СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по теме: "Трудовые споры. Дисциплинарная ответственность" по праву для 11 класса

Категория: Право

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по теме: "Трудовые споры. Дисциплинарная ответственность" по праву для 11 класса.

Урок проводится в форме ролевой игры (моделирование ситуации) и практическое занятие (лабораторная работа).

Способы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, фронтальная формы работы.

Просмотр содержимого документа
«Марш лист»

Рабочий лист №1

Индивидуальные трудовые споры

Выпишите:


  1. определение индивидуального трудового спора.

  2. подумайте и назовите причины его возникновения

  3. пути решения индивидуального трудового спора









Рабочий лист №2

Коллективные трудовые споры

Выпишите:

1) определение коллективного трудового спора

2) подумайте и назовите причины его возникновения

  1. пути решения коллективного трудового спора















Рабочий лист №3



Организация и проведение забастовок

Выпишите:


1) определение забастовки.

2) каким категориям граждан запрещено бастовать?

3) выпишите правила проведения забастовки





Рабочий лист №4



Дисциплинарная ответственность.

Запишите:

Дисциплинарная ответственность наступает за совершение дисциплинарного проступка.

Дисциплинарный проступок – это неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей.

Дисциплинарное взыскание – мера ответственности за совершение дисциплинарного проступка. Ее применяют к работникам виновно не исполняющим или недобросовестно исполняющим свои трудовые обязанности.

Выпишите из ТК РФ:

  1. виды дисциплинарных взысканий

  2. порядок применения дисциплинарного взыскания

  3. где может быть обжаловано наложение дисциплинарного взыскания?

  4. Как можно снять дисциплинарное взыскание?











Рабочий лист №5



Выпишите:



  1. Определение материальной ответственности

  2. порядок материальной ответственности работодателя

  3. порядок материальной ответственности работника



Просмотр содержимого документа
«Посетитель»

Посетитель.


Здравствуйте! Юридическая фирма «Сигизмунд и К»? Вы оказываете консультационные услуги по трудовым правоотношениям?


Великолепно! То, что мне нужно. Я как раз попал в затруднительную ситуацию. Поможете?


Всегда задавался вопросом: «Труд — это право или обязанность?». Думаю, что обязанность, если всю жизнь, с момента окончания института или училища до выхода на пенсию, люди вынуждены трудится.


Почему же люди вынуждены работать большую часть своей жизни?

Спасибо, не знал! А в каких документах сказано о праве на труд?


Я недавно закончил ЧелГУ, факультет журналистики. Хочу устроиться на работу в редакцию какого-нибудь журнала. Что для этого необходимо?


Назовите условия необходимые для поступления на работу.


Какой перечень документов при приеме на работу нужно предоставить?


Что такое трудовой договор?


Могут ли мне предложить испытательный срок?







Просмотр содержимого документа
«Раблист»

Рабочий лист


Трудовые споры могут быть_________________ (разногласия между работником и работодателем) и коллективными (разногласия между _______________________________ и работодателем).

Урегулирование индивидуальных трудовых споров.

Рассматриваются комиссией по трудовым спорам или ____________. Комиссия по трудовым спорам – первичный орган по рассмотрению трудовых споров. Работник в течение _______________ с того дня, как узнал о нарушении своего права обращается в комиссию по трудовым спорам.

Урегулирование коллективных трудовых споров.

Данные споры рассматриваются примирительной комиссией, которая создается в течение ____________. Если согласие достигнуть не удалось, то создается _____________________________.

Если трудовой арбитраж не может урегулировать спор, то работники имеют право на проведение _____________.

Условия проведения забастовки:

Работодатель должен быть предупрежден о проведении забастовки в ________________ форме не позднее, чем за 10 дней до начала.

Незаконны забастовки работников, от которых зависит ______________________________________________________________.

____________________ ответственность – это возложение на работника неблагоприятных последствий или дисциплинарных санкций за неисполнение трудовых обязанностей.

К дисциплинарным санкциям относятся: замечание, _____________, _______________.

