5 класс. Роль звуков речи в поэзии
Цели урока:
1. Формирование у учащихся представление о звукописи как фонетическом изобразительно-выразительном средстве;
2. Создание условия для развития познавательного интереса к родному языку и восприятия учениками эстетической функции русского языка;
3. Создание условия для применения полученных знаний на практике;
4. Способствовать формированию у школьников лингвистической, языковой, коммуникативной, культуроведческой компетенций.
Ход урока.
Послушайте сказку и попробуйте догадаться, кто герои?
Сказка «Кому живется лучше?»
Как-то встретились в фонетическом царстве-государстве два звука и разговорились.
– Здравствуй, друг! Как ты поживаешь?
Согласный отвечает:
– Плохо! Мне все мешают. На своем жизненном пути я встречаю одни преграды. Чтобы вырваться на волю, мне приходится преодолевать баррикады, которые устраивают мне зубы, губы и язык. Не жизнь, а сплошная борьба! Что уж тут хорошего? А как живешь ты?
Гласный восклицает:
– Прекрасно! На своем пути я не встречаю никаких преград. Я выхожу в мир свободно, открыто, вольно! Меня выносит, как на воздушной волне!
Мой голос слышен далеко-далеко. Я могу кричать «А-а-а!». С моей помощью люди аукаются в лесу, когда заблудятся. А ты? Тоже голосистый, наверное?
Согласный с унынием в голосе отвечает:
– Если бы! Голос у меня тихий, слабый, слышен плохо. Кричать я вообще не умею. А иногда голос вообще пропадает, из горла вырывается только свист, шипение и шум. Самое больное место у меня – это то, что я не могу петь. Я не музыкален. А ты?
Гласный восторженно:
– Я очень люблю петь! Я певучий, музыкальный! Некоторые песни, например, колыбельные, люди выводят иногда только на одном гласном. Вот так:
ААААААА!
– Я и песня нерасторжимы.
Согласный:
– Какой ты счастливый и какой я несчастный!
Задания.
Как вы думаете, кто участники этого диалога?
Подумайте, что мог бы ответить гласный звук согласному? (работа в парах)
2. Закончите начатые предложения, вставив нужные по смыслу слова.
1. В образовании согласных участвует шум, а в образовании гласных ______.
2. Согласные слышны на расстоянии плохо. Их трудно прокричать. А гласные слышны ________.
3. Когда произносят согласные, то во рту непременно есть преграда для воздушной струи. А когда произносят гласные _________.
3. К.Г. Паустовский писал: «С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого, что нельзя было бы передать русским языком. Звучание музыки,… громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия».
- Согласны ли вы с этим утверждением?
- О каком приеме выразительности вы узнали на прошлом уроке?
- Что такое аллитерация?
4. Проверка ДЗ. Упражнение 67 (учебник В.В. Репкин«Русский язык», 5 класс)
Прочитать стихотворение выразительно. («Многоголосие», Ю.Визбор
О чем оно? Почему называется «Многоголосие»?
Благодаря повтору каких звуков – гласных или согласных – автору удается передать многоголосье родной стороны, её просторы и величие?
В каких строчках слышен колокольный звон? раскатистое эхо? Крик птичьей стаи в поднебесье?
Можно ли однозначно ответить на эти вопросы?
- Только ли согласные придают этим стихам особую выразительность?
- Какова роль гласных?
Ассонанс – повтор гласных звуков.
.
Восприятие на слух.
Поэты часто используют приём звукописи в своих произведениях. Попробуйте на слух определить, что хотели передать авторы.
К Чуковский: И сейчас же щетки, щетки затрещали, как трещотки, и давай меня тереть, приговаривать: «Моем, моем трубочиста чисто-чисто, будет будет трубочист чист- чист- чист»
В. Бардадым (Летний дождик)
— Так ли? Так ли?
Так ли? —
Спрашивают капли.
Сыплются горошком
По крышам, по окошкам.
Петухи и куры
Недовольны, хмуры,
Мокрою семейкой
Зябнут под скамейкой.
— Так ли?
Так ли?
Так ли? —
Спрашивают капли.
Глазки умывают Лютики и мак.
Весело кивают:
Так!
Так!
Так!
А.Усачёв (Шуршащая песенка)
Шуршат осенние кусты,
Шуршат на дереве листы.
Шуршит камыш.
И дождь шуршит.
И мышь, шурша,
В нору спешит.
А там тихонечко шуршат
Шесть шустрых маленьких мышат...
Но все вокруг возмущены:
— Как расшуршались шалуны!
Шуршат на малышей кусты.
Шуршат им с дерева листы.
Шуршит рассерженный камыш.
И дождь шуршит, и мама-мышь.
Весь лес шуршит им:
— Шалуны!
Не нарушайте тишины!
Но их не слышат шесть мышат:
Давно уже мышата спят...
Они легли пораньше спать,
Чтоб не мешать большим шуршать.
Исследовательская работа ( в группах)
Выберите понравившееся стихотворение, понаблюдайте над работой звуков и звуковых сочетаний в стихах «Летний дождик» или «Шуршащая песенка».
Рефлексия. О каких же секретах звуков вы сегодня узнали на уроке?
Домашнее задание (на выбор)
Прочитать стихи Тютчева «Весенняя гроза», записать в тетрадь, понаблюдать над звукописью. Подчеркнуть буквы, обозначить . звуки, передающие звукопись.
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
Гремят раскаты молодые!
Вот дождик брызнул, пыль летит…
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит…
С горы бежит поток проворный,
В лесу не молкнет птичий гам,
И гам лесной, и шум нагорный —
Все вторит весело громам…
Ты скажешь: ветреная Геба,
Кормя Зевесова орла,
1Громокипящий кубок с неба,
Смеясь, на землю пролила!
Попробуйте сочинить свои стихи о дожде, об осени, о ветре и т.д, используя приемы аллитерации, ассонанса.