СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока: «Русские земли в 12-13 веках. Феодальная раздробленность на Руси: причины, характерные черты политического строя отдельных русских земель, итоги и последствия».

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: «Русские земли в 12-13 веках. Феодальная раздробленность на Руси: причины, характерные черты политического строя отдельных русских земель, итоги и последствия».

Цель:  выяснить экономические, внутриполитические, внешнеполитические и субъективные факторы, обусловившие феодальную раздробленность Русских земель в 12-13 веках, её сущность и последствия.

Тема урока: «Русские земли в 12-13 веках. Феодальная раздробленность на Руси: причины, характерные черты политического строя отдельных русских земель, итоги и последствия».

Цель:  выяснить экономические, внутриполитические, внешнеполитические и субъективные факторы, обусловившие феодальную раздробленность Русских земель в 12-13 веках, её сущность и последствия.

Тема урока: «Русские земли в 12-13 веках. Феодальная раздробленность на Руси: причины, характерные черты политического строя отдельных русских земель, итоги и последствия». Цель:  выяснить экономические, внутриполитические, внешнеполитические и субъективные факторы, обусловившие феодальную раздробленность Русских земель в 12-13 веках, её сущность и последствия.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока: «Русские земли в 12-13 веках. Феодальная раздробленность на Руси: причины, характерные черты политического строя отдельных русских земель, итоги и последствия».»

Аверина Ирина Анатольевна МБОУ "Волошская СШ"

Тема урока: «Русские земли в 12-13 веках. Феодальная раздробленность на Руси: причины, характерные черты политического строя отдельных русских земель, итоги и последствия».

Цель: выяснить экономические, внутриполитические, внешнеполитические и субъективные факторы, обусловившие феодальную раздробленность Русских земель в 12-13 веках, её сущность и последствия.

Задачи:

- закрепить и расширить знания обучающихся о причинах феодальной раздробленности на Руси, сформировать у них представление об особенностях политического развития отдельных земель и княжеств в данный период, связать эти особенности с тенденциями происхождения княжеской власти и наметившимися альтернативами политического развития, а также познакомить старшеклассников с историческими оценками как последствий раздробленности, так и самого явления в целом;

- развивать умение анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, схема, таблица); умение определять причинно-следственные связи (причины и последствия раздробленности Руси); умение давать сравнительную характеристику русских земель в XII- начале XIII в.;

- способствовать воспитанию у обучающихся гражданских качеств: патриотизма и ответственности.

Оборудование: учебник, пакет с рабочим материалом для рабо­ты, карты: «Киевская Русь в IX в.», «Русские княжества в XII - XIII вв».

Тип урока: урок открытий новых знаний.

Вид урока: урок - исследование.

Методы: словесно-наглядные, частично-поисковые.

Ход уроков

І. Организационный момент

ІІ. Мотивационно-целевой этап

Древняя притча

У одного старика было три сына. И они никак не могли ужиться вместе. Старику очень хотелось, чтобы после его смерти сыновья жили в мире. Он решил научить их этому.

Однажды, отец позвал их к себе и попросил разломать пополам веник. Сначала попробовал старший сын, но, сколько он не старался — ничего не получилось. Такие же неудачи постигли среднего и младшего. Тогда отец развязал веник, и попросил каждого сына разломать по несколько соломинок. Это, конечно же, им с лёгкостью удалось.

Тогда отец сказал:

— Вот также и в жизни. Если вы будете вместе, то вас никто не сломит, а по отдельности вас также легко победить, как и сломать пару соломинок.

- Чему учит притча?

- Каким образом эта притча будет связана с темой нашего урока, выясним это в течение изучения новой темы.

ІІІ. Проверка домашнего задания

На прошлом уроке мы выяснили, что в IX веке под властью князя Олега, который объединил Киев и Новгород, появилось Древнерусское государство - Киевская Русь или Древняя Русь.

Задание 1 - выполнить тест (приложение 1)

Проверка

9. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.

Древ­нюю Русь X—на­ча­ла XII вв. можно на­звать цен­тра­ли­зо­ван­ным го­су­дар­ством.

