СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русской литературы на тему "В. А. Жуковский: детство и начало творчества. Жуковский-сказочник. «Спящая царевна"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русской литературы на тему "В. А. Жуковский: детство и начало творчества. Жуковский-сказочник. «Спящая царевна"»

В. А. Жуковский: детство и начало творчества. Жуковский-сказочник. «Спящая царевна»

Цель: рассказать о поэте-романтике, его мастерстве переводчика, познакомить с произведением «Спящая царевна»; рассказать об отличии литературной и народной сказок; развивать навыки беглого литературного чтения.

Ход урока

      I. В. А. Жуковский: детство и начало творчества
      Чтение и составление плана статьи
      По статье учебника (с. 67—68) может быть составлен простой план в соответствии с абзацами. Учим детей выделять главное, не фиксировать в плане частности.
      Учитель может дополнить информацию учебника рассказом о том, что Жуковский учился в главном народном училище Тулы и был исключен из него за «неспособность». Он продолжил обучение в Туле, в доме своей крестной матери В. А. Юшковой, и в одиннадцать лет уже писал пьесы для домашнего театра. Когда Жуковскому было четырнадцать лет, в московском журнале «Приятное и полезное препровождение времени» было опубликовано его первое лирическое стихотворение. А с 1797 по 1800 год поэт учился в Московском университетском благородном пансионе и получил именную серебряную медаль. Имя его было помещено на мраморной доске в списке тех, кто закончил пансион с отличием.
      Именно В. А. Жуковский стал воспитателем будущего русского царя Александра II, при котором была проведена крестьянская реформа, освободившая русских землепашцев от крепостной зависимости.
      II. Жуковский-сказочник
      Учитель расскажет школьникам о состязании между Жуковским и Пушкиным летом 1831 г. в Царском Селе. Чтение статьи учебника «Из истории создания сказки „Спящая царевна“» (с. 78—79) дополнит рассказ учителя. Два последних абзаца этой статьи рекомендуем прочитать после знакомства со сказкой.
      III. «Спящая царевна»
      Выразительное чтение
      Чтение сказки может начать учитель, ученики продолжат и закончат (в зависимости от уровня техники чтения пятиклассников). На чтение всей сказки при среднем темпе понадобится около 12 минут.
      — Что вам особенно понравилось в сказке? Какие чувства вызвали различные эпизоды?
      Словарная работа
      — Какие слова и выражения вам показались старинными, непонятными?
      Пророк — предсказатель будущего, выполняющий волю богов.
      Оплошал — недоглядел, поступил оплошно, неразумно.
      Благонравна — благого, доброго, кроткого нрава.
      Дотоле — до сих пор, до этого времени.
      Сучить — вытягивать из кудели нить, скручивая прядь.
      Хорунжий — в царской армии казачий офицерский чин.
      Свита — сопровождающие, те, кто вьется вокруг главного лица.
      Сном пресекся разговор — разговор прервался из-за наступившего внезапно сна.
      Терновник — колючий кустарник, образующий труднопроходимые заросли.
      Ланиты — щеки.
      Домашнее задание
      Подготовить ответы на 2—5-й вопросы учебника (с. 79—80).




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!