СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка (5 класс) по теме: "Какую роль играют звуки речи в художественном тексте"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан в соотетсвии с принципами технологии развивающего обучения, предназначен для 5 класса при изучении темы "Фонетика"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка (5 класс) по теме: "Какую роль играют звуки речи в художественном тексте"»

5 класс. Роль звуков речи в поэзии

Цели урока:

1. Формирование у учащихся представление о звукописи как фонетическом изобразительно-выразительном средстве;

2. Создание условия для развития познавательного интереса к родному языку и восприятия учениками эстетической функции русского языка;

3. Создание условия для применения полученных знаний на практике;

4. Способствовать формированию у школьников лингвистической, языковой, коммуникативной, культуроведческой компетенций.



Ход урока.

  1. Послушайте сказку и попробуйте догадаться, кто герои?

Сказка «Кому живется лучше?»

Как-то встретились в фонетическом царстве-государстве два звука и разговорились.

– Здравствуй, друг! Как ты поживаешь?

Согласный отвечает:

– Плохо! Мне все мешают. На своем жизненном пути я встречаю одни преграды. Чтобы вырваться на волю, мне приходится преодолевать баррикады, которые устраивают мне зубы, губы и язык. Не жизнь, а сплошная борьба! Что уж тут хорошего? А как живешь ты?

Гласный восклицает:

– Прекрасно! На своем пути я не встречаю никаких преград. Я выхожу в мир свободно, открыто, вольно! Меня выносит, как на воздушной волне!

Мой голос слышен далеко-далеко. Я могу кричать «А-а-а!». С моей помощью люди аукаются в лесу, когда заблудятся. А ты? Тоже голосистый, наверное?

Согласный с унынием в голосе отвечает:

– Если бы! Голос у меня тихий, слабый, слышен плохо. Кричать я вообще не умею. А иногда голос вообще пропадает, из горла вырывается только свист, шипение и шум. Самое больное место у меня – это то, что я не могу петь. Я не музыкален. А ты?

Гласный восторженно:

– Я очень люблю петь! Я певучий, музыкальный! Некоторые песни, например, колыбельные, люди выводят иногда только на одном гласном. Вот так:

ААААААА!

– Я и песня нерасторжимы.

Согласный:

– Какой ты счастливый и какой я несчастный!

Задания.

  1. Как вы думаете, кто участники этого диалога?

  2. Подумайте, что мог бы ответить гласный звук согласному? (работа в парах)

2. Закончите начатые предложения, вставив нужные по смыслу слова.

1. В образовании согласных участвует шум, а в образовании гласных ______.

2. Согласные слышны на расстоянии плохо. Их трудно прокричать. А гласные слышны ________.

3. Когда произносят согласные, то во рту непременно есть преграда для воздушной струи. А когда произносят гласные _________.

3. К.Г. Паустовский писал: «С русским языком можно творить чудеса.  Нет ничего такого, что нельзя было бы передать русским языком.  Звучание музыки,… громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия».

- Согласны ли вы с этим утверждением?

- О каком приеме выразительности вы узнали на прошлом уроке?

- Что такое аллитерация?



4. Проверка ДЗ. Упражнение 67 (учебник В.В. Репкин«Русский язык», 5 класс)

  1. Прочитать стихотворение выразительно. («Многоголосие», Ю.Визбор

  2. О чем оно? Почему называется «Многоголосие»?

  3. Благодаря повтору каких звуков – гласных или согласных – автору удается передать многоголосье родной стороны, её просторы и величие?

  4. В каких строчках слышен колокольный звон? раскатистое эхо? Крик птичьей стаи в поднебесье?

  5. Можно ли однозначно ответить на эти вопросы?

- Только ли согласные придают этим стихам особую выразительность?

- Какова роль гласных?



Ассонанс – повтор гласных звуков.

.

  1. Восприятие на слух. 

Поэты часто используют приём звукописи в своих произведениях. Попробуйте на слух определить, что хотели передать авторы.

К Чуковский: И сейчас же щетки, щетки затрещали, как трещотки, и давай меня тереть, приговаривать: «Моем, моем трубочиста чисто-чисто, будет будет трубочист чист- чист- чист»

В. Бардадым (Летний дождик)

— Так ли? Так ли?

Так ли? —

Спрашивают капли.

Сыплются горошком

По крышам, по окошкам.

Петухи и куры

Недовольны, хмуры,

Мокрою семейкой

Зябнут под скамейкой.

— Так ли?

Так ли?

Так ли? —

Спрашивают капли.

Глазки умывают Лютики и мак.

Весело кивают:

Так!

Так!

Так!



А.Усачёв (Шуршащая песенка)

Шуршат осенние кусты,

Шуршат на дереве листы.

Шуршит камыш.

И дождь шуршит.

И мышь, шурша,

В нору спешит.

А там тихонечко шуршат

Шесть шустрых маленьких мышат...

Но все вокруг возмущены:

— Как расшуршались шалуны!

Шуршат на малышей кусты.

Шуршат им с дерева листы.

Шуршит рассерженный камыш.

И дождь шуршит, и мама-мышь.

Весь лес шуршит им:

— Шалуны!

Не нарушайте тишины!

Но их не слышат шесть мышат:

Давно уже мышата спят...

Они легли пораньше спать,

Чтоб не мешать большим шуршать.


  1. Исследовательская работа ( в группах)

Выберите понравившееся стихотворение, понаблюдайте над работой звуков и звуковых сочетаний в стихах «Летний дождик» или «Шуршащая песенка».

  1. Рефлексия. О каких же секретах звуков вы сегодня узнали на уроке?

Домашнее задание (на выбор)

  1. Прочитать стихи Тютчева «Весенняя гроза», записать в тетрадь, понаблюдать над звукописью. Подчеркнуть буквы, обозначить . звуки, передающие звукопись.

Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.


Гремят раскаты молодые!
Вот дождик брызнул, пыль летит…
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит…


С горы бежит поток проворный,
В лесу не молкнет птичий гам,
И гам лесной, и шум нагорный —
Все вторит весело громам…

Ты скажешь: ветреная Геба,
Кормя Зевесова орла,
1Громокипящий кубок с неба,
Смеясь, на землю пролила!

  1. Попробуйте сочинить свои стихи о дожде, об осени, о ветре и т.д, используя приемы аллитерации, ассонанса.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!