СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по теме "Вечная тайна любви. И.А.Бунин "Темные аллеи"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Вечная тайна любви. И.А.Бунин "Темные аллеи"»

Ивана Бунина «Тёмные аллеи»



Тема«Тёмные аллеи» Ивана Бунина



Цель урока:

  • Продолжить изучение творчества И.А. Бунина;

  • Узнать, как создавался последний сборник рассказов И.А.Бунина «Тёмные аллеи» на примере избранных рассказов

  • Выяснить философию отношения писателя к любви, к жизни.



Ход урока



I Вступительное слово учителя.

У каждого писателя, несмотря на многообразие творчества, есть свои наиболее удачно раскрываемые темы. Такой темой для Ивана Бунина, как и для многих других писателей, стала тема любви.

Сегодня наше знакомство с творчеством Иван Бунина продолжится. Мы обратимся к циклу рассказов «Тёмные аллеи», который создавался в очень непростой для писателя и для России период – весной 1944 года.



Работа над сборником «Тёмные аллеи» велась с 1937 по 1945 годы. Бунин писал свою книгу «запоем», и случались недели, когда он буквально не отрывался от письменного стола с утра до вечера, запираясь в своей комнате. Несколько раз переписывал рассказ, подбирал имена героям, заглавиям.

Сборник открывается рассказ «Тёмные аллеи», его название стало названием всего цикла рассказов.

Первое издание сборника состоялось в 1943 году в Нью-Йорке тиражом в 600 экземпляров (в сборник вошло 11 рассказов из 20 написанных: «Тёмные аллеи», «Кавказ», «Баллада», «Спят», «Муза», «Поздний час», «Руся», «В Париже», «Таня», «Натали», «Апрель»). Через 3 года в Париже на русском языке вышел в свет сборник полностью (в него вошло 38 новелл). В Советском Союзе рассказы впервые начали печатать с 1955 года.



Обратимся к дневнику писателя: «Плохо мы живём в Грассе, очень плохо. Ну, картошку мёрзлую едим. Или водичку, в которой плавает что-то мерзкое, морковка какая-нибудь. Это называется супом... Живём мы коммуной. Шесть человек. И ни у кого гроша нет за душой – деньги Нобелевской премии давно уже прожиты».

Почти невероятно, что в этих условиях создавалась одна из лучших книг русской литературы. И о чём? О любви!

Русская классическая литература долгое время решала философско-нравственные проблемы, а любовь отступала на второй план. Л. Н. Толстой в 80-е годы пришёл к мысли, что любовь – это грех, это нечто постыдное. В «Крейцеровой сонате» он писал: «Предполагается в теории, что любовь есть нечто идеальное, возвышенное, а на практике любовь ведь есть нечто мерзкое...»

Преклоняясь перед Толстым, Бунин всё же никогда не мог согласиться с его словами. «Всякая любовь – великое счастье, даже если она не разделена.

Интересен взгляд И. Бунина на любовь. Однажды в разговоре о счастье он привёл слова Л. Толстого: «Счастья в жизни нет, есть только зарницы его - цените их, живите ими». И любовь в понимании И. Бунина - это зарница: вспыхнула и погасла. Про героев Бунина нельзя сказать словами Грина: «Они жили долго и умерли в один день». Описание тихого семейного счастья не привлекает писателя. А попытка построить это счастье оборачивается неудачей. Как бы сильно ни любили герои, финал всех рассказов одинаково печален. Герои расстаются. В этой разлуке «есть высокое значенье». Только в таком случае, по мысли Бунина, любовь остаётся «где-то в сердце на всю жизнь».

Анализ рассказа «Темные аллеи». Беседа по восприятию и оценке рассказа.