Дисциплинарные санкции могут быть наложены, если в действиях работника имелась ________.

Материальная ответственность за вред, причиненный работником предприятию, на котором он работает, налагается в пределах ____________________________ (за исключением некоторых случаев).

Материальная ответственность может быть наложена независимо от того, применялись ли к работнику ____________________ санкции.

Материальная ответственность возлагается как на _______________, так и на работников.

Просмотр содержимого документа
«Ситуации»

Ситуации



1.

В разгар эпидемии гриппа забастовали участковые врачи городской поликлиники, требуя для себя установления надбавок к заработной плате в размере 50% на период обслуживания жителей во время эпидемии, которая, как правило, продолжается по 2-3 месяца в году. Сое требование они обосновывали тем, что в этот период существенно возрастает их нагрузка и повышается опасность заболевания самих врачей. Все необходимые правила проведения забастовки были ими выполнены.

Однако главный врач поликлиники подал исковое заявление в суд с просьбой признать забастовку незаконной. В обосновании он указал, что врачи относятся к категории работников, которым вообще запрещено бастовать, поскольку такие их действия создают угрозу здоровью людей.

Каким должно быть решение суда по данному спору?







2.

Разнорабочий Бардин при установке мебели в кабинете директора разбил там зеркало. Возместить ущерб Бардин отказался, заявив, что разбил зеркало случайно. Начальник наложил на Бардина выговор и взыскал с его заработной платы стоимость зеркала.

Есть ли в действиях Бардина вина? Какие меры юридической ответственности к Бардину применены и законно ли?





Просмотр содержимого документа
«конспект урока»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №37» города Смоленска











Конспект урока

по праву в 11 классе



Тема

Трудовые споры. Дисциплинарная ответственность.












Учитель: Семочкина З.С.









2017 – 2018 учебный год

Тема урока: Трудовые споры. Дисциплинарная ответственность.


Цели урока:

  1. Освоение учащимися новых знаний о труде, о сущности трудовых отношений и их законодательном регулировании;

Познакомить с основным понятийным аппаратом (трудовые споры, индивидуальный трудовой спор, коллективный трудовой спор, забастовка, дисциплинарный проступок, дисциплинарная ответственность, материальная ответственность);

  1. Актуализировать применение теоретических знаний о трудовом праве на практических примерах из общественной жизни; развивать аналитические способности и умение устанавливать логические причинно-следственные связи и использовать проблемный подход, сформировать умения и навыки решать экзаменационные задачи части А, В.С из единого государственного экзамена.

Совершенствовать монологическую речь, информационную и коммуникативную компетенции.

Развивать самостоятельность, ответственность за результаты учебной деятельности.

  1. С целью формирования правового сознания показать грамотное применение норм трудового законодательства в реальной практике, способствовать формированию соответствующих правовых компетенций у учащихся.

Результаты обучения

Предметные результаты: представление о понятиях (трудовые споры, индивидуальный трудовой спор, коллективный трудовой спор, забастовка, дисциплинарный проступок, дисциплинарная ответственность, материальная ответственность), понимание современных подходов к характеру трудовой деятельности.

Метапредметные результаты: умение формулировать собственное мнение по проблеме, отбирать информацию, ее систематизировать, анализировать, делать выводы.

Личностные результаты: коррекция представлений о ценности трудовой деятельности, требований к будущей профессиональной деятельности.



Тип урока: комбинированный урок.


Форма урока: ролевая игра (моделирование ситуации) и практическое занятие (лабораторная работа).


Способы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, фронтальная формы работы;

приемы личностно-ориентированного, традиционного и нетрадиционного

обучения (эвристическая фронтальная беседа, репродуцирование, имитация

жизненной ситуации «Консалтинговая юридическая фирма» (наличие ролевых позиций у участников), решение познавательно-практических задач,

рефлексия.



Ход урока:

  1. Разминка.

