СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по теме: Внешняя политика России во второй половине XVI века. Ливонская война.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспкт урока - исследования по истории России, учебник по редакцией академика РАН А.В.Торкунова. Составлен в соответствии ФГОС и ИКС.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме: Внешняя политика России во второй половине XVI века. Ливонская война.»

Тема урока: Внешняя политика России во второй половине XVI века. Ливонская война.

Цели и задачи: познакомить с особенностями внешней поли­тики России во второй половине XVI в.; характеризовать цели и задачи внешней политики России во второй половине XVI в.; описывать в динамике территориальные границы России.

Планируемые результаты:

предметные: применять основные хронологические понятия и термины; использовать сведения из исторической карты как источника информации; показывать на исторической карте территории при­соединенных к России ханств, а также территорию России после окончания Ливонской войны; называть народы, которые вошли в состав Российского государства в XVI в.;

метапредметные УУД

1) коммуникативные: осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей комму­никации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владеть устной и письменной речью; слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;

2) регулятивные: самостоятельно определять цели своего обучения, выдвигать вари­анты решения поставленных задач; предвидеть конечные резуль­таты работы; выбирать средства достижения цели;

3) познаватель­ные: собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную; применять начальные исследовательские навы­ки при решении поисковых задач; решать творческие задачи; пред­ставлять результаты своей деятельности;

личностные УУД: форми­ровать и развивать познавательный интерес к изучению истории России.

Оборудование: учебник, пакет с рабочим материалом для рабо­ты в группах, карты: «Российское государство во второй половине XVI в.», «Ливонская война».

Тип урока: урок открытий новых знаний.

Вид урока: урок - исследование.

Методы: словесно-наглядные, частично-поисковые.

Ход уроков

1.Организационный момент

2.Мотивационно-целевой этап

Историк Г.В. Вернадский отмечал: «Реальная дилемма, с ко­торой столкнулся царь Иван IV, состояла не в выборе между вой­ной с Крымом и походом на Ливонию, а в выборе между войной только с Крымом и войной на два фронта - как с Крымом, так и с Ливонией. Иван IV избрал последнее. Результаты оказались ужасающими».

Проблемный вопрос: Согласимся ли мы с утверждением историка Г.В. Вернадского?

Ответ в конце урока.

3.Проверка домашнего задания.

Беседа с обучающимися:

Откройте атлас на странице 6 и скажите с кем граничила Россия к середине XVI века?

С востока и юга: Ордынские ханства – Сибирское, Казанское, Астраханское, Крымское, Нагайская Орда). Данные территории являлись пограничными, соответственно для России было важно наладить взаимоотношения с данными государствами. Об этом мы с вами говорили на прошлом уроке.

А то, как вы поработали дома, изучая материал учебника о присоединении Сибирского ханства к России, покажет тест.

Тест (проверка в парах) Приложение 1

4.Актуализация. Работа с атласом стр. 8

С запада и севера Россия граничила со Швецией, Ливонским Орденом, Великим княжеством Литовском (Речью Посполитой). А как повела себя Россия в этом напрвлении?

5. Формирование новых знаний

Сегодня у нас урок - исследование.

Тема исследования: "Внешняя политика России во второй половине XVІ в, Ливонская война"

Цель исследования: изучить западное направление внешней политики Ивана Грозного.

Задачи:

  • выявить, что послужило возобновлению политических и торговых связей с Западной Европой;

  • изучить повод, причины, ход событий Ливонской войны 1558 - 1583 гг;

  • выяснить удалось ли России победить в Ливонской войне и укрепиться на Балтийском море;

Гипотеза исследования: задача выхода России к побережью Балтийского моря не была решена.

1 этап - Выявить, что послужило возобновлению политических и торговых связей с Западной Европой (Работа в группах с разными источниками информации).

Долгая зависимость Руси от Золотой Орды надолго прервала ее прежние политические и торговые связи с Западной Европой. На картах той поры Россия обозначалась как страна варваров - "Тартария".

Работая с текстами ответить на вопросы:

  • Кто такой Ричард Ченслер?

  • С какой целью и когда он прибыл в Россиию?

  • Каким был результат встречи Ченслера и Ивана Грозного?

РС Текст в брошюре:

1. Возобновление политических и торговых связей с Западной Европой.

Осенью _1553_года В устье Северной Двины вынесло корабль английского шкипера Ричарда Ченслера. Он был послом английского короля ЭдуардаVІ .

На приеме Ченслер вручил Ивану Грозному грамоту на право заключения торговых договоров "со всеми властями тех стран, которые им будут посещены". Русский царь дал английским купцам разрешение беспошлинно торговать по всей России.



Корабль капитана Ченслера в августе 1553 года бросил якорь у острова Ягры в устье реки Северная Двина. Через 445 лет – в августе 1998 года в городе Северодвинске, на набережной острова Ягры, был торжественно открыт памятник англичанину Ричарду Ченслеру.

Вывод: возобновилась торговля России со странами Западной Европы: Англией, Норвегией, Голландией, Швецией.

2 этап - повод, причины, ход событий Ливонской войны 1558 - 1583 гг

Иван IV придавал большое значение сотрудничеству с Англией и даже хотел жениться на английской королеве Елизавете I. Однако в середине XVI века экономические и политические отношения России с Западной Европой были не настолько близкими.

Одной из преград для развития более прочных связей со странами Запада было отсутствие...? (российских портов на Балтийском море)

Работа с учебником стр. 65 1 абзац (индивидуальная работа)

Повод к войне - вопрос о дани за город Юрьев (Дерпт, ныне Тарту). В 1557 году ливонцы отказались платить дань за него и прилегающую территорию.

Причина: отсутствие портов на Балтийском море не давало российским купцам напрямую торговать со странами Европы.

Посредниками между русскими и европейскими городами выступали богатые города Ливонского ордена. Однако они постоянно создавали преграды для развития российской торговли. В 1558 году царь объявил войну Ливонскому ордену.

Заполнение таблицы (самостоятельная работа в парах):

Этапы Ливонской войны - при помощи учебника стр. 65 - 67 вписать недостающие события.

Этап

Содержание

Основные даты

Характеристика

1 этап

(1558-1561гг)

Борьба с Ливонским Орденом

1558 г.


Лето 1558- начало 1559 гг.

Выход русских войск к границам Восточной Пруссии и Литвы

Март 1559 г.


1560 г.

Захват русской армией крепостей Мариенбург и Феллин. Пленение магистра Ордена

1561 г.


2 этап

(1561-1569гг)

Борьба с Литвой и Швецией

Февраль 1563 г.


Начало 1564 г.

Поражение русских войск на р. Уле и под Оршей

1568 - 1569 гг.

Война принимает затяжной характер

1569 г.


3 этап

(1570-1583гг)

Борьба с Речью Посполитой и Швецией

1570 г.

Заключение перемирия между Россией и Речью Посполитой

1572 - 1577 гг.

Русские войска захватили почти всю Ливонию

1576 г.


1576 - 1577 гг.

Осада русскими войсками Риги и Ревеля

1579 г.


Август 1581 г.


Январь 1582 г.


Май 1583 г.



3 этап - итоги Ливонской войны. Краткое выступление («Спич»).

  • Война, длившаяся 25 лет закончилась поражением для России

  • Россия теряла все завоевания в Прибалтике

  • Швеции отходила часть земель бывшего Ливонского ордена и некоторые российские территории

  • задача выхода к Балтийскому морю не была решена

7. Подведение итогов урока

Краткое выступление («Спич»).

Гипотеза исследования подтвердилась:

задача выхода России к побережью Балтийского моря не была решена

Проблемный вопрос: Согласимся ли мы с утверждением историка Г.В. Вернадского?

8.Рефлексия

Выберите крылатое выражение, которое наиболее полно отражает ваше состояние в конце урока:

  • Тяжела ты, шапка Мономаха.

  • Повторение - мать учения.

  • Учась, узнаешь, как мало ты знаешь.

  • Если за день ничему не научился – зря прожил день.

7



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!