1. - Обратимся к тексту самого рассказа. Выявим основные темы рассказа. (любовь, предательство, расплата)  

- Кто является главным героем? (он и она, мужчина и женщина)

- Что произошло на постоялом дворе? (встретились два человека, которые в юности любили друг друга)

- Что стало основной причиной расставания? (социальное положение: она бедна, он богат)

2. ХАРАКТЕРИСТИКА ГЕРОЕВ

Надежда - главная героиня рассказа «Темные аллеи» -воспитывалась в господском доме. Мы можем предположить, что таких служанок при господах обучали хорошим манерам, «прилично себя держать» и при гостях, и при хозяевах. Была она скорее всего хороша собой, чиста, опрятна. Такая она и теперь (портрет Н.). Иногда, при добрых помещиках, такие девушки, благодаря молодым барышням дочерям господ, становились членами этой семьи. Можно предположить, что господа к ней не плохо относились. Узнав о ее романе с их сыном, господа решили избавиться от нее. А чтобы как-то обелить себя, дали ей вольную.

Николай. Был отменно хорош собой, подтянут, но с годами приобрел важность и строгость (портрет Н.С.). Для своего сыночка родители выбрали военную карьеру. Иногда он приезжал домой навестить своих родителей - господ, нянюшек, бабушек, тетушек. В один из приездов вдруг в доме он обнаружил очаровательное создание. Это была Надежда. Они проводили лучшие минуты жизни, он читал ей стихи Н. Огарева «Обыкновенная повесть»

Была чудесная весна
Они на берегу сидели...

Узнав об увлечении своего сына служанкой, господа немедленно отослали его в полк.

Вопросы

- Как сложилась судьба Надежды после расставания?

(Она по-своему устроила свою жизнь, стала содержательницей постоялой горницы).

- Сохранила ли она любовь к Николаю Алексеевичу? Любит ли она его по сей день?

(Сколько ни проходило времени, Надежда сохранила свою любовь к герою. Она знала, что давно его нет прежнего, но продолжала любить, несколько раз хотела руки на себя наложить от обиды).

- Смогли бы вы простить человека, который поступит таким образом с вами?

(- Я бы не простил(а) такого бессердечного человека, ведь он подло поступил.

- А я думаю, что если сильно любить, то можно простить. Но надо устроить свою жизнь).

- Почему такая женщина не вышла замуж?

(Она не вышла замуж и не могла выйти замуж, потому что любит его до сих пор).

Вопросы

- Как сложилась судьба Николая Алексеевича?

(Женился, любил жену без памяти, а она изменила ему, бросила. Сын рос, возлагал на него надежды, а вышел негодяй, без сердца, без чести, без совести).

- Помнил ли он о своей первой любви?

(Он же женат, забыл о своем увлечении молодости).

- Что понял герой после разговора с Надеждой?

(Он понял, что Надежда дала ему лучшие минуты жизни. Что-то грустное входит в его душу с этой встречей...).

- Почему же Надежда не остановили своего любимого, ведь она его любила, любит и будет продолжать любить?

(Она не простила героя, не забыла своих обид, но и не разлюбила, не забыла его, помнит и живет в прошлом, как это часто случается с глубокими натурами, способными любить сильно и верно, всю жизнь).

- Почему он так быстро уехали? Не задержались, не продолжили мгновения встречи?

(Продлевать минуты встречи все равно, что продлевать мгновения своего подлого поступка)

- Кто в рассказе представляется вам более человечным и цельным — хозяйка или старый военный?

(Более человечным и цельным мне представляется главная героиня. Она верна своему чувству, сильна. Жизнь научила ее терпеть, пройти через испытания. Ведь смогла же она свое малодушие побороть).

4. - Ребята, а теперь обратим внимание на природные реалии в рассказе. Как описывается осень в рассказе? На какие природные детали обращает внимание писатель?

(Холодное осеннее ненастье, дороги, залитые дождями и изрезанные многими черными колеями; бледное, низкое солнце; пустые поля)

- А как вы можете представить эту осень?

(Осень, которая создает мрачное и печальное настроение).

- А почему встреча происходит осенью, а не весной? Какую роль играет образ заката в рассказе?

(Для героев жизнь как бы уже пройдена, скорее всего большой любви, такой, какой у них была, больше уже не будет. Это закат жизни, закат любви).

- Обратите внимание на финал рассказа, как изменяется свет? (Солнце, хотя и бледное, и низкое, желто светило на поля)

- О чем это говорит?