  2. Опрос домашнего задания (ролевая игра)


Чтобы разобраться в специфике трудовых правоотношений, учитель предлагает учащимся смоделировать жизненную ситуацию: сыграть роль юрисконсультов (специалистов различных отделов юридической консалтинговой фирмы «Онищенко и К»). Учитель производит компоновку отделов (рассаживает учащихся по группам). В роли посетителя, юристов — выступают учащиеся. Они способны сыграть роли главного менеджера и ведущих специалистов юридических отделов. Остальные учащиеся, квалифицируемые как простые специалисты, в ходе урока осуществляют поиск необходимой информации ,дополняют ответы консультантов.



Посетитель.

Здравствуйте! Юридическая фирма «Онищенко и К»? Вы оказываете консультационные услуги по трудовым правоотношениям?


Главный менеджер. Да, верно.


Посетитель.

Великолепно! То, что мне нужно. Я как раз попала в затруднительную ситуацию. Поможете?


Главный менеджер. Проходите, Вам окажут необходимую помощь.


Ведущий специалист отдела № 1.

Здравствуйте! Иванов Петр Петрович, ведущий специалист отдела «Нормативная база регулирования трудовых отношений». К Вашим услугам.


Посетитель.

Всегда задавалась вопросом: «Труд — это право или обязанность?». Думаю, что обязанность, если всю жизнь, с момента окончания института или училища до выхода на пенсию, люди вынуждены трудится.


Ведущий специалист отдела № 1.

Вы ошибаетесь, труд в нашей стране, как и в любом демократическом государстве, является правом. Доказательством моей правоты является Конституция РФ.


Посетитель.

Почему же люди вынуждены работать большую часть своей жизни?

Ведущий специалист отдела № 1.

Они могут этого не делать. Но не использовать предоставленную нам возможность трудиться нельзя, поскольку таким образом мы обеспечиваем себе материальную стабильность. Более того, право на труд понимается как

1) право свободного выбора профессии и, соответственно, места работы;

2) право трудиться в условиях, отвечающих требованиям санитарии, безопасности, комфортности;

3) право на защиту от безработицы.


Посетитель.

Спасибо, не знала! А в каких документах сказано о праве на труд?


Ведущий специалист отдела № 1.

Это «Всеобщая декларация прав человека и гражданина», принятая ООН в 1948 г. (документ международного значения); это Конституция РФ(1993 г.); это Трудовой кодекс РФ (2002 г.)

Посетитель.

Я недавно закончила ЧелГУ, факультет журналистики. Хочу устроиться на работу в редакцию какого-нибудь журнала. Что для этого необходимо?

Ведущий специалист отдела № 1.

По этому вопросу обратитесь лучше в отдел № 2.

Ведущий специалист отдела № 2.

Здравствуйте! Васильев Петр Иванович, ведущий специалист отдела «Условия, необходимые для поступления на работу».Чем могу помочь?

Посетитель.

Подскажите, что необходимо для устройства на работу?


Ведущий специалист отдела № 2.

Условия, необходимые для поступления на работу, следующие:

а) достижение необходимого возраста;

б) получение образования;

в) предоставление необходимых документов;

г) подписание трудового договора;

д) прохождение испытательного срока.

Более подробно с этой информацией Вас познакомят специалисты моего отдела.


Ведущий специалист отдела № 2.

Также при приеме на работу нужно предоставить перечень документов:

а) это паспорт (или иной документ, удостоверяющий личность);

б) трудовая книжка (если Вы впервые устраиваетесь на работу, то трудовую книжку Вам заведут в отделе кадров по месту трудоустройства);

в) страховое пенсионное свидетельство;

г) документы воинского учета (для военнообязанных лиц);

д) диплом о профессиональном образовании или аттестат о среднем полном или основном общем образовании;

е) медицинская книжка или справка о состоянии здоровья (медицинские книжки должны иметь работники организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализации ей пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения).


Ведущий специалист отдела № 2 (следующий).

