СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка в 10 классе на тему "Словообразование" (закрепление)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщающий урок по разделу "Словообразование" поможет закрепить полученные знания и обобщить теоретический материал по разделу

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в 10 классе на тему "Словообразование" (закрепление)»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Покровская средняя общеобразовательная школа»

с. Покровское Хасавюртовского района Республики Дагестан





Факт проведения подтверждаю

Директор МКОУ «Покровская СОШ»

--------------/Садулаева М.В./











Конспект урока по русскому языку

в 10 классе по теме

«Словообразование» (обобщение)















Учитель – Пашаев АрсланХасанович

с. Покровское, 2017 г.

Тема урока – «Словообразование. Способы образования слов»

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков.

Вид урока: урок - практикум

Ведущая технология: технология модульного обучения

Цель урока:  

  1. Обучающая: обобщить и систематизировать  знания  о морфемах и способах словообразования, совершенствовать навыки правописания орфограмм в морфемах.

  2. Развивающая: развивать умения частично – поисковой познавательной деятельности (развивать умение выделять морфемы в слове, обозначать орфограммы  в морфемах, применять знания на практике)

  3. Воспитательная:  воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям.



Оборудование и материалы: наглядность – таблица, учебник, раздаточный материал.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Ознакомление с темой урока, целями, основными моментами хода урока. Чтение эпиграфа к уроку, обсуждение смысла высказывания (Слайд 1)

  1. Реализация домашнего задания.

Тест по изученным орфограммам. (Слайд 2)

А. В каких словах пишется в корне буква А?

1. прик…снуться 4. заг…р

2. р…стение 5. р…внина

3. тв…рение 6. р…стовщик

Б. В каких словах пишется в корне И?

1. расст…лить 5. ум…реть

2. отт…рать 6. бл…стеть

3. разб…рать 7. ц…рк

4. обж…гать 8. ц…пленок

В. В каких словах пишем Ё?

1. ч…рный 4. камыш…вый

2. ноч…вка 5. горяч…

3. плащ…м 6. капюш…н

Г. В каких словах пишем Е?

1. пр…крыть 4. пр…вилегия

2. пр…добрый 5. пр…творить (в жизнь)

3. пр…оритет 6. замоч…к

Д. В каких словах пишем З?

1. бе…болезненный 4. бе…жизненный

2. и…ключить 5. ра…познавать

3. ра…каиваться 6. ра…полагать



  1. Творческий словарный диктант

«Узнай слово по его лексическому значению»

- Испорченный, разбитый, разделенный на части – сломанный.

- заключить между распростертыми руками, пальцами, лапами, плотно прижать к себе – обхватить.

- гуманный, отзывчивый, достойный звания человека – человечный.

- только один такой – единственный.

- являющийся типом, обнаруживающий общее в частном – типический.

- отправитель послания, письма – адресат.

- общий, одинаковый для всех – единый.

- благозвучная последовательность звуков, музыкальное единство – мелодия.

- заключить в свои пределы, ввести в круг чего-то – охватить.

- лишенный воли, подавленный морально, покоренный – сломленный.

- ярко выраженный, обладающий особенностями типа – типичный.

- смысловое и грамматическое согласование слов – сочетаемость

(последнее слово складывается по первым буквам записанных слов)



Задания:

- составить 2-3 словосочетания и произвести синтаксический разбор.

- сломанная ветвь (прилагательное +существительное) – согласование.

- охватить заботами (глагол + существительное) – управление.

- морфемный разбор слова сломленный (от сломить – причастие совершенного вида)

  1. Работа по теме урока.

Комплексное (устное повторение)

  1. Закрепление пройденного.

День золотых берез.

В лесу вспыхнули березовые костры. Всегда березы сливались с зеленью леса, а сейчас вдруг выступили вперед – насквозь золотые, полнолиственные, белоствольные. Сосны, неизменно прекрасные, отступили перед их золотой красотой. Багрянец вишен, желтизна орешника – все меркнет перед их светлым-светлым новорожденным золотом.

  1. Определить тип текста, стиль, озаглавить, выделить эпитеты.

  2. Диктант.

  3. Выписать 2-3 слова, образованные разными способами.

Березовый – береза, насквозь – сквозь, полнолиственные – полный + лиственный, белоствольный – белый + ствол, неизменно – неизменный.

  1. Синтаксический разбор предложения.

Багрянец вишен, желтизна орешника – все меркнет перед их светлым-светлым новорожденным золотом.

Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, полное, осложнено однородными членами с обобщающим словом.

  1. Самостоятельная работа по упражнению 125.

  2. Морфемный разбор слов (у доски)

Подвенечный, малограмотный, безбилетник, речушками, хлебница, сереньких, зазеленеет.

- Какие способы образования слов вы знаете?

- префиксальный, суффиксальный, префиксально-суффиксальный, сложение, нулевая суффиксация (усечение), переход их одной части слова в другую.

  1. Словарная работа: дериваторы, аффиксы, словообразующие морфемы – приставки и суффиксы.

  2. Работа на доске.



Морфологические способы образования слов:

Ползти – приползти – префиксальный – аффиксальный.

Камень – каменный – суффиксальный – деривационный.

Дружеский – по-дружески – префиксально-суффиксальный.

Укол – уколоть – безаффиксный (нулевая суффиксация).

Рев – реветь – безаффиксный (нулевая суффиксация)

Шаг – шагать – безаффиксный (нулевая суффиксация)



Сложение.

  1. Сложение целых слов – вагон-ресторан, город-герой

  2. Сложение основ с помощью соединительных гласных О и Е – новорожденный – нов + О + рожденный.

  3. Сложение начальных букв – МГУ, РД, ДГПУ, вуз.

  4. Образование слова из сочетания слов – физико-математический, белоствольный, железнодорожный, сельскохозяйственный.





Неморфологический (морф. - синтаксический).

Переход из одной части речи в другую – мороженое, столовая, булочная.





  1. Игра «Какая из словообразующих пар ошибочна?»

  1. Гора – гореть (-)

  2. Табун – табунщик (+)

  3. Созерцать – созерцатель (+)

  4. Воодушевлять – воодушевление (+)

  5. Мороз – лед (-)

  6. Возмездие – безвозмездный (+)

  7. Бисквит – расквитаться (-)

  8. Копейка – рубль (-)

  9. Валять – валюта (-)

  10. Вера – зверь (-)

  11. Баян – баянист (+)

  12. Болт – болтун (-)

  13. Дерево – деривационный (-)



  1. Обобщение по теме урока, выводы , оценивание.

Домашнее задание.

Упражнение № 134, теоретический материал – стр. 64, 65.

Использованная литература:

  1. И.А. Громов. Словообразование для всех классов – серия «Русский язык», № 3, 2010 год.

  2. «Русский язык», № 3, 2012 год.

  3. И.В. Золотарева, Л.П. Дмитриева «Поурочные разработки по русскому языку», М., «Вако», 2012 год.

  4. А.И. Власенков, Л.П. Рыбченкова «Русский язык» - учебник для 10-11 классов, М., «Просвещение», 2012 год.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!