(Свет озаряет любовь. Герой рассказа наконец-то понял, что Надежда дала ему истинно волшебные минуты жизни. Это единственный свет в его душе).

- Значит, любовь - это вспышка света в его душе, которая для него зажглась и погасла, а для героини еще светит.

Таким образом, мы пришли к пониманию бунинской философии любви как о «неком высшем напряженном моменте бытия», который озаряет всю жизнь человека.

- Обратимся к поэтике названия рассказа. Можно подчеркнуть и метафоричность названия. А смогли бы вы подробнее раскрыть эту метафору?

(Темные аллеи - название рассказа - мыслится как символ. Это не темные, тенистые аллеи, а странные неожиданные лабиринты любви.).

- Ребята, вы наверно согласитесь, что любовь героев «Темных аллей трагична, но все же будем помнить, что «всякая любовь великое счастье...», что любовь - это закон мироздания. Об этом и стихотворение современника великого прозаика К. Бальмонта «Люби».

Кто не любил, не выполнял закон,
Которым в мире движутся созвездья,
Которым так прекрасен небосклон.
Он в каждом часе слышит мертвый звон.
Ему никак не избежать возмездья.
Кто любит, счастлив. Пусть хоть распят он.



III Анализ рассказов «Чистый понедельник»,

Учитель: Герои рассказа «Чистый понедельник» молоды, красивы, богаты, принадлежат к одному кругу и ... несчастливы.

  • Название рассказа яркое, точное, вместе с тем многозначное. Что значит для человека этот день недели – понедельник?

Обычно с понедельника человек решает изменить свою жизнь.

УчительВерно. Но не день недели определяет поворот в жизни, а внутренние часы человека, которые идут по своим законам. К смыслу заглавия мы вернёмся чуть позже, а сейчас давайте прочитаем отрывок из рассказа.

«Первый день Великого Поста называется Чистым понедельником. Перед его началом благочестивые люди убирают все предметы роскоши в доме, всё, что может настроить на легкомысленный лад. Многие в понедельник стараются не принимать пищу вовсе. Изменяется в эти дни и храм: служители облачаются в тёмные, постовые ризы, звон к богослужению становится редким и унылым, песнопений бывает мало, слышится чтение псалмов и молитв, призывающих нас к сердечному сокрушению о грехах».

  • Давайте попытаемся проникнуть в художественный мир рассказа. Какие особенности произведения вы заметили?

Повествование ведётся от первого лица, у героев нет имён.

  • Почему нет имён у главных героев рассказа?

Возможно, для писателя важны не имена, а нечто другое: важно показать внутренний мир человека, отношения между людьми, переживания героев.

  • А есть ли в рассказе имена собственные? Какова их роль?

Есть. Это фамилии, названия улиц, каких-то московских местечек.

  • Значит, в этом рассказе судьба героев тесно переплетена с судьбой России. Прежде всего обращает на себя внимание героиня. Что можно сказать о ней?

Натура очень сложная, загадочная, во многом она непонятна герою. Она зачем-то училась на курсах, разучивала начало «Лунной сонаты», зачем-то повесила над диваном портрет босого Толстого.

А на вопрос: «зачем?» пожимала плечами: «А зачем всё делается на свете? Разве мы понимаем что-нибудь в своих поступках?» Всё, что делает героиня, похоже на поиск себя; но её ничто не удовлетворяет.

  • Какую жизнь ведут герои? Чем занимаются?

Жизнь, самая обычная для их круга. Каждый вечер они встречаются и едут в ресторан обедать, затем идут на концерт, на театральный капустник, в театр.

  • Как относится к такой жизни героиня?

Она издевается над обильной пищей, говорит, что нет ничего пошлее театральных капустников, она уходит с концерта Шаляпина, потому что «не в меру разудал был». Роман В. Брюсова «Огненный ангел», которым зачитывались в столице, ей кажется «до того высокопарным, что совестно читать».

  • Почему же героиня продолжает посещать капустники, концерты, читать книги, которые предлагает герой, обедать и ужинать с ним? Ведь ей всё это чуждо?