Вы должны будете внимательно ознакомиться с текстом трудового договора и подписать его. Трудовой контракт — это письменное соглашение сторон (работодателя и работника) по поводу их взаимных прав и обязанностей. Кстати, договоры бывают индивидуальными и коллективными. Индивидуальный договор заключают непосредственно работодатель и работник, коллективный подписывается между коллективом организации и работодателем. Кроме этого, договоры бывают срочными и бессрочными. Срочный подписывается на определенный срок (индивидуальный — максимум на 5 лет, коллективный — на 3 года), бессрочный же не лимитирует время работы.


Ведущий специалист отдела № 2 (следующий).

Иногда работника просят пройти испытательный срок, во время которого его проверяют на предмет ответственности, дисциплинированности, профессионализма.

Время испытания устанавливается разное, но оно не может превышать 3-х месяцев, а для руководящих работников — 6-ти месяцев. Не проходят испытательный срок следующие категории работников:

а) молодые специалисты (только окончившие учебное заведение);

б) женщины в положении;

в) лица, устраивающиеся на другую работу переводом;

г) несовершеннолетние лица.


Посетитель. Спасибо!

Подведение итогов.


  1. Изучение нового материала.

Сегодня мы продолжаем знакомиться с основами трудового права.

Вашему вниманию предлагается ситуация, которую вы сможете правильно и квалифицированно разрешить после изучения нового материала.



Ситуация: в разгар эпидемии гриппа забастовали участковые врачи городской поликлиники, требуя для себя установления надбавок к заработной плате в размере 50% на период обслуживания жителей во время эпидемии, которая, как правило, продолжается по 2-3 месяца в году. Сое требование они обосновывали тем, что в этот период существенно возрастает их нагрузка и повышается опасность заболевания самих врачей. Все необходимые правила проведения забастовки были ими выполнены.

Однако главный врач поликлиники подал исковое заявление в суд с просьбой признать забастовку незаконной. В обосновании он указал, что врачи относятся к категории работников, которым вообще запрещено бастовать, поскольку такие их действия создают угрозу здоровью людей.

Каким должно быть решение суда по данному спору?



Тема нашего урока: Трудовые споры. Дисциплинарная ответственность.

Знания, полученные на предыдущем уроке, помогут вам освоить сегодняшний материал. Нам предстоит рассмотреть понятия трудовые споры, индивидуальный трудовой спор, коллективный трудовой спор, забастовка, дисциплинарный проступок, дисциплинарная ответственность, материальная ответственность

Работать мы будем по группам. Сегодня на уроке все мы — партнеры, я прошу вас помогать друг другу. В каждой группе есть руководитель. Он оценивает ваш личный вклад в работу группы.

У вас есть рабочая карта учащегося, в соответствии с которой вы по ходу урока будете делать необходимые записи.

1 группа – изучает индивидуальные трудовые споры

2 группа – изучает коллективные трудовые споры

3 группа – изучает организацию и проведение забастовки

4 группа – изучает дисциплинарную ответственность

5 группа – изучает материальную ответственность

Записи в тетради делаете в соответствии с рабочей картой учащегося. Источником информации для вас служат статьи ТК РФ.

Затем каждая группа выступает с отчетом о проделанной работе. Все остальные по ходу выступления групп делают необходимые записи в рабочих листах.



  1. Закрепление изученного материала.

Вернуться к рассмотрению ситуации, предложенной в начале урока.

Затем рассмотреть другую ситуацию:

Разнорабочий Бардин при установке мебели в кабинете директора разбил там зеркало. Возместить ущерб Бардин отказался, заявив, что разбил зеркало случайно. Начальник наложил на Бардина выговор и взыскал с его заработной платы стоимость зеркала.

Есть ли в действиях Бардина вина? Какие меры юридической ответственности к Бардину применены и законно ли?



  1. Рефлексия.

  1. На уроке я работал активно/пассивно

  2. Своей работой на уроке я доволен/не доволен

  3. Урок для меня показался коротким/длинным

  4. За урок я не устал/устал

  5. Мое настроение стало лучше/стало хуже

  6. Материал урока мне был понятен/не понятен/полезен/бесполезен/интересен/скучен



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!