Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Таловская СШ
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА
В 5 КЛАССЕ
Повторение изученного по теме
«Синтаксис. Пунктуация».
Разработала:
Прусакова Елена Анатольевна,
учитель русского языка и литературы
Конспект открытого урока в соответствии с требованием ФГОС .
Предмет: русский язык
Дата: 15.11.2021 г.
Класс: 5
УМК: под редакцией Т.А.Ладыженской
Тема: Повторение изученного по теме «Синтаксис. Пунктуация».
Тип урока: систематизация и обобщение знаний и умений.
Форма: групповая
Оборудование:
мультимедийный проектор;
опорный конспект урока;
презентация;
раздаточный материал.
Цель: обобщение и закрепление знаний, полученных при изучении раздела «Синтаксис и пунктуация» в связи с другими разделами русского языка.
Задачи:
Предметная: повторить основные понятия, изученные в разделе «Синтаксис и пунктуация»
Коммуникативная: развивать умение систематизировать изученный материал, умение сравнивать, проводить связь между другими языковыми понятиями. Развитие орфографической зоркости, логического мышления.
Личностная: воспитывать личностные качества - самоконтроль, самоанализ, мотивацию, целеустремленность. Воспитание любви к родному языку.
Планируемые результаты:
- личностные УУД:
Положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения;
Следование в поведении моральным и этическим требованиям;
-регулятивные УУД:
Понимать и строить планируемые действия;
Проговаривать вслух последовательность производимых действий.
- коммуникативные УУД:
Развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли;
Сохранять и развивать умение сотрудничать в паре. Отвечать на вопросы, слушать и слышать;
Формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.
- познавательные УУД:
Понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, преобразовывать, структурировать и применять.
Извлекать нужную информацию.
Здоровьесберегающие компоненты урока:
1) чередование видов учебной деятельности: письмо, ответы на вопросы, чтение, сопоставление примеров, устная работа с текстом;
2) чередование видов преподавания: наглядный, словесный, практический;
3) контроль за осанкой учащихся, наличие физкультурной паузы, направленной на снятие мышечной усталости.
Ход урока
I Орг. момент.
II. Актуализация знаний.
Запись на доске:
Землю, на, листья, сухие, тихо, падают.
Лес, сомкнулась, листва, и, потемнел.
- Каждое слово в отдельности понятно, но не ясно, какая мысль сообщается с помощью этих слов. Чтобы выразить мысль, нужно соединить эти слова по законам языка, связать их по смыслу.
1. Сухие листья тихо падают на землю.
2. Листва сомкнулась, и потемнел лес.
- Молодцы, ребята. Скажите, а как вы понимаете значения слов ЛИСТВА СОМКНУЛАСЬ (соединиться вплотную)
- Ну а теперь откройте тетради, запишите число, классная работа.
- В тетради запишите получившиеся предложения через строчку.
- Ребята, скажите, как называется раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетания, предложения, текст, а также правила их построения. (Синтаксис)
- Посмотрите, во всех предложениях на конце предложения стоит точка, во 2м предложении мы поставили запятую.
-Как называется раздел науки о языке, в котором изучаются система знаком препинания и правила их постановки? (Пунктуация)
- Ребята, кто догадался, о чем мы сегодня с вами будем говорить, Сформулируйте тему нашего урока? (Синтаксис и пунктуация)
- Какую цель вы поставите себе на уроке, что мы будем делать?
- Цель нашего урока - обобщить и повторить то, что знаем о синтаксисе и пунктуации, закрепить навыки разбора предложений, а также вспомнить, как правильно записать прямую речи и уметь правильно составлять диалог.
III. Обобщение и систематизация знаний. Ребята, перед вами текст стихотворения. Прочитайте его вслух.
+ (Чтение вслух 1 учащимся).
В реке там рыба на бугре
Мычит корова в конуре
Собака лает на заборе
Поет синичка в коридоре
Играют дети на стене
Висит картина на окне
Узоры инея в печурке
Горят дрова в руках девчурки
Нарядная там кукла в клетке
Ручной щегол поет салфетки
Там на столе лежат коньки
К зиме готовят там очки
Лежат для бабушки тетрадки
Всегда содержатся в порядке
- Кто прочитал бы так же? Кто прочитал бы иначе?
- Почему возможны такие варианты? Объясните выбор.
Появляется смысл/ получается небылица.
- Что меняет стихотворение?
Паузы.
- Чего не хватает в письменном тексте, чтобы были паузы в нужных местах?
Точек.
-А Какие ещё бывают знаки препинания? От чего зависит их постановка? Для чего они нужны?
- На уроке постараемся найти ответы на поставленные вопросы. Важную информацию отразим в схеме.
3. Осмысление.
- Что знаете о постановки точки на письме?
- Ставится в конце предложений (законченной мысли).
- Расставьте точки и запишите стихотворение в тетрадь.
- (Самостоятельная работа с фронтальной проверкой).
- Какую роль играет точка в письменной речи?
- Позволяет увидеть границы предложения, помогает понять содержание.
- На самом деле знаков препинания в современном русском языке стало больше и с ними вы познакомитесь в старших классах. Чтобы научиться с ними общаться, важно понять, что является основанием для их использования. Объясните, как вы понимаете высказывание А.П. Чехова «Знаки препинания служат нотами при чтении».
-Знаки подсказывают, где делать паузу, с какой интонацией произносить фразы: вопросительно или утвердительно, восклицательно или невосклицательно.