Можно ответить строчками текста: «Похоже было на то, что ей ничего не нужно: ни цветы, ни книги, ни обеды, ни театры, ни ужины за городом...»

  • А герой? Он нужен?

Герой тоже чувствует себя ненужным. Он говорит: «Не представляете вы себе всю силу моей любви к вам! Не любите вы меня!» Но он счастлив уже тем, что сидит с ней в санках, входит с ней в залу ресторана, слышит её голос. «И завтра, и послезавтра будет всё то же, - думал я, - все та же музыка и все то же счастье!»

  • Но завтра и послезавтра у счастья не бывает. И герой скоро это поймёт. Когда это произойдёт?

Это происходит в Прощёное воскресенье, когда героиня вдруг предлагает поехать на кладбище, и мы вместе с героем узнаём, что она часто ходит в кремлёвские соборы, в монастыри, любит читать русские летописные сказания. Ей кажется, что только в монастырях и в духовных песнопениях сохранилось «чувство родины её стороны».

УчительДа, героиня пытается найти смысл, опору в окружающем её мире, но не находит. Даже любовь героя не приносит ей счастья. Она не может ответить сильным чувством. Мир, общество несовершенны. А наш герой? Он вполне удовлетворён жизнью. Здесь мы видим пропасть, разделяющую героев.

  • Бунин ставит героиню перед выбором. Что она выбирает?

Она выбирает монастырь, её не устраивает настоящее, ей хочется в прошлое.

  • Разрыв с настоящим происходит в Чистый понедельник. Почему так назван рассказ?

В этот день героиня очистилась от праздной, бессмысленной жизни, от любви героя. Не найдя красоты, духовности в современном мире, героиня уходит из него туда, где, ей кажется, они есть: в монастырь.

Учитель: В финале рассказа происходит узнавание героини: она, её душа - высь; он и связанное с ним - настоящее, земное.

И. А. Бунин считал, что в сборнике «Тёмные аллеи» каждый рассказ написан «своим ритмом», а про «Чистый понедельник» он написал на обрывке бумаги в одну из своих бессонных ночей: «Благодарю Бога, что он дал мне возможность написать «Чистый понедельник».



Рассказ «Холодная осень»

(Это неточное воспроизведение строчки фетовского стихотворения без

названия.)

Какая холодная осень!

Надень свою шаль и капот;

Смотри: из-за дремлющих сосен

Как будто пожар восстает.

Сияние северной ночи

Я помню всегда близ тебя,

И светят фосфорные очи,

Да только не греют меня.



-Если рассказ о любви, то почему Бунин не назвал его иначе, не связал

название со словом «любовь»?

(Название рассказа - метафора одиночества немолодой уже героини («осень

жизни»), но в то же время - это желанная для неё пора, идеальная ситуация:

возвращение в осень 1914 года, уход в вечность.

-Найдите в тексте подтверждение этому... .да, а что же всё-таки было в моей жизни? И отвечаю себе: только тот холодный вечер.

.. .И это всё, что было в моей жизни,- остальное ненужный сон.)

-Докажите теперь своими словами, что всё остальное ненужный сон.

Грустным рефреном, повторяющейся фразой, звучат слова жениха героини «Ты поживи, порадуйся...» И мы видим, что живёт героиня всего один вечер.

-Какова композиция рассказа?

Экспозиция около полутора месяцев: первая половина июня до19 июля 1913г.Показываются события, прдшествующие завязке.

Основная часть Вечер в сентябре, утро отъезда героя(пауза- ме-

сяц). Смерть героя - его уход из жизни и «прерывание» жизни героини.

Финал тридцать лет тягостного существования героини.

Возвращение из фабульного настоящего (1944г.) к «началу» - воспоминание о Ницце 1912г.

Обратимся к экспозиции.

-Что в начале рассказа показалось вам странным?

(Бунин умышленно не называет имена героев.)

-В первой части рассказа, так же, как и во всём рассказе автор использует

реалии. Найдите их.

