СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русской литературы на тему: "Басня, аллегория, эзопов язык. Истоки басенного жанра И. А. Крылов: детство, начало литературной деятельности"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русской литературы на тему: "Басня, аллегория, эзопов язык. Истоки басенного жанра И. А. Крылов: детство, начало литературной деятельности"»

Тема: Басня, аллегория, эзопов язык. Истоки басенного жанра И. А. Крылов: детство, начало литературной деятельности

Цель: расширить представление о басне как одном из старейших жанров литературы; продолжить изучение биографии И.А. Крылова

Ход урока

      I. Проверка домашнего задания
      После короткой артикуляционной разминки слушаем выразительное чтение басни Ломоносова «Случились вместе два Астронома в пиру...», выразительное чтение высказывания Ломоносова «Красота, великолепие, сила и богатство...» и подготовленных высказываний-рассуждений на заданную тему.

      II. Роды и жанры литературы
      Читаем теоретическую статью учебника (с. 53), делаем записи в тетради, например:

Роды литературы

Жанры

Эпос

Рассказы, повести, романы

Лирика

Стихотворения, поэмы

Драма

Пьеса-сказка, драма

      — Произведения каких жанров мы уже изучали? К каким родам литературы они относятся?
      III. Басня, аллегория, эзопов язык. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века)
      Активизируем знания, которые есть у детей к 5 классу.
      — Что вы знаете о баснях? Какие басни вы читали?
      Как правило, дети уже знают, что такое мораль басни, читали басни И. А. Крылова «Ворона и Лисица», «Свинья под Дубом», «Мартышка и очки», «Квартет», «Мужик и Медведь» и некоторые другие. Предложим тем, кто повторил басни, прочитать их наизусть.
      Басня — это краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный, аллегорический смысл.
      Аллегория — иносказательное изображение предмета, явления для того, чтобы наглядно показать его главные черты.
      Приведем примеры аллегории: волк — злой человек, лиса — хитрый человек (ученики продолжат этот ряд).
      — Что такое мораль басни?
      Мораль басни — начальные или заключительные строки басни с нравоучительным выводом.
      Слово учителя
      Басня — очень древний литературный жанр. Один из самых известных баснописцев — Эзоп — жил в Древней Греции в VI веке до Рождества Христова. Он сочинил очень много басен, которые потом были переведены и перерабатывались многими баснописцами. Басни Эзопа не были стихотворными.
      Подготовленные ученики читают басни Эзопа .

ЭЗОП
ВОРОН И ЛИСИЦА

      Ворон унес кусок мяса и уселся на дереве. Лисица увидела, и захотелось ей заполучить это мясо. Стала она перед вороном и принялась его расхваливать: уж и велик он, и красив, и мог бы получше других стать царем над птицами, да и стал бы, конечно, будь у него еще и голос. Ворону и захотелось показать ей, что есть у него еще и голос: выпустил он мясо и закаркал громким голосом. А лисица подбежала, ухватила мясо и говорит: «Эх, ворон, кабы у тебя еще и ум был в голове, — ничего бы тебе больше не требовалось, чтобы царствовать». Басня уместна против человека неразумного.

ЛИСИЦА И ВИНОГРАД

      Голодная лисица увидела виноградную лозу со свисающими гроздьями и хотела до них добраться, да не смогла; и, уходя прочь, сказала сама себе: «Они еще зеленые!»
      Так и у людей, иные не могут добиться успеха по причине того, что сил нет, а винят в этом обстоятельства.

ВОЛЫ И ОСЬ

      Волы тянули телегу, а ось скрипела; обернулись они и сказали ей: «Эх ты! Мы везем всю тяжесть, а ты стонешь?»
      Так и некоторые люди: другие трудятся, а они притворяются измученными.

ЛИСИЦА И СОБАКИ

      Лисица пристала к стаду овец, ухватила одного из ягнят-сосунков и сделала вид, что ласкает его. «Что ты делаешь?» — спросила ее собака. «Нянчу его и играю с ним», — отвечала лисица. Тогда собака сказала: «А коли так, отпусти-ка ягненка, не то я приласкаю тебя по-собачьему!»
      Басня относится к человеку легкомысленному, глупому и вороватому.

      Сейчас мы о языке басен, о языке иносказаний говорим: эзопов язык. Коротко запишем с тетрадях:
      Эзопов язык — язык иносказаний.

      В XVIII в. во Франции при дворе короля Людовика XIV жил писатель Жан де Лафонтен. Он понял, что басни, которые писал Эзоп 23 столетия назад, продолжают оставаться важными, актуальными для людей и тоже стал сочинять и перерабатывать басни. Басни Лафонтена написаны стихами .

ВОРОН И ЛИСИЦА

Дядюшка ворон, сидя на дереве,
Держал в своем клюве сыр.
Дядюшка лис, привлеченный запахом,
Повел с ним такую речь:
«Добрый день, благородный ворон!
Что за вид у вас! что за красота!
Право, если ваш голос
Так же ярок, как ваши перья, —
То вы — Феникс наших дубрав!»
Ворону этого показалось мало,
Захотел он блеснуть и голосом,
Разинул клюв — и выронил сыр.
Подхватил его лис и молвил: «Сударь,
Запомните: всякий льстец
Кормится от тех, кто его слушает, —
Вот урок вам, а урок стоит сыра».
И поклялся смущенный ворон (но поздно!),
Что другого урока ему не понадобится.

ЛИСИЦА И ВИНОГРАД

      Лис-гасконец, а быть может, лис-нормандец
(Разное говорят),
Умирая с голоду, вдруг увидел над беседкой
Виноград, такой зримо зрелый,
В румяной кожице!
Наш любезник был бы рад им полакомиться,
Да не мог до него дотянуться
И сказал: «Он зелен —
Пусть им лакомится всякий сброд!»
Что ж, не лучше ли так, чем праздно сетовать?

ИЗРЕЧЕНИЕ СОКРАТА

Сократ однажды строил дом,
Каждый судил о нем по-своему:
Иному комнаты казались,
Право, дурны для такого хозяина,
Другой бранил внешний вид, но все
Твердили, что дом непомерно мал:
«Разве это дом? Повернуться негде!» —
«Ах, было б у меня столько истинных друзей,
Чтоб его наполнить!» — сказал Сократ.
И мудрец был прав:
Для таких его дом даже слишком был велик.
Каждый зовет себя другом, но глупец, кто этому верит:
Слыть другом — ничего нет легче,
Быть другом — ничего нет реже.



В России писатели XVIII и XIX вв. тоже сочиняли басни. Пишут басни и поэты нашего времени. Но самым прославленным русским баснописцем стал Иван Андреевич Крылов.

      IV. И. А. Крылов: детство, начало литературной деятельности
      Читаем статью учебника, посвященную жизни и творчеству И. А. Крылова (с. 56—58).
      Подчеркнем, что именно чтение помогло Крылову стать одним из самых образованных людей своего времени.

      Домашнее задание
      Подготовить рассказ об И. А. Крылове (2-е задание, с. 58).

      Опережающее домашнее задание
      Взять в библиотеке сборник басен Крылова, читать басни, готовиться к викторине (,см. ниже).




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!