Вывод: Знаки препинания помогают выбрать нужную интонацию.
- Известен факт переписки французского писателя Виктора Гюго со своим издателем. Закончив писать роман, Гюго послал рукопись книги издателю, приложив к нему письмо. Вместо слов на листке бумаги стоял большой вопросительный знак. В ответном письме на листке бумаги вместо слов стоял большой восклицательный знак.
Как вы думаете, поняли ли он друг друга? Что сказали такими письмами?
- Приходилось ли вам общаться знаками?
- Точки, тире, скобки в СМС-сообщениях.
Вывод: Иногда знаками препинания можно общаться.
- Прочитайте два предложения.
На вокзале Петя встретил мать, сестру, брата, своего товарища.
На вокзале Петя встретил мать, сестру, брата своего товарища.
- Чем различаются предложения?
+-Количеством запятых, смыслом.
- Назовите, о ком говорится в первом предложении?
- Петя, мать, сестра, брат, Петин товарищ.
- Назовите, о ком говорится во втором предложении?
- Петя, мать, сестра, брат Петиного товарища.
- Какую роль может играть запятая в предложении?
+Вывод:Запятая может поменять смысл высказывания.
- Подумайте, какие варианты постановки запятой возможны в следующих утверждениях, придумайте ситуации, в которых данные высказывания уместны.
Групповая работа
Быть дома нельзя идти в поход.
Делегация выезжает утром встречайте.
Установить статую золотую пику держащую.
- Что ещё важно знать о знаках препинания?
- Когда какие знаки ставятся.
- Вы сейчас работали в группах, говорили друг с другом, обсуждали, как называется такой разговор? (ДИАЛОГ- разговор 2х или более лиц).
- А если бы мы захотели записать диалог, то как бы мы это сделали? (Слова каждого лица в диалоге пишутся с новой строки, а перед ними ставится тире.)
- В диалоге из рассказа В. Распутина «Уроки французского», который вы будете изучать в 6 классе на уроке литературы, расставим знаки препинания.
- Работаем самостоятельно, проверяем в группе
Однажды, недели через две после истории с посылкой, Лидия Михайловна, улыбаясь, спросила()
() Ну а на деньги ты больше не играешь? Или где-нибудь собираетесь в сторонке да поигрываете?
() Как же сейчас играть () удивился я, показывая взглядом за окно, где лежал снег.
() А что это была за игра? В чем она заключается?
() Зачем вам () насторожился я.
() Интересно. Мы в детстве когда-то тоже играли. Вот и хочу знать, та ли это игра или нет. Расскажи, расскажи, не бойся.
В. Распутин. «Уроки французского»
- Проверяем, какие знаки препинания вы поставили. Сравните с образцом, исправьте ошибки.
- До сих пор мы с вами работали с «готовыми» предложениями, сейчас же ваша задача другая: по указанным схемам постройте предложения. Обсудите полученные предложения в паре. (Устно)
[- =], [= -]. [ - =]. А: «П».
- Какую схему вы бы могли назвать лишней, почему?
- Что же такое прямая речь? (Высказывание какого-либо лица, передаваемое дословно.)
- Прямая речь выделяется кавычками, первое ее слово пишется с заглавной буквы.
- Давайте вспомним правила постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью.
- Перед вами правила, но…. Есть начало, а концовка убежала, соберите все 3 правила так, чтобы получись верные высказывания.
Работаем в группе по 4 человека.
Если слова автора стоят перед прямой речью и предложения ею заканчивается, ….. после слов автора ставится двоеточие, а прямая речь пишется с заглавной буквы.
Если слова автора стоят после прямой речи и предложение ими заканчивается, …. Слова автора отделяются от прямой речи тире и пишутся с маленькой буквы. Вместо точки после прямой речи ставится запятая.
Если слова автора разрывают прямую речь, ….. то на месте разрыва прямой речи кавычки не ставятся, а слова автора с обеих сторон выделяются тире.
- Проверяем, все ли верно у вас получилось.
4. Рефлексия.
- Что оказалось новым для вас? Интересным? Полезным?
- Как оцениваете свою работу на уроке?
- Закончить урок мне хочется притчей о знаках препинания. Послушайте и поразмышляйте.
Человек потерял запятую, стал бояться сложных предложений, искал фразы попроще. За несложными фразами пришли несложные мысли.
Потом он потерял знак восклицательный и начал говорить тихо, с одной интонацией. Его уже ничто не радовало и не возмущало, он ко всему относился без эмоций.
Затем он потерял знак вопросительный перестал задавать всякие вопросы, никакие события не вызывали его любопытства, где бы они ни происходили - в Космосе, на Земле или даже в собственной квартире.
Ещё через пару лет он потерял двоеточие и перестал объяснять людям свои поступки.
К концу жизни остались у него одни кавычки. Он не высказывал ни одной собственной идеи, он всё время кого-нибудь цитировал – так он разучился мыслить и дошёл до точки. Берегите знаки препинания!
IV. Рефлексия.
- Ребята, перед вами листочки. Как бы вы смогли оценить свою работу на сегодняшнем уроке?
Самостоятельно и без ошибок.
Справился сам, допустил ошибки.
Не смог справиться с заданиями
V. Итог
- Ребята, посмотрите на цель, которую мы сегодня с вами поставили в начале урока.
- Поднимите руки те, кто этой цели достиг.
- Я рада, спасибо всем за работу, но особенно хотелось бы отметить…..
- Спасибо за урок.