(Начало войны, .. .жила в Москве, уехала в Екатеринодар, отплыли из

Новороссийска в Турцию...Болгария, Сербия, Чехия, Бельгия, Париж,

Ницца...)

-Можно провести параллель между героиней и самим писателем, на

долю которого выпало немало лишений: скитания, потеря родины, тоска.

-Найдите ещё реалии .(Война с Германией, убийство Фердинанда...)

Ученик. В рассказе слово война несёт тревогу. Хотя мы не видим военных

действий, но события диктуют нам ещё одну тему - тему мировой войны.

Масштабов войны нет, но её разрушительная сила ощутима.

Подтвердите текстом. (.. .приехал всего на сутки - проститься перед

отъездом на фронт, настал наш прощальный вечер; Если меня убьют...,

Убили его через месяц...)

Назовите языковые средства в 1-й части рассказа.

Учащиеся находят выразительные средства, делают вывод.

(Для языка Бунина характерен устойчивый характер троп. Хрустальный звон, конфетное лицо, траурный. В рассказе это роковой мешочек, тайные мысли, прощальный вечер, шоколадный магазин. На основе использования драгоценных камней и самоцветов, слов серебро, золото - осыпанные блестящими звёздами, как блестят глаза! Золотой образок, сверкающей изморозью, ручками с серебряными ноготочками, золотыми шнурочками.)

Для данного рассказа характерно использование образных средств для обозначения «вещного мира», мира ощущений, создающих план вечного. (Подтвердите это текстом.)

(Мы в этот вечер сидели тихо..., скрывая свои тайные мысли и чувства; Ну что же, если убьют, я буду ждать тебя там... .. .где-то там он ждёт меня с той же любовью и молодостью.

-Да, эти образы взаимодействуют с образами вечного мира, бытия, непостижимого человеку.

Для того, чтобы убедиться, что для многих бунинских произведений характерен образ мира вечного, давайте сравним стихотворение «В окошко из тёмной каюты...» и рассказ «Холодная осень».

Одно только звёздное небо,

Один небосвод недвижим,

Спокойный и благостный, чуждый Всему, что так мрачно под ним.

«.. .В саду, на чёрном небе, ярко...

«Потом стали обозначаться в свет-

леющем небе чёрные сучья, осы- панные минерально блестящими

звёздами.»



В рассказе божественное великолепие мира противопоставляется хаосу, беспощадной власти рока. Используются повторы(Если меня убьют.. .А вдруг правда убьют? Ну что же, если убьют...

-Какая связь между 1 и 2-й частью рассказа?

(2-я часть начинается словом убили. Т.е. власть рока беспощадна.)

-Назовите эпитеты, подтверждающие это. (холодный, чёрный, равнодушный)

1. Анализируя природу и человека, мы говорим, что пейзаж повторяет состояние лирического героя. Подтвердите это текстом.

(Удивительно ранняя и холодная осень. - Тебе не холодно? Холод, холодный вечер ассоциируется с холодом в душах героев, предчувствием беды. Зимний вечер - смерть возлюбленного.

-Многообразие оттенков фиксируется при помощи эпитетов, сочетанием наречий с прилагательными(цветовые наречия). Найдите их.

Чистые ледяные звёзды, жаркая лампа, осенняя прелесть, минерально блестящие звёзды, по-осеннему.

Учитель.Рассказ построен на ассоциативных связях настоящего и прошлого, следовательно, он имеет пространственно - временную перспективу. Особенность её в том, что в эмоционально - оценочном плане настоящее и прошлое окрашены общим тоном взволнованности.(Могла ли я думать в те счастливые дни, чем некогда она(Ницца) станет для меня!). Героиня погружена в себя - в её внутреннем мире одинаково уживается прошлое и настоящее, одинаково живо переживаемое сейчас и тогда. Представление о стиле Бунина было бы далеко не полным, если бы мы ограничились только характеристикой образных средств. Ведь Бунин - один из тончайших русских стилистов.

Анализ рассказов по выбору

ДЗ Написать рецензию на одн из рассказов из цикла


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!