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты. - 4 б.

Ответ запишите в следующем виде.

Аргументы в подтверждение:

1) …


2) …

Аргументы в опровержение:

1) …


2) …

Вывод: Древняя Русь до XII в. считалась централизованным, раннефеодальным государством.

ІV. Актуализация знаний

Обратимся к картам и сравним их

«Киевская Русь в XI в.»

«Русские княжества в XII - XIII вв».

Вывод: Государство Киевская Русь начало дробиться на отдельные княжества.

V. Формирование новых знаний

Проблемное задание

Один из самых влиятельных деятелей советской историографии Борис Александрович Рыбаков сказал:

«Киевская Русь была зерном, из которого вырос колос, насчитывающий несколько зерен – княжеств»

По мнению Б.А. Рыбакова Феодальная раздробленность на Руси – это процесс закономерный и относительно прогрессивный. Прав ли академик Б.А. Рыбаков, давая такую оценку феодальной раздробленности на Руси?

Тема урока: «Феодальная раздробленность Руси в XІІ - начале XІІІ вв.»

Задачи:

1. выяснить причины феодальной раздробленности;

2. проанализировать особенности развития русских земель и княжеств в этот период;

3. дать оценку последствиям феодальной раздробленности.

Работаем с информационным листом, составляя свой индивидуальный опорный конспект.

План изучения темы (зачитать):

1.Причины феодальной раздробленности Руси (экономические, социально-политические, внешнеполитические).

2.Особенности развития русских земель и княжеств в 12-13 веках (Владимиро-Суздальское княжество, «Господин Великий Новгород», Галицко-Волынское княжество).

3.Последствия феодальной раздробленности.

1 этап

Рассказ учителя: Распад Древней Руси открывает новый период в отечественной истории – период феодальной раздробленности. В конце 11 века врагами Киевской Руси были половцы. Удельные князья действовали разрозненно. В 1068 году половцы опустошили южные области Руси.

1097 год - княжеский съезд в Любече (отправная точка видео). На съезде в городе Любече, было принято решение исторической важности: «Каждый да держит отчину свою», что фактически закрепляло власть князей на местах и явилось первым шагом на пути к распаду Киевской Руси. Однако, при Владимире Мономахе и его сыне Мстиславе единство Руси сохранялось

Условным началом раздробленности можно считать 1132 г. (кончина киевского князя Мстислава Великого стр. 20), а окончанием – образование единого Русского государства в конце XV в.

2 этап

Выяснить причины феодальной раздробленности (работа с учебником стр. 56 - 57).

3 этап заполнение таблицы Особенности развития земель и княжеств.

Для того, чтобы выяснить последствия феодальной раздробленности, нам необходимо сравнить между собой несколько княжеств: Владимиро - Суздальскую Русь, Новгородскую боярскую республику и Галицко - Волынское княжество.

Одним из самых больших осколков распавшейся Киевской державы стало Владимиро - Суздальское княжество. Оно занимало примерно треть всей страны - ее северо-восточную часть.

Проблемное задание

Прав ли академик Борис Александрович Рыбаков, оценивая феодальную раздробленность на Руси как процесс закономерный и относительно прогрессивный?

Выводы

  • Феодальная раздробленность – это процесс разделения древнерусского государства на ряд независимых земель и княжеств;

  • Главными причинами раздробленности стали княжеские междоусобицы и развитие феодального землевладения;

  • Феодальная раздробленность – прогрессивный этап в развитии общества (способствовала подъему экономики, активизации торговли, расцвету культуры в княжествах);

  • В этот период происходит снижение общей обороноспособности разрозненных земель и княжеств.

























Приложение 1

1. Расположите в хронологической последовательности исторические события. - 1 б.

Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности

1)крещение княгини Ольги в Византии

2) правление Владимира Мономаха в Киеве

3) образование Древнерусского государства

2.Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. - 2 б.

СОБЫТИЯ

ГОДЫ

А) начало правления Ярослава Мудрого

Б) крещение Руси

В) съезд князей в Любече

Г) объединение Руси под властью Олега

1) 882 г.

2) 957 г.

3) 988 г.

4) 1019 г.

5) 1097 г.

6) 1111 г

3.Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к периоду Древнерусского государства.

1)смерд 2)помещик 3)рядович 4)тиун 5)стрелец 6)закуп

Найдите и запишите порядковые номера терминов, относящихся к другому историческому периоду.2 б.

4. Запишите термин, о котором идет речь. - 1 б.

Вооруженный отряд при князе в Древней Руси. Управлял княжеством и личным хозяйством князя ----------------------------------------------------

5.Запишите термин, о котором идѐт речь. - 1 б.

На­род­ное со­бра­ние у во­сточ­ных сла­вян, об­суж­да­ю­щее важ­ней­шие во­про­сы жизни пле­ме­ни ________________________

6.Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между историческими событиями и князьями, в чьё правление произошли данные события. В ответ за­пи­ши­те по­сле­до­ва­тель­ность цифр.- 2 б.

СОБЫТИЯ

КНЯЗЬ

А) введение уроков и погостов

Б) разгром половцев

В) гибель в полюдье

Г) основание Древнерусского государства

1) Рюрик

2) Олег

3) Игорь

4) Ольга

5) Владимир Святой

6) Владимир Мономах

7. Прочтите отрывок из сочинения современного историка и напишите имя князя, о котором идет речь.- 1 б.

«[Князь] презирал любые удобства, спал под открытым небом и вместо подушки клал под голову седло. Вся жизнь этого князя прошла в походах и сражениях. Он никогда не нападал на врагов, не готовых к бою, а посылал к ним гонцов с предупреждение: «Иду на Вы!» ______________________

8. Запишите имя, о котором идёт речь:- 1 б.

«Вернувшись домой в сопровождении византийских священников, он устроил массовое крещение жителей Киева. Перед этим были сброшены в Днепр идолы всех языческих богов».

_________________________________

9. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения.

Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.

Древ­нюю Русь X—на­ча­ла XII вв. можно на­звать цен­тра­ли­зо­ван­ным го­су­дар­ством.

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты. - 4 б.

Ответ запишите в следующем виде.

Аргументы в подтверждение:

1) …


2) …

Аргументы в опровержение:

1) …


2) …

Ответы

1) 312 2) 4351 3) 25 (Тиун - в XI-XIII вв. в Древней Руси название привилегированных княжеских и боярских слуг, управлявших феодальным хозяйством)

4) дружинники 5) вече 6) 4632 7) Святослав 8) Владимир

Аргументы в подтверждение:

1. На территории Древней Руси уже со времен Ярослава Мудрого действовала единая правовая система, закрепленная в Русской Правде. Это объединяло земли и в период раздробленности.
2. На Руси существовал единый административный центр, с 882 года им был Киев. В Киеве жил великий князь, собиравший дань со всех подчиненных им земель.

Сложность доказательства этого высказывания состоит в том, что Древнюю Русь нельзя назвать государством в современном или хотя бы позднесредневековом смысле – с единой нацией, четкими границами и органами управления на местах, подчинявшихся монаршьей власти. В таком виде централизованное государство начнет формироваться при Иване III, Иване Грозном, а окончательно завершится при Петре Великом.

Аргументы в опровержение:
1. Права великого князя на управление часто оспаривались вече – народным собранием на Руси, которое сохраняло свою силу вплоть до конца XV века – в Новгородской республике.
2. В данный период Русь не имела четко обозначенных внешних границ.

Органы управления на местах, подчинявшиеся великому князю так же отсутствовали, но данный аргумент можно попытаться оспорить системой подчинения младших князей старшим, которая, однако, неоднократно нарушалась – в бесконечных междоусобицах.

За: единый административный центр - Киев.

Единая власть - князь с дружиной.

Единая налоговая система (уроки и погосты) и закон (Русская Правда).

Против: нет четко выраженных границ - особенно на юге.

Власть князя и его решения нередко оспаривались вече.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Похожие файлы

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!