Конспект урока: Последствия войны: революции и распад империй
Класс:10
Цель: изучить последствия Первой мировой войны; выяснить, какие международные условия способствовали развитию революций в разных странах; комментировать итоги и последствия революций; выяснить причины и последствия распада Российской империи.
Внутрипредметные связи. Первая Мировая война 1914—1918 гг. Революция 1917 г. в России
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания.
Дайте определение, что такое репарации(форма материальной ответственности субъекта международного права за ущерб, причиненный в результате совершенного им международного правонарушения другому субъекту международного права, в частности, возмещение государством, в силу мирного договора или иных международных актов, ущерба, причинённого им),контрибуции(платежи, налагаемые на проигравшее государство в пользу государства-победителя. Во время войны оплачивается населением занятой территории, по окончании войны — правительством побеждённой страны, и может называться в литературе военной)?
III. Изучение нового материала
1. Последствия Первой мировой войны.
2. Раскол в рабочем и социалистическом движении.
3. Распад империй и образование новых государств: революционные события в Германии, Австро-Венгрии, России.
1. Последствия Первой мировой войны.
Последствия войны оказались болезненны как для победителей так и для побеждённых:
- разорение стран;
- обострение социальных проблем;
- разрушение хозяйственной и политической систем;
- образование значительной части деклассированных слоёв населения (маргиналов и люмпенов);
- распад империй привёл к образованию новых государств, переделу наследия Османской
империи;
- революции в Германии, Австро-Венгрии, Турции, России;
- вовлечение в политическую борьбу и культурную жизнь громадных масс населения («Восстание масс»)
Кто такие маргиналы и люмпены?
| Маргиналы | Люмпены |
Значение понятий | От лат. «находящийся на краю» | От нем. лохмотья |
Общая характеристика социальных слоёв | Восприимчивы к социальной демагогии; идут за сторонниками крайних партий; питательная среда для экстремизма, идей уравнительности, национализма, шовинизма. |
Выпишите определение шовинизма((фр.chauvinisme) — идеология, суть которой заключается в проповеди национального превосходства с целью обоснования права на дискриминацию, эксплуатацию и угнетение других народов.
2. Раскол в рабочем и социалистическом движении.
В годы Первой мировой войны социалистические партии поддержали свои правительства и не смогли признать захватнический характер войны, которую вели их страны. Это стало причиной распада Второго Интернационала.
Второй Интернационал | 1889 - 1914 | 1. Стал отмечаться день международной солидарности трудящихся – 1 Мая. 2. Положено начало интернациональной федерации рабочих партий и профсоюзов. 3.Формирование двух направлений в социал-демократии: -умеренное реформистское крыло (программа 1891г. германской социал-демократии принятая в Эрфурте):парламентские формы борьбы; -леворадикальное крыло: отрицание реформ, ставка на социальную революцию. | В начале XX века социалистические и рабочие партии большинства европейских стран стали массовыми парламентскими партиями. В 1914г. внутри II Интернационала произошёл раскол по вопросу отношения партий к I Мировой войне. |
Леворадикальные партии оформились в коммунистические.
1919г. – создан Коммунистический Интернационал (Коминтерн) под руководством России и с опорой на её материальную поддержку.
Коминтерн – единая дисциплинированная международная политическая организация, объединяющая национальные партии (секции) на основе общих целей мировой социалистической революции и достижения социальной справедливости.
Вместе с тем зарождается праворадикальное экстремистское движение, получившее название фашизм
(от лат. фаши - ячейка, союз).
Выпишите определение фашизма в тетрадь(итал. fascismo, от fascio — союз, пучок, связка, объединение) — обобщённое название крайне правых политических движений и идеологий, проповедующих форму правления диктаторского типа, характерными признаками которых называют милитаристский национализм (в широком понимании), антилиберализм, реваншизм и вождизм, антикоммунизм, экспансионизм, презрение к выборной демократии и либерализму, веру в господство элит и естественную социальную иерархию)
3. Распад империй и образование новых государств:
революционные события в Германии, Австро-Венгрии, России.
В тетради заполните таблицу (ответы сформулируйте по пунктам)
| Германия | Австро - Венгрия | Россия |
Общее в революциях | |
Особенное в революциях | | | |
Итоги революций | | | |
Домашнее задание.п.
3