосинтез белка.
-Вспомните, какая структура белка определяет его строение и свойства? Как закодирована эта структура в молекуле ДНК?
Весь генетический аппарат клетки-ДНК и разные виды РНК- фактически настроен на синтез белков.
Биосинтез белка состоит из трёх взаимосвязанных процессов: транскрипции (синтез и-РНК), кодирования и активирования аминокислот и трансляции (собственно синтеза белка на рибосомах).
Условия биосинтеза белка.
и- РНК переносчик информации от ДНК к месту синтеза белковой молекулы;
рибосомы-органоиды, где происходит собственно синтез белка;
набор аминокислот в цитоплазме клетки, из которых собирается белковая молекула;
т-РНК, кодирующие аминокислоты и переносящие их к месту синтеза белка на рибосомы;
макроэргические вещества(АТФ), обеспечивающие энергией процесс биосинтеза белка.
СЛАЙД 9
Биосинтез белка
Транскрипция (синтез и-РНК)----кодирование и активирование аминокислот-----трансляция(синтез белка на рибосомах).
Строение т-РНК и кодирование и активирование аминокислот.
СЛАЙД 10
Имеет сложную пространственную конфигурацию- клеверный лист. выделяются петли и спиральные участки. Важной является центральная петля, в которой находится антикодон-нуклеотидный триплет, соответствующий кодону определённой аминокислоты. Трём стоп-кодонам молекулы и-РНК не соответствует ни одна т-РНК. Каждая аминокислота присоединяется строго к своей т-РНК с соответствующим антикодоном. Процесс присоединения катализируется специфическими ферментами-аминоацил-т-РНК-синтетазами. Для каждой аминокислоты имеется своя синтетаза, которая распознает свою аминокислоту и соответствующую т-РНК.
Соединение аминокислоты с т-РНК осуществляется за счёт энергии АТФ, причём в результате реакции макроэргическая связь образуется между т-РНК и аминокислотой. Так происходит активирование и кодирование аминокислот.
Этапы биосинтеза белка.
СЛАЙД11 общая схема
Трансляция.
(от лат. translatio-передача). и-РНК является посредником в передаче информации о первичной структуре белка, т-РНК переносит закодированные аминокислоты к месту синтеза белковой молекулы и обеспечивает последовательность их соединений в полипептидную цепь.
В рибосоме 3 основных центра с которыми связываются молекулы РНК: 1цент для и-РНК и 2 для т-РНК. Одна т-РНК с аминокислотой удерживается в аминоацильном центре рибосомы, а другая в пептидиальном центре, где происходит рост полипептидной цепи.
СЛАЙД12
Инициация-первый этап
Рибосома---и-РНК---инициаторная т-РНК-аминокислота
Элонгация-второй этап
Процесс роста полипептидной цепи.
СЛАЙД13 (схема роста полипептидной цепи)
Терминация –третий этап
Окончание биосинтеза белка.
СЛАЙД14
Одна и-РНК может соединяться с несколькими рибосомами, образуя полирибосому или полисому, где одновременно идёт синтез нескольких молекул одного белка.
Закрепление изученного материала.
-В каких органоидах клетки происходит биосинтез белка?
-Какое строение имеет молекула т-РНК?
-Охарактеризуйте этапы биосинтеза белка в клетке.
-Используя таблицу генетического кода, определите аминокислотный состав фрагмента полипептидной цепи, если участок гена на молекуле ДНК имеет следующую последовательность нуклеотидов: ГАТЦАГГЦЦТГТ
Рефлексия.
Домашнее задание.
Подготовиться к практической работе.
Итог урока.