СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по теме "Виновен-отвечай"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Виновен-отвечай"»

Конспект урока по обществознанию 7 класс

Подготовила учитель истории и обществознания

Стародубец Екатерина Леонидовна

15.02.2023г.


Тема урока «Виновен – отвечай»

Цель урока: подвести обучающихся к пониманию неизбежности справедливого наказания за совершенные преступления, подвести обучающихся к пониманию понятия «законопослушное поведение», что это нормальное, обычное поведение большинства людей.

Задачи урока:

-   обучающие: подвести к пониманию понятий «закон», «преступление», «несовершеннолетний преступник», «ответственность за свои поступки»;

- развивающие: развитие познавательных интересов учащихся, умения работать в группе с учебником;

-   воспитательные: формирование культуры общения при работе в группах, нравственной позиции.

Планируемые результаты:

Предметные:

    • Научиться объяснять значения понятий «законопослушное поведение», «противозаконное поведение», «правонарушение», «преступление», «проступок», «ответственность за правонарушения».

    • Характеризовать законопослушное поведение и виды нарушений, объяснять их с опорой на явления социальной действительности.

    • Различать разные виды наказаний, предусмотренных законом.

    • Давать оценку общественным явлениям с позиций, одобряемых в современном российском обществе.

Метапредметные:

    • Личностные: осознать необходимость соблюдения правовых норм общества.

    • Регулятивные: принимать и формулировать учебную проблему; определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; умение организовывать свою деятельность.

    • Познавательные: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия явлений; давать определения понятиям; вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации; выполнять познавательные и практические задания; выполнять познавательные и практические задания.

    • Коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом; развивать умения точно и грамотно выражать свои мысли; решать учебные проблемы.

Личностные:

    • Овладение навыками публичных выступлений (высказывания, монолог).

    • Определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

    • Формирование ответственности за свое поведение.

    • Осознание необходимости соблюдения правовых норм.

Тип урока – изучение новой темы.

  Образовательные технологии, используемые на урок - создание проблемной ситуации, групповая работа, мозговой  штурм, индивидуальная и фронтальная работа.

Оборудование: мультимедийная установка, персональный компьютер, презентация, карточки для групповой работы.

Ход урока

  1. Организационный момент. Здравствуйте ребята. Сегодня мы с вами хорошо поработаем: вы покажете свои знания и умения, продемонстрируете то, что вы уже усвоили. А я постараюсь вам дать новые, нужные знания. Желаю всем нам удачи!

  2. Актуализация знаний.

Почему общество нуждается в порядке? (чтобы люди чувствовали себя спокойно и комфортно)

Какова роль закона в обществе? (сохранять установленный порядок).

3. Изучение нового материала.

1) Создание проблемной ситуации.

На сегодняшнем уроке мы будем рассматривать с вами одну из важнейших тем нашего современного общества. Но как вы знаете, общество развивалось не одну сотню лет, и люди совершали в своей жизни разные поступки.

Ребята, давайте посмотрим фрагмент мультфильма «Дядя Степа» и пронаблюдаем за поведением героев.

Кто показан в этом фрагменте?

Как его называет голос за кадром?

Как ведёт себя мальчик?

Сколько лет персонажу сюжета?

Может ли он нести ответственность за свои поступки?

Как вы считаете, мальчик виновен?

Должен он отвечать за свои поступки?

Исходя из такого вступления в урок сформулируйте тему урока.

Итак, тема нашего урока «Виновен – отвечай».

2) Целеполагание.

Тему урока вы назвали. А на основе просмотренного фрагмента мультфильма и с помощью опорных глаголов сформулируйте цель нашего занятия. (Прием формирование цели при помощи опорных глаголов) Учащимся предлагается готовый набор глаголов, при помощи которых они определяют цель (Глаголы: Выяснить, Проанализировать , Доказать , Сделать вывод, Разобраться )

Формулирование учащимися цели урока: сделать вывод, что каждый человек должен отвечать за свои плохие поступки.

 - На какие вопросы вы бы хотели сегодня получить ответы, что хотели бы узнать?

- Что же вас интересует? (дети задают вопросы)

3) «Открытие» нового знания

- Я рада, что у вас много вопросов. Значит, чтобы найти на них ответы нам предстоит много дружно потрудиться.

Перед вами примеры поступков. Как вы оцениваете их?

1. В школе девятиклассник позвал семиклассника в туалет и сказал, чтобы завтра он принес пачку сигарет.

2. Вера Ивановна заплатила налог за земельный участок.

3. Водитель такси остановился на красный сигнал светофора.

4. Парень нацарапал на крыле чужого автомобиля какой-то рисунок.

5. Гражданка Р. похитила у пассажира кошелек с деньгами.

6. Пассажир оплатил проезд в общественном транспорте.

В ситуациях 2,3,6 люди ведут себя по правилам.

А в ситуациях 1,4,5 нет. Нарушают закон.

1. А как в науке называется такие типы поведения? - Законопослушное и противозаконное.

Скажите, а в сюжете главный герой какое поступок совершил? - Противозаконный.

А как вы определили? — Значит есть признаки.

Выберите из списка тот вариант поведения, который дает полное определение, подчеркните его.

1. Как вы думаете, что такое законопослушное поведение? Каковы его признаки?

Законопослушное поведение – это поведение, которое не нарушает закон и предполагает полезную для общества деятельность. (полное определение).

Законопослушное поведение – это поведение, которое не нарушает нравственные нормы. (неполное определение).

Законопослушное поведение – это поведение, которое вызывает одобрение со стороны общества. (не точное определение).

2. Что такое противозаконное поведение? Каковы его признаки?

Противозаконное поведение – это поведение, которое запрещено законом; оно наносит вред обществу, людям (полное определение).

Противозаконное поведение – это поведение, которое наносит вред обществу, людям (неполное определение).

Противозаконное поведение – это поведение, которое вызывает у людей негативную реакцию (неточное определение).

Приведите примеры.

2. «Любое деяние (действие или бездействие), нарушающие нормы права, называются правонарушением. Оно всегда опасно для общества, наносит ему вред. Но степень общественного вреда может быть различной. В зависимости от этого правонарушения подразделяют на две группы: преступления и проступки.

Работа с материалом на с.52 учебника. Заполнение таблицы.

Виды правонарушений

Правонарушения

Преступление

Проступок

Виды

против здоровья и жизни человека, против чести и достоинства, против прав и свобод граждан, против собственности, общественной безопасности и порядка

мелкое хулиганство, нарушение правил ПДД, пожарной безопасности, экологических правил, причинение вреда чужому имуществу, нарушение дисциплины по месту работы и учебы

В каких законах содержится перечень нарушений и виды наказаний?

Уголовный кодекс РФ

Административный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ

Наказания

исправительно-трудовые работы, лишение свободы

предупреждение, штраф, лишение специальных прав, возмещение причиненного ущерба, замечание, объявление выговора, увольнение, исключение.

За любое правонарушение наступает ответственность. Где содержится перечень правонарушений (проступков и преступлений)? От чего зависит наказание? – от степени вреда, причиняемого нарушением. Следовательно, если учитывать, какой вред принесло нарушение, можно установить, справедливо ли наказание. Какие наказания?

Определения проступка и преступления

__________ - действие, либо бездействие, посягающее на установленные законами общественные отношения, отличающееся небольшой общественной опасностью. Бывают административные, гражданские и дисциплинарные. ___________________________

_____ - это виновное противоправное общественно опасное деяние (действие или бездействие), которое влечёт за собой уголовную ответственность.

Подумайте в чем разница между проступком и преступлением? (степенью общественной опасности) какое более опасное? –преступление

Давайте попробуем разобрать конкретные правовые ситуации и выяснить, где преступления, а где проступки:

  1. Неустановленное лицо избило гражданина Н. у подъезда дома № 25. (преступление)

  2. Школьник С. перешел дорогу в неположенном месте. (проступок)

  3. Гражданка В. не вышла на работу в понедельник 21 марта без объяснения причин. (проступок)

  4. Гражданин Д. ворвался в магазин и угрожая пистолетом потребовал деньги. (преступление)

  5. Гражданин Р. управлял автомобилем в нетрезвом виде. (проступок)

  6. Гражданка Л. пообещав знакомым приобрести дорогостоящую бытовую технику, получила денежные средства и скрылась. (преступление)

3.Закон и несовершеннолетние.

Нарушителями закона являются не только взрослые люди, которые, совершая преступления, ищут какую-то выгоду или реализуют свой злой умысел. Часто бывает, что преступниками становятся дети, несовершеннолетние. (В каком возрасте наступает совершеннолетие?). Многие из них, оказавшись в полиции, перед следователем, уверяют, что не собирались нарушать закон, даже не думали об этом.

Работа в группах. Работая с документами, выяснить причины совершения несовершеннолетними правонарушений.

КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ 1

Письмо, присланное из воспитательно-трудовой колонии бывшим учеником 9 класса Мишей С. своему классному руководителю. Вот отрывок из этого письма:

«...Сейчас, когда прошло два года моего пребывания здесь, я оглядываюсь назад и проклинаю тот день, когда пошёл с ними на дело. Мне казалось это каким-то геройством... Думал ли я о последствиях? Нет! Откровенно говоря, я не знал, что закон так строг и что есть в нём конкретные статьи, называющие наши действия преступлением. И, только сидя перед следователем, стал вникать в понятия «закон», «преступление», «наказание». Не думайте, что я не слышал этих слов раньше. Но содержания их просто не знал. А теперь считаю оставшиеся дни... Поверьте мне, как хочется на свободу...»

КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ 2

Из обращения воспитанника Можайской ВТК Дмитрия Ч. к своим сверстникам (15 лет, осужден на 3,5 года)

Нас было три друга. Сначала мы унесли из квартиры пару норковых шапок, женские сапоги, всякую мелочь. Все продали. По первому разу очень боялся, что поймают. Но когда увидел «живые» деньги - обрадовался. Тогда не поймали. А деньги с друзьями прогулял. Подумал, что так жить можно.

Через месяц избил мужчину. Не понравились его замечания. Когда меня взяли, сначала не поверил, что могу получить срок. Думал: повоспитывают, как всегда, и отпустят. Не отпустили...

Советую всем никуда не лезть. Все когда-нибудь попадутся. Здесь чувствуешь себя как в клетке. За забор страшно хочется. Домой хочу, к матери. Сидел бы рядом с ней и никуда не отходил. А здесь матери нет. Сам за себя. Никто тебе не поможет. Знал бы, что меня ждет...

КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ 3

Из обращения воспитанника Жигулевской ВТК Алексея Ш. к сверстникам (15 лет, осужден на 4 года)

Когда идешь воровать, думаешь - не попадешься. С кем ни разговаривал здесь - все так думали. И еще знаешь, что сразу не засудят - малолетка. И точно - по первой «ходке» в суд получил «с отсрочкой». Адвокат помог. Но уже не мог остановиться. А теперь думаю, что адвокат зря старался. Тогда мне два года давали. Если бы сюда тогда попал, сразу бы все понял. По второй «ходке» уже за все сразу 4 года получил. Не советую радоваться тем, кто в первый раз проскочил мимо зоны. Все равно здесь будете.

Выводы:

1. Причинами совершения преступлений несовершеннолетними являются: незнание законов, влияние старших по возрасту, недостаток воспитания, слабость характера.

2. Незнание законов и чувство безнаказанности оттого, что не попались на совершении первых преступлений или не были привлечены к ответственности в силу своего возраста.

4. Алексей считает, что те, кто смог избежать попадания в ВТК после первого преступления, должны понять, что бесконечно так продолжаться не будет и наказания им все равно не избежать.

Выступление ученика. Остальные работают в раб. листе.

Закон устанавливает ответственность за все виды правонарушений с 16 лет, а за самые тяжкие – с 14 лет. К тому же к несовершеннолетним применяются не все виды наказаний, установленных для взрослых. Если подросток впервые совершает не очень тяжкое нарушение, к нему применяют меры воспитательного воздействия.

Малолетнего нарушителя вместе с родителями для начала могут вызвать в комиссию по делам несовершеннолетних, поставить на учет в полицию, наложить штраф на родителей. Однако, если нарушения будут повторяться, несовершеннолетнего направляют в специальное воспитательно-трудовое учреждение закрытого типа: с 11 лет – в спецшколу, а с 14 лет – в воспитательно-трудовую колонию.

Видами наказаний, назначаемых несовершеннолетним, являются:

а) штраф;

б) лишение права заниматься определенной деятельностью;

в) обязательные работы;

г) исправительные работы;

д) ограничение свободы;

е) Лишение свободы (не более 10 лет)

3. Какие наказания применяются к несовершеннолетним?

Ответственность за совершенное правонарушение называется юридической. Закон устанавливает ответственность за все виды нарушений с ___16__________ лет, а за самые тяжкие - с _____14__________ лет.

Ответственность несовершеннолетних

меры воспитательного воздействия

Виды наказаний

35710

124689

1. лишение свободы на срок не свыше 10 лет.

2. штраф;

3. Наложение штрафа на родителей.

4. обязательные работы;

5. Постановка на учёт в полиции

6. лишение права заниматься определенной деятельностью;

7. Направление в спецшколу с 11 лет; с 14 лет –ВТК (воспитательно-трудовая колония).

8. исправительные работы;

9. ограничение свободы;

10. Вызов с родителями в комиссию по делам несовершеннолетних

А как же нам строить свое поведение, чтобы жить, не нарушая закон?

Предлагаю каждому придумать свои правила.

4. записать 2-3 правила, или совета, как не попасть в беду.

1) 2)

Вывод – над своими поступками нужно думать, помнить, что нельзя совершать поступки, наносящие вред какому-то человеку или обществу, нужно уважать закон. Закон строго наказывает всех нарушителей, даже несовершеннолетних